Сергей Жихарев
Заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама»
Согласно справочнику World Aviation Directory, один раз в два года в австралийском городе Авалон (40 км от Мельбурна, штат Виктория) проводится Международный аэрокосмический салон (ASDU). Нынешний год не стал исключением. 19-23 февраля свыше 400 австралийских и зарубежных фирм представили обитателям пятого континента свои последние технические новинки. Среди них были впервые привезенные за семь морей экспонаты из России.

Для российских экспортеров вооружений и боевой техники австралийский регион можно откровенно назвать малоосвоенным. Слабое продвижение на этот сегмент рынка обусловлено множеством причин, одна из которых — значительная его удаленность со свойственными ему особенностями. Тем более авиационно-космической. Если посмотреть на боевой состав Королевских ВВС Австралии, то там доминируют американские символы. А если учесть популярность на континенте легкомоторной авиации (немало австралийцев прилетело в Авалон на своих самолетах), то о российском присутствии и вовсе говорить не приходится. Жаль, поскольку Азиатско-Тихоокеанский регион, а также Юго-Восточная Азия уже стали жизненно важными сферами для российских экспортеров вооружения и боевой техники. Достаточно вспомнить поставки в Малайзию истребителей МИГ-29, участие ВПК «МАПО» в филиппинском тендере, переговорах о поставке ВАТ в Индонезию, Вьетнам, Китай, Южную Корею. На этом фоне дебют ГК «Росвооружение» на австралийском рынке выглядит хоть запоздалым, но весьма важным. Но к чести госкомпании, российская премьера на ASDU-97 сопровождалась множеством заманчивых предложений: самолеты ОКБ «Сухого», гидросамолеты для тушения лесных пожаров Бе-103 и С-80ГП, системы ПВО «Тунгуска» и «Бук-М1», подводные лодки класса «Кило», «Амур» и многое другое. Не случайно министр военной промышленности и науки Австралии г-жа Бишоп надолго задержалась в павильоне «Росвооружение», внимательно изучая образцы представленных экспонатов. Спец-корреспондент ИТАР-ТАСС в Австралии Сергей Алмазов сообщил специально для «Авиапанорамы»: Авалон ждал прибытия на авиасалон сверхманевренного истребителя Су-37. Накануне перекрестки и витрины местных магазинов были увешены рекламными снимками и плакатами «суховских» самолетов, а местные СМИ усердно рекламировали российский «Терминатор», покоривший сдержанных жителей Туманного Альбиона на крупнейшем авиасалоне «Фарнборо-96». Правда, по мнению специалистов, размах австралийской выставки соответствовал лишь 20-25% крупнейших авиасалонов мира.
Основу экспозиции на сей раз составили, в основном, боевые и транспортные самолеты австралийских ВВС — F/A-18, F-111, С-130, а также Hawk-100, С-17, CN-235-220, вертолет Supper Cobra. Среди экспонатов были частные МИМ 5 УТИ, Як-52, Су-31. Широко представлялась сельскохозяйственная авиация и большая коллекция поршневых и реактивных ретросамолетов. Естественно, из-за отсутствия «гвоздя программы» — Су-37 — аплодисменты зрителей «украли» американские воздушные акробаты, чей репертуар на двух самолетах F-16 включал фигуры высшего пилотажа, исполненные после захода солнца.
Объясняя причины неприбытия российских боевых машин заместитель главы российской делегации, начальник управления ГК «Росвооружение» Валерий Клотов сообщил: любая демонстрация за рубежом военной техники требует решения правительства и в данном случае дело до конца не прошло. На «суховской» фирме добавили: заявку на перелет в Австралию пронесли что называется «на руках» по кабинетам чиновников. Однако времени не хватило даже в этом случае, и долгожданное решение оказалось запоздалым, хотя люди и техника терпеливо ждали сигнала на перелет. Исполнительный директор авиасалона Иэн Хоннери туманно сослался на «коммерческие причины», помешавшие своевременному прибытию столь ожидаемого участника воздушного парада.
Тем не менее, устроители авиасалона остались довольны его итогами. Аналогичное мнение высказала и российская сторона. Далекая Австралия для российских экспортеров вооружения стала немного ближе — интерес к продукции российского ВПК со стороны гостей и участников был большой. Специалисты отметили хорошие потенциальные возможности проникновения на этот традиционно американский рынок российских товаров от оборонки.

«Из трех составляющих Австралийские Силы Обороны Королевские ВВС более всего были подвергнуты реорганизации и должностным перемещениям. За последние годы персонал ВВС был сокращен в среднем на 25% — 5400 военнослужащих и 1000 гражданских лиц. При этом они не снизили своей боеготовности, хотя такие сокращения и привели к определенной неуверенности в среде персонала ВВС. Мы предпринимаем определенные позитивные шаги для преодоления этой тенденции. В нашей ситуации реорганизация не была связана с окончанием «холодной войны», а обоснована чисто экономическими причинами. До 2000 года будет реализована программа коммерческой поддержки развития ВВС, а предстоящие десять лет будут посвящены их дальнейшему техническому перевооружению. В частности, до 2015 года будет выделено свыше 200 млн овтралийских долларов на поставку 70 истребителей F/A-18, которые вместе с самолетами F-111G составят основу Королевских ВВС. Кроме того, планируется к 2002 году замена 12 транспортных самолетов С-130Е на C130J-30. Серьезные изменения коснутся парка военно-морской авиации, ПВО, береговой охраны».

Главнокомандующий Королевских ВВС Австралии
маршал Лес Фишер