Владимир Карнозов Следуя завету Александра Суворова, ОКЕ им. П.О. Сухого научило свой штурмовик воевать «не числом, а умением». За один боевой вылет звено Су-39 способно остановить прорыв бронетанкового полка противника.

Су-39 (Су-25Т)В последнее время многие государства задаются вопросом: как уменьшить военные расходы без снижения уровня своей обороноспособности ниже черты разумной достаточности. ОКБ им. П.О. Сухого предлагает свой вариант ответа: «хочешь разоружения — перевооружайся». Смысл этой формулы заключается в замене устаревшей военной техники относительно небольшим количеством многоцелевых самолетов нового поколения. Перевооружение авиационных частей непосредственной поддержки сухопутных войск на самолеты Су-39 позволит сократить их численность в три раза. При этом число летательных аппаратов и военнослужащих, а значит и расходы на содержание армии, уменьшаются без ущерба для национальной безопасности.
По мнению аналитиков, главной задачей авиации обороняющейся стороны в начальный период современной войны между двумя государствами будет уничтожение ударных бронетанковых соединений агрессора, или, по крайней мере, снижение темпов их продвижения вглубь национальной территории с тем, чтобы дать своим сухопутным войскам время на перегруппировку и организацию ответных действий. Штурмовики Су-39 способны решить такую задачу в радиусе до 800 км.
Идея использования авиации против танков — не нова. В начале семидесятых годов США и СССР создали бронированные реактивные штурмовики А-10 и Су-25, успешно участвовавшие в боевых действиях. Поначалу второе пришествие относительно тихоходных «летающих танков», случившееся в эпоху сверхзвуковых скоростей, встретило непонимание и скептицизм со стороны военных. Генерал Шварцкопф, командовавший многонациональными силами во время войны с Ираком, признался, что только «Буря в пустыне» изменила его отношение к бронированным самолетам огневой поддержки: «Я понял, что штурмовики А-10 — незаменимы; без них мне было бы труднее одержать победу».
Но время не стоит на месте, и на сегодняшний день эффективность А-10 и Су-25 уже считается недостаточной. Они, в частности, не обеспечивают надежного поражения мобильных точечных целей в условиях низкой облачности и ночью. На замену устаревших самолетов в России разработан Су-39, представляющий собой глубокую модернизацию Су-25. Новый самолет предназначен для решения трех основных задач:
— Уничтожение танков, БМП, БТР и САУ на марше, поле боя и местах их сосредоточения перед вводом в бой в сложных метеоусловиях днем и ночью;
— Уничтожение морских целей типа быстроходных катеров, десантных барж, фрегатов и эсминцев;
— Уничтожение авиации сухопутных войск, ударных и тяжелых военно-транспортных самолетов на земле и в воздухе.

Процесс нанесения ракетно-бомбовых ударов самолетом Су-39 максимально автоматизирован. Полет по маршруту и выход на цель осуществляется автоматикой по данным, вводимым в бортовой вычислительный комплекс непосредственно перед вылетом. Текущие координаты самолета определяются с помощью спутниковых систем GLONASS и NAVSTAR с точностью до 15 м, либо в инерциальном режиме с коррекцией по оптическому локатору и радиолокатору.
В момент выхода в район цели бортовой оптико-электронный прицельный комплекс «Шквал» начинает работу в режиме сканирования местности. В зависимости от высоты полета, он просматривает полосу шириной от 500 м до 2 км. Обнаружив цель на телевизионном экране, летчик производит привязку к цели, накладывает прицельную рамку и включает режим сопровождения цели телеавтоматом. Ведомый системой автоматического управления, самолет автоматически доворачивает на цель.
При выполнении бомбовой атаки летчик удерживает боевую кнопку в нажатом состоянии до тех пор, пока не произойдет автоматическое отделение боеприпаса при прохождении расчетной точки сброса. В случае использования управляемых ракет летчик производит пуск нажатием на боевую кнопку и наблюдает результаты стрельбы на телевизионном экране. Повторный заход и выход из атаки осуществляются нажатием на соответствующие кнопки.
При выполнении полета ночью задачи бомбометания и пуска лазерных ракет решаются низкоуровневой телевизионной системой «Меркурий», которая размещается в подвесном контейнере. В отличии от своих западных коллег, которые, в основном, используют тепловизоры в качестве пилотажных систем, специалисты ОКБ им. П.О. Сухого возлагают надежды на тепловизоры прежде всего как прицельные комплексы. Несмотря на заметный прогресс в развитии таких систем за последние годы, их разработчикам предстоит еще немало потрудиться над своими изделиями прежде чем те удовлетворят жестким требованиям самолетостроителей.
Благодаря высокой степени автоматизации полета, психологическая и физическая нагрузка на человека существенно снижается, что позволяет летчикам увереннее справляться с поставленной боевой задачей. Благоприятное влияние на морально-психологическое состояние пилота оказывает усиленная защита кабины, сварная титановая конструкция которой выдерживает попадания пуль, осколков и снарядов калибра до 30 мм.
Важное отличие Су-39 от реактивных штурмовиков первого поколения — наличие на борту радиолокационного прицельного комплекса. При работе по земле, импульсно-доплеровская РЛС «Копье» обеспечивает всепогодность и круглосуточность применения самолета и выдачу предварительного целеуказания. Так, движущаяся по лесной дороге колонна танков обнаруживается на дальности свыше 20 км, железнодорожный мост — 100 км.
Установка современной РЛС позволила включить в состав вооружения Су-39 новейшие ракеты типа «воздух-воздух» и «воздух-корабль». Теперь штурмовик может на равных вести дальний воздушный бой с истребителями, вооруженными радиолокационными ракетами типа «Спэрроу» и «AMRAAM».
Ближний бой с Су-39 — не менее опасен. Тепловые ракеты Р-73Э, подвешиваемые под Су-39 для самообороны, считаются лучшими в мире, а мощная бортовая станция оптико-электронного подавления ставит помеху новейшей американской ракете «Супер Сайдуиндер» с высокой степенью вероятности. Для уничтожения Су-39 огнем 20-мм пушки «Вулкан» требуется добиться не менее тридцати попаданий — задача не из легких, особенно на низких высотах, где радиус и время разворота у штурмовика меньше, чем у существующих истребителей.
Бортовая станция радиотехнической разведки «Пастель» предоставляет летчику Су-39 полную информацию о работающих наземных и воздушных РЛС, что позволяет ему не только своевременно подготовится к отражению атак истребителей, но и применить по наиболее опасным наземным РЛС противорадиолокационные ракеты Х-31П и Х-58УЭ. Если рабочая частота РЛС не попадает в диапазон головок самонаведения Х-31П и Х-58УЭ, ее выводят из строя с помощью лазерных ракет типа Х-25МЛ или «Вихрь».
Основное назначения «Вихря» — поражение, прямым попаданием, современных танков и БМП с толщиной брони до 1 м. Вероятность уничтожения движущегося танка типа «Леопард-2» одной ракетой «Вихрь», выпущенной с Су-39 по целеуказанию от оптико-электронного комплекса «Шквал», составляет 0.8-0.85. В арсенале самолета есть и более тяжелые управлямые ракеты Х-29Л, Х-29Т и Х-25МЛ.
Однако именно наличие «Вихрей» делает Су-39 действительно универсальным самолетом. Сверхзвуковая скорость, высокая точность попадания и относительно большая дальность стрельбы позволяют успешно применять эти ракеты по наземным, морским и воздушным целям. Так, например, вертолет типа «Апач» обнаруживается «Шквалом» на дальности 6 км и уничтожается «Вихрем» с вероятностью 0.9. Во время испытаний прямым попаданием ракеты был сбит самолет-мишень Ту-16. Боекомплект из 16 «Вихрей» позволяет штурмовику уничтожить в одном боевом вылете порядка 12 танков и вертолетов в любом сочетании.
Считается, что при атаке механизированных соединений противника самолетам штурмовой авиации целесообразно действовать совместно с противотанковыми вертолетами, эффективными над полем боя и малопригодными для действий в глубине вражеской обороны (по причине высокой уязвимости от огня ПЗРК, зенитной артиллерии и стрелкового оружия). Радиоэлектронные средства противодействия, комплекс боевой живучести и высокая скорость позволяют Су-39 выполнять боевые задачи над территорией противника с большой вероятностью возвращения на свой аэродром.
Особо следует отметить, что с помощью «Вихрей» Су-39 может расстреливать танки противника оставаясь вне зоны действия его зенитных средств. Относительно небольшие величины минимальной дистанции до цели и разрешенной высоты пуска ракеты позволяют работать «Вихрем» в условиях ограниченной видимости (например, при метеоминимуме 2 км на 200 м). В условиях Европы, которая нередко прикрыта облачностью с нижней кромкой 200 м, только Су-39, вооруженный ракетами «Вихрь», может успешно бороться с подвижными бронированными целями.
Отработка «Шквала» и «Вихрей» была успешно завершена в 1993 году, в процессе государственных испытаний восьми самолетов Су-25Т. Всего было выполнено более 3000 полетов и около 40 пусков ракет «Вихрь». В настоящее время специалисты ОКБ им. П.О. Сухого проводят «привязку» РЛПК «Копье», ракет «воздух-воздух» и «воздух-корабль» к новой бортовой системе управления оружием. Завершается доработка второго опытного самолета — он будет нести «живую» РЛС. В августе к программе испытаний присоединится третий экземпляр Су-39, достраивающийся на авиазаводе в Улан-Уде. В будущем планируется построить еще несколько предсерийных Су-39.
Исследования, проведенные НИИ МО, НИИ АС и ОКБ им. П.О. Сухого, по сравнительной эффективности выполнения 12 основных боевых задач самолетами Су-39, F-16, Мираж-2000-5, «Рафаль» и «Грипен», позволяют утверждать, что по критерию «стоимость — эффективность» российский штурмовик — лучшее средство сохранения национальной обороноспособности в современных условиях.