Владимир Яковлев
начальник НИО АООТ «ОКБ Сухого»
На прошедшей в декабре-январе 1996-1997 гг. выставке-конкурсе «Дизайн-96» самолеты «ОКБ Сухого» завоевали в номинации «Промышленный дизайн» — серебряную «Викторию» и Гран-при выставки — золотую «Викторию». В 1996 г. Союзом дизайнеров РФ выдвинуты на соискание Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства по разделу «Промышленный дизайн» истребитель Су-27 и семейство самолетов, созданных на его базе.

Поднявшись в воздух 20 мая 1977 года, он, кажется, уже остался там навсегда. Любой аэросалон, любая выставка считают Су-27 и его «младших братьев» желанными гостями. Все они как близнецы — очень похожи друг на друга, и вместе с тем у каждого свое лицо, свой характер, свои бойцовские качества.
Компоновка самолета, к которой пришли еще в 1969 году, практически сохранилась во всех последующих модификациях, обеспечив им внешнюю красоту, стремительный полет копья и неожиданные па веселого танцора. В лучших традициях русской авиации создан самолет, отвечающий современным требованиям к самолету-защитнику и радующий нас как произведение искусства. Строгость линий, динамизм формы, лаконичность общей композиции — признаки совершенства любой вещи, в том числе и каждого самолета этого прекрасного семейства. Конструкторами с 1970 года разработано и рассмотрено несколько десятков компоновок. Реальное воплощение получили:

  • учебно-боевой самолет Су-27УБ;
  • корабельный истребитель Су-33;
  • многоцелевой истребитель с изменяемым вектором тяги Су-35 (широко известный на западе как Су-37);
  • двухместный специализированный самолет Су-32ФН.

Подтверждением высоких аэродинамических качеств являются мировые рекорды серийного самолета Су-27 (в честь победы под Сталинградом в 1942 г. названого П-42). Су-27 установил уже 27 рекордов. Авторами рекордных полетов стали летчики-испытатели ОКБ: Николай Садовников (10 рекордов), Олег Цой (8), Виктор Пугачев (5), Евгений Фролов (4). Это авторский успех конструкторов и летчиков.
Су-27 — первый в мире самолет, выполнивший динамическое торможение с выходом на углы атаки 120-130( («Кобра Пугачева»). Су-35, оснащенный передним горизонтальным оперением и двигателями с управляемым вектором тяги способен выполнять фигуры на околонулевых скоростях без ограничений по углу атаки: поворот на «кобре», форсированный разворот, разворот в вертикальной плоскости на 180( и 360( без изменений высоты полета («кульбит») и др. Трудно представить, что будет способен выполнить самолет оснащенный двигателями с изменяемым вектором тяги и в горизонтальной плоскости. За успешное создание уникального с точки зрения боевых возможностей и конструкции истребителя был выдвинут на соискание Государственной премии РФ авторский коллектив в составе:
Сухой Павел Осипович (посмертно, генеральный конструктор до 1975 г.);
Симонов Михаил Петрович (генеральный директор — генеральный конструктор АООТ «ОКБ Сухого»);
Авраменко Владимир Сергеевич (исполнительный директор);
Антонов Владимир Иванович (заместитель начальника отдела проекта);
Ильюшин Владимир Сергеевич (генерал-майор, летчик-испытатель);
Кошафутдинов Станислав Тиморкаевич (заместитель директора СибНИА, аэродинамик);
Кнышев Алексей Иванович (заместитель генерального конструктора — главный конструктор);
Погосян Михаил Асланович (заместитель генерального конструктора).
Это специалисты, уже четверть века создающие самолеты марки «Су», и в статье приведены их сегодняшние должности.
В настоящее время резко изменилось отношение к так называемому «вероятному противнику», нет Министерства авиационной промышленности, значительно изменилось Министерство обороны России, и всю ответственность за создание отечественной авиационной техники возложили на конструкторские бюро. Результат сказался: стали появляться новые авиационные комплексы в ряде случаев не создаваемые в противовес США, а… опережающие их разработки.
Это новое явление должно определенным образом находить финансовую поддержку или за счет бюджета или за счет коммерческих работ, по разработке самолетов на экспорт. АООТ «ОКБ Сухого» использует все возможные каналы финансирования новых программ создания новейших авиационных комплексов. Эту работу успешно реализует генеральный директор — генеральный конструктор — Михаил Симонов. Основные черты промышленного дизайна самолета Су-27 оказали и будут оказывать серьезное влияние на формирование облика отечественных и зарубежных самолетов следующих поколений.
Союзом дизайнеров РФ проведена сертификация самолетов Су-27 и Су-32ФН (сертификаты NN 001 и 002 от 10 июня 1996 года). 13 мая с.г. президент союза Ю.Назаров сообщил, что наибольшее число голосов секции, рассмотревшей все представленные работы на присуждение Государственной премии по разделу «промышленный дизайн», набрала «дизайнерская и эргономическая разработка семейства самолетов Су-27».
Всем известно высказывание А.Н.Туполева: хорошо летают красивые самолеты. Су-27 — подтверждение этому.