В 1987 г. участники Международного авиасалона в Ле Бурже вперные увидели российский спортивный самолет Су-26. Зто был дебют «ОКБ Сухого» на престижной аэрокосмическом салоне во Франции. Демонстрационные полеты на Су-26 тогда выполнял еще малоизвестный пилот Евгений Фролов. Десять лет спустя он поднимет в небо Ле Бурже самолет XXI века — многоцелевой истребитель Су-37.
О своих впечатлениях десятилетней давности рассказывают заместитель генерального конструктора АО «ОКБ Сухого» Владимир КОНОХОВ и генеральный директор ОАО «Передовые технологии Сухого» (в 1987 г. — директор завода) Борис РАКИТИН.

su26Правительство СССР решило отправить в Ле Бурже самолет Су-26, который накануне победно выступил на чемпионате мира в Англии. Выставлять в ту пору военные самолеты было запрещено — перестройка только началась, и впервые Су-27 показали только в 1989 г.
…Транспортный самолет Ан-124 «Руслан» доставил наш груз в Ле Бурже. Собирать самолет пришлось вчетвером — еще был авиамеханик Юрий Филипенко. Это зрелище вызвало любопытство у французов — четверо русских в термостойких космических комбинезонах зеленого цвета под знойным солнцем сами собирают самолет. Хорошо, что они еще не знали, какие должности мы занимаем. Интерес к нам был еще и потому, что мы прибыли на выставку первыми, и местные корреспонденты внимательно изучали техническую культуру сборки Су-26: какими инструментами и механизмами мы пользовались.
Наша излишняя старательность и волнение сказались — в двигатель перелили масла и после нескольких попыток запуска вдруг из-под капота вырвалось пламя. Первая мысль — вот и закончилась для нас выставка. Правда, все обошлось: пламя погасили, самолет подготовили к полетам, и первые вылет прошел с большим успехом.
В один из дней нам передали: первый космонавт Франции Жан-Лу Кретьен заинтересовался самолетом Су-26 и выразил пожелание при возможности полетать на нем. Мы не входили в состав официальной делегации и с радостью дали свое согласие. Когда об этом узнало местное начальство, то нас предупредили: нельзя рисковать жизнью легендарного французского космонавта. Правда, затем более высокое руководство дало добро. Кретьен узнал об этом на банкете в советском посольстве, а уже на следующий день рано утром приехал на аэродром. Осмотрев самолет, он попросил немного времени для тренировки и уехал. Полет состоялся в предпоследний день выставки ближе к вечеру. Мы ожидали большого числа журналистов, однако пришел лишь один, который накануне узнал о предстоящем полете Кретьена. Поделиться этой информацией со своими коллегами он не пожелал, решив, что у него будет эксклюзив. Полет прошел нормально, и мы смогли спокойно перевести дух. Было очевидно — наш дебют состоялся, и вполне успешно.
Сегодня, на 42-м авиасалоне в Ле Бурже, «ОКБ Сухого» представляет свое очередное достижение — многоцелевой истребитель Су-37, которому нет равных в мире. И как 10 лет назад новую машину поднимет в воздух пилот «ОКБ Сухого», Герой России Евгений Фролов.