Александр Бажанов 4-й Международный авиакосмический салон (МАКС-99) состоится 17-22 августа 1999 г. Впервые, еще за два года до его проведения, Председатель правительства РФ подписал распоряжение №1187 от 20.08.97 г. Это говорит о том, что руководство страны поняло необходимость проведения подобных мероприятий и подготовка к МАКС-99 уже началась.
А МАКС-97 с каждым днем все дальше уходит от нас в историю. Однако впечатления от увиденного в Жуковском еще долго будут вызывать чувство гордости за российскую авиацию и принятые на нем решения, и достигнутые соглашения несомненно уже дали толчок ее дальнейшему развитию. В полной мере эффект проявится позже, но что-то можно отметить уже сейчас.

МАКС 1997МАКС-97 торжественно открыл Президент страны. Находясь под впечатлением от увиденного, Борис Ельцин изложил свою точку зрения на развитие авиации в России в радиообращении: «Строить самолеты и вертолеты под силу немногим. Есть только два государства, которые способны самостоятельно производить все виды авиационной техники, — Россия и США. Наша военная авиация по праву считается одной из лучших в мире. По ряду важных показателей она заметно превосходит зарубежные аналоги. Поэтому покупают ее очень охотно. И саму технику, и лицензии на ее производство. Ведь это триллионы рублей.» Сказал он это буквально накануне подписания Указа «О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами».
Теперь экспорт вооружения, военной техники, продажа лицензий на их производство и технологий будут прерогативой трех компаний — «Росвооружения», «Промэкспорта» и «Российских технологий». Насколько оправдано такое разделение, покажет только время, но уже давно большинство иностранных покупателей одновременно с закупкой авиатехники выставляли требование и о продаже лицензии на ее производство (как это было при продаже Су-27 Китаю). Придется либо покупателю вести переговоры поочередно со всеми компаниями, либо усаживаться всем за один стол.
По оценке министра экономики Якова Уринсона, «компания «Росвооружение» сделала в последние серьезные шаги вперед», а на авиасалоне в Жуковском выполнила все задачи, поставленные правительством». Самые крупные контракты последнего времени, подписанные ГК «Росвооружение», связаны с авиацией и составляют более 60% общей суммы, полученной от торговли оружием. Это поставки МИГ-29 в Малайзию. продажа Китаю и Индии самолетов семейства Су. В начале августа руководство Индонезии официально объявило о намерении закупить у России крупную партию авиационной техники.
Впечатление от увиденного на МАКС-97 у Президента России было таково, что он отдал распоряжение правительству создать консультативный совет по проблемам авиации и космоса, в который должны войти ведущие специалисты в авиакосмической сфере, в том числе руководители Российского космического агентства, НПО «Энергия», ведущих научных институтов, главкомы ВВС и РВСН. Совет будет представлять президенту рекомендации, касающиеся стратегии развития российской авиационно-космической отрасли.
В 3-м Международном авиационно-космическом салоне МАКС-97 приняли участие 328 авиакосмических фирм из 24 стран мира. Россию и страны СНГ представляло более 250 предприятий и организаций, включая все ведущие научно-исследовательские институты, ОКБ и заводы, учебные заведения. Российские производители авиации, в первую очередь военной, имеют хорошие перспективы на внешнем рынке, поскольку Россия предлагает покупателям последние разработки, в то время как американские компании зачастую продают устаревшую технику, оставляя последние технические новинки для собственного потребления. На стоянках и в павильонах Россия представила 91 новейшую разработку: это система ПВО «Фаворит», ракета-носитель «Протон-М», самолеты Ил-96МД, Су-37, МИГ-29СМТ и многое другое. Только на рынке космических услуг Россия получит в этом году $640 млн, а в 2000 г. — $1 млрд.
Салону сопутствовала не только хорошая погода, позволившая посмотреть авиатехнику на земле и в воздухе, но и отличная деловая атмосфера. Состоялись переговоры, подписания протоколов о намерениях, соглашений и договоров. Вот некоторые из них.
Подписано соглашение между Airbus Industrie и Минэкономики о сотрудничестве в реализации проекта сверхбольшого пассажирского самолета А-3ХХ. Западноевропейские производители считают, что только в союзе с Россией можно выдержать натиск американских самолетостроителей на мировом авиарынке. Этим же соглашением предусмотрено оказание помощи в получении европейского сертификата на Ту-204, содействие в совершенствовании системы управления качеством на отечественных авиазаводах. Последнее необходимо для получения предприятием сертификата качества.
На авиасалоне достигнуто соглашение с фирмой Aerospatiale Group о начале работ над совместным российско-французским проектом экспериментального гиперзвукового летательного аппарата EDITH для создания научно-технического и технологического задела в интересах разработки перспективной аэрокосмической системы многоразового исполнения.
Достигнута договоренность с представителями NASA о возможном финансировании американской стороной совместных программ в области исследования динамики полета самолетов на больших углах атаки.
АНТК им. А.Н.Туполева с 1990 г. вел совместно с германской авиакосмической промышленностью исследования по возможности реализации проекта «водородного самолета». Теперь АНТК и Deutsch Aerbus переходят к практическому созданию самолета-демонстратора, о чем был подписан меморандум о взаимопонимании.
ВПК «МАПО» подписал два соглашения с французскими фирмами-партнерами по программе создания учебно-тренировочного самолета МИГ-АТ. Первое из них, подписанное ВПК «МАПО» и МАПО «МИГ» с фирмами SNECMA и Sextant Avionique, предполагает создание совместной маркетинговой группы по продвижению самопета МИГ-АТ на международный рынок. Второе — Протокол о коммерциализации программы «МИГ-AT», подписанный ВПК «МАПО» и МАПО «МИГ с фирмой SNECMA, открывает возможность участия российской стороны в кредитных пиниях для финансирования проекта, предоставпяемых под гарантии французского правительства.
Различного рода документы подписывались не только с зарубежными фирмами, но и непосредственно между российскими. Так, НИИ авиационного оборудования (Жуковский), АОТ «Авионика» (Москва), АО «Аэроприбор — МПКБ «Восход» (Москва) и завод «Электроприбор» (Казань) объявили об организации ими корпорации «Авиаэлектроника*, основной целью которой будет разработка, производство и обеспечение поддержки заказчиков интегрированных комплексов и систем авионики для новых и проектируемых коммерческих самолетов России и СНГ. НИИ АО совместно с Ташкентским АПО им. В.П.Чкалова подписали долгосрочное соглашение о поставках 200 комплектов комплекса авионики для самолета Ил-114 вплоть до 2005 г.
Государственные научные центры, такие как ЦАГИ, ГосНИИАС, ВИАМ и ЛИИ, также решили объединиться в ассоциацию Государственных авиационных научных центров.
Авиакомпания «Волга-Днепр» — входящая в тройку крупнейших отечественных грузовых авиаперевозчиков, заключила контракт с авиационным комплексом «Ильюшин» на прибретение четырех грузовых самолетов Ил-96Т. Поставка первого ожидается во второй половине следующего года. В прошлом году от грузовых перевозок компания получила доход в размере $111 млн, что на 27% больше, чем в 1996 г.
На авиасалоне состоялась презентация соглашения о приобретении по лизингу авиакомпанией «Красноярские авиалинии* десяти самолетов Ту-204-120, которые поставь начиная с октября 1997 г. международная авиакосмическая компания Sirocco. Среднемагисгральный пассажирский Ту-204-120, оснащенный двигателями Rolls-Royce, получил 29 июля сертификат Авиарегистра. Ведется работа по его сертификации по нормам JAR-25.
Комлания Sirocco Aerospace International — первый иностранный заказчик самолетов Ту-204 — намерена заключить контракт на покупку двухсот машин Ту-204-120 с двигателями английской фирмы Rolls-Royce, авионикой и интерьером западных фирм. В настоящее время Ульяновскому авиоционно-промышленному комплексу «Авиастар» выдан твердый заказ на 30 самолетов, которые должны быть поставлены к концу 2001 г. Стоимость каждого среднемагистрального Ту-204-120, рассчитанного на перевозку 210 пассажиров, составит $36 млн.
Совместно с Citibank, Sirocco разработала схему сдачи Ту-204-120 в лизинг российским и зарубежным авиакомпаниям. Она берет на себя всестороннее техническое обеспечение каждого самолета, поставку запасных частей и оказание круглосуточной технической помощи.
Из первых пяти самолетов, которые «Авиастар» должен поставить заказчику до конца этого года, четыре уйдут в Египет для чартерной авиакомпании Cairo Air. Созданная специально для эксплуатации Ту-204-120 она будет выполнять на них полеты в страны Ближнего Востока, Африки и Европы.
Авиакомпания «Аэрофлот — Российские международные авиалинии» получила на авиасалоне сертификат на право обслуживания самолетов А-310 европейской регистрации в аэропорту