Юрий Егоров
Начальник отделения ОАО «АК им. С.В.Ильюшина»
Впервые поднятый в воздух 16 мая этого года самолет Ил-96Т уже в июне был продемонстрирован мировой общественности на авиационной выставке в Ле Бурже Новый российский самолет привлек к себе внимание представителей авиатранспортных компаний мира.

Ил-96Т26 апреля 1997 г. в Воронежском авиационном самолетостроительном объединении состоялась торжественная церемония завершения постройки и передачи на летные испытания нового широкофюзеляжного транспортного самолета Ил-96Т, в которой принял участие премьер-министр России Виктор Черномырдин. После окончания торжественной церемонии самолет Ил-96Т был установлен рядом с другими грузовыми самолетами, созданными в Авиационном комплексе им. С.В.Илыошина под руководством генерального конструктора Генриха Новожилова, — грузовым самолетом для местных воздушных линий Ил-114Т, который рассчитан на перевозку 7 т грузов, и средним транспортным самолетом Ил-76МФ, способным перевозить коммерческую нагрузку массой 52 т. Теперь в этом ряду появился скоростной межконтинентальный транспортный самолет, максимальная коммерческая нагрузка которого равна 92 т. Он имеет практическую дальность полета более 14 000 км и крейсерскую скорость 870 км/ч и может эксплуатироваться с существующих в большинстве крупных городов взлетно-посадочных полос.
Завершение постройки самолета Ил-96Т знаменует новый этап в развитии отечественной авиационной техники и является плодом многолетней целеустремленной работы коллективов ОАО «АК им. С.В.Ильюшина», Воронежского авиационного самолетостроительного объединения во главе с генеральным директором А.Михайловым, а также многих научных, конструкторских и производственных коллективов, в сложных условиях экономической реформы решивших трудную задачу создания новейшего скоростного межконтинентального транспортного самолета.
На главной грузовой палубе Ил-96Т устанавливается до 25 грузовых поддонов длиной 3,175 м со стандартным поперечным сечением 2,44 х 2,44 м. Погрузка осуществляется через грузовой люк (шириной 4,85 м и высотой 2,875 м) с левой стороны фюзеляжа. Возможно размещение поддонов с грузами длинной 6,8 м. В двух нижних грузоотсеках самолета размещается 32 стандартных контейнера типа LD-3 или грузовых поддона.
Погрузочно-разгрузочные операции механизированы, имеются шариковые настилы и роликовые дорожки, а также быстродействующие замки для крепления поддонов с грузами.
В передней части грузовой кабины, сразу за задней перегородкой кабины экипажа, находится помещение для лиц, сопровождающих груз, с необходимым бытовым и аварийно-спасательным оборудованием. От грузовой кабины это помещение отделяется мягкой противодымной перегородкой и аварийной барьерной сетью. Сеть способна выдержать девятикратную перегрузку, направленную вперед по полету, которую могут (хотя это и маловероятно) создать сорвавшиеся с креплений грузы при аварийной посадке самолета.
На самолете Ил-96Т устанавливаются высокоэкономичные и экологически чистые двигатели PW 2337 фирмы Pratt & Whitney с малыми удельными расходами топлива и со взлетной тягой 17 тс каждый, а также авионика фирмы Collins. Новая электроника определила основные принципы компоновки кабины экипажа, проектирование которой завершило эволюцию развития кабин самолетов «Ил» — от пяти человек на самолете Ил-62 до трех на Ил-86 и Ил-96-300 и, наконец, до двух человек на Ил-96Т. Передача функций радиста, затем штурмана, а в настоящее время и бортинженера бортовым системам стала возможной благодаря внедрению новейших технических достижений в области электроники и вычислительной техники.
Современный цифровой пилотажно-навигационный комплекс и бортовое оборудование обеспечивают практически полную автоматизацию самолетовождения Ил-96Т в сложной метеорологической обстановке над всеми районами земного шара, выполнение автоматической посадки по категории ША Международной организации гражданской авиации (ИКАО) с последующим переходом на категорию ШВ.
Высокий уровень автоматизации полета, вывод всей полетной и навигационной информации, а также информации о работе бортовых систем на экраны цветных многофункциональных индикаторов позволяют надежно осуществлять управление самолетом экипажу из двух человек — командиру корабля и второму пилоту. За их креслами предусмотрены места для двух наблюдателей (проверяющих или лоцманов).
При разработке дизайна и компоновки пилотской кабины решались задачи максимального обеспечения безопасности и регулярности полетов. Предусмотренные для отдыха сменного экипажа места позволят авиакомпаниям выбирать оптимальный режим работы пилотов на маршрутах большой протяженности.
Установленные на Ил-96Т двигатели фирмы Pratt & Whitney и авионика фирмы Collins выполнены на современной элементной базе, имеют международные сертификаты летной годности, глобальную сеть обслуживания и материально-технического обеспечения практически во всех странах мира. Учитывая огромную дальность полета Ил-96Т, это должно дать авиакомпаниям, эксплуатирующим самолет Ил-96Т, гарантированное получение прибыли при выполнении грузовых перевозок, особенно межконтинентальных, объем которых, как показывают маркетинговые исследования, имеет постоянную тенденцию к увеличению.
Сочетание высоких летно-технических характеристик с высокой для самолетов этого класса грузоподъемностью, а также применение американских двигателей и авионики делают самолет Ил-96Т на мировом авиационном рынке конкурентоспособным по отношению к новейшим дальним широкофюзеляжным транспортным самолетам MD-11 фирмы Мс Donnell Douglas (по сравнению с ним Ил-96Т имеет на 2 т большую максимальную коммерческую нагрузку) и пока находящимся в разработке грузовому варианту самолета А-340-300 европейского консорциума Airbus Industrie.
Благодаря большой скорости и дальности полета Ил-96Т имеет лучшие экономические показатели и по сравнению с Ил-76. Но эти две машины ее являются соперниками, они гармонично дополняют друг друга. Ил-96Т — грузовой межконтинентальный «экспресс», а Ил-76 — труженик, способный выполнять самую разнообразную работу, Он перевозит нестандартные, крупногабаритные грузы — тягачи, буровое оборудование, тяжелые транспортные средства, работая на слабооборудованных аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами.
Создание самолета Ил-96Т стало возможным благодаря научно-техническому заделу, накопленному отечественной авиационной промышленностью при создании первых широкофюзеляжных пассажирских самолетов Ил-86, и особенно Ил-96-300. С самого начало самолет Ил-96-300 был задуман как базовый самолет семейства широкофюзеляжных самолетов различного назначения, объединенных обшей конструкцией планера и бортовых систем, но различающихся между собой величиной коммерческой нагрузки, дальностью беспосадочного полета, типом и числом установленных на них двигателей. С этой целью во второй половине 80-х годов в ОКБ Авиационного комплекса была разработана «Программа создания пассажирских и транспортных самолетов «Ил» до 2000 года». Оно основывается на прогнозе роста объема перевозок мирового воздушного транспорта.
Практической реализации программы способствовал высокий уровень технического совершенства самопета Ил-96-300 в аэродинамике, конструкции планера, бортовых системах и оборудовании.
Испытательные полеты Ил-96-300 с предельно-передними центровками, равными 10% САХ, выполненные летчиками-испытателями Станиславом Близнюком и Анатолием Кнышовым, показали нормальные характеристики устойчивости и управляемости самолета, достаточную эффективность рулей на всех режимах полета. Это позволило значительно удлинить носовую часть фюзеляжа самолета при проектировании различных модификаций. Статические и ресурсные испытания планера Ил-96-300 подтвердили возможность создания «удлиненного» варианта самолета.
В конструкции, системах и оборудовании Ил-96-300 заложены наиболее совершенные проектно-конструкторские решения: применены многоканальные резервированные и автоматизированные бортовые системы, связанные с пилотажно-навигационным комплексом, в том числе электродистанционная система управления самолетом. Предусмотрена возможность оснащения перспективных модификаций этого самолета еще более совершенным электронным оборудованием и комплектующими изделиями как отечественного, так и зарубежного производства.
Следует отметить, что коллектив Воронежского авиационного самолетостроительного объединения в сжатые сроки освоил серийное производство самолетов Ил-96-300, максимально сократив сроки поставок самолетов заказчикам, что имеет огромное значение для коммерческого успеха новых самолетов в условиях рыночной экономики и жесткой конкуренции со стороны производителей авиатехники США и Европы.
В соответствии с «Программой создания пассажирских и транспортных самолетов «Ил» до 2000 года» но основе Ил-96-300 были разработаны проекты транспортного самолета Ил-96Т и пассажирского варианта — Ил-96М. От базового Ил-96-300 новые машины отличаются повышенной коммерческой нагрузкой (максимальная пассажировместимость Ил-96М — 436 мест) и большей дальностью беспосадочного полета. Это достигнуто увеличением длины фюзеляжа на 9,35 м (цилиндрические вставки 6,05 м перед крылом и 3,3 м — за крылом). При этом взлетная масса Ил-96Т/М составила 270 т.
К этим самолетам проявили интерес зарубежные фирмы, и программа стала международной. Наряду с большим количеством поставщиков комплектующих изделий из России и стран СНГ в создании Ил-96Т/М принимают участие 18 авиационных фирм США. Программа была поддержана президентами России и США. Однако вопрос о ее финансировании долгое время не решался, и работа по строительству опытного самолета Ил-96МО, предназначенного для оценки летно-технических характеристик и проведения первоначальных сертификационных испытаний с двигателями фирмы Pratt & Whitney и авионикой фирмы Collins, велась на средства участвовавших фирм.
Впервые в практике ОКБ возникло много новых вопросов, связанных, например, с организацией совместной работы специалистов разных стран, сертификацией самолета по нормам, обеспечивающим конкурентоспособность самолета на мировом рынке, маркетингом, финансированием. Было проведено взаимное ознакомление специалистов России и США с особенностями конструкции самолетов Ил-96Т/М и их систем, двигателей PW 2337 Pratt & Whitney, пилотажно-навигационного комплекса и электронного оборудования фирмы Collins. Одновременно определялась необходимая комплектация поставляемых изделий и агрегатов, решались технические вопросы по их размещению на самолете, взаимному согласованию сигналов управления американских двигателей, агрегатов электронного оборудования с отечественными бортовыми системами и оборудованием самолета Ил-96Т/М.
Совместно с Государственным авиационным регистром России и Федеральной авиационной администрацией (FAA) США разработан сертификационный базис для самолета Ил-96Т/М, учитывающий требования национальных Норм (Авиационных правил) летной годности России и Норм США — FAR 25.
6 апреля 1993 г. опытный Ил-96МО был впервые поднят в воздух с Ходынского аэродрома, расположенного в самом центре Москвы, летчиками-испытателями ОКБ С.Близнюком и А.Кнышовым. А уже в июне самолет участвовал в авиационной выставке в Париже и получил высокую оценку специалистов. Летчик фирмы Collins Росс Вейнс, оценивая Ил-96МО, сказал: «На этом самолете очень приятно летать. Он имеет хорошую устойчивость и управляемость при кренах до 40° и соответствует западным образцам».
Знакомство специалистов авиатранспортных компаний с «живым» самолетом Ил-96МО определило заказы на самолеты Ил-96Т/М. Первой заказала три грузовых Ил-96Т и семнадцать пассажирских Ил-96М авиакомпания «Аэрофлот — Российские международные авиалинии». При этом выявился ряд новых проблем, необходимость решения которых для успешной коммерческой деятельности на внутреннем и международном авиационном рынке становится особенно актуальной в условиях экономических реформ, проводимых в России. Прежде всего следует преодолеть разобщенность этапов создания нового самолета, которая была характерна для советской авиационной промышленности. Этот процесс в современных условиях должен быть единым и направляться из одного центра, а не разорванным, как это было до последнего времени, когда конструкторское бюро отвечало за создание самолета, серийный завод — за его производство, внешнеторговые организации — за продажу и послепродажное обслуживание. Кроме того, усиливающаяся конкуренция на рынке производителей самолета определяет необходимость резкого сокращения сроков создания и серийного производства авиационной техники, что при всевозрастающей сложности перспективных самолетов требует объединения усилий самолетостроительных конструкторских бюро и серийных заводов.
С созданием и началом летных испытаний самолета Ил-96Т открывается новый этап не только в развитии отечественной авиации, но и в сотрудничестве специалистов России, США и других стран в области разработки и совершенствования гражданской авиационной техники.
Ожидается, что осенью 1997 г. самолет получит сертификат летной годности и начнется его поставка заказчикам.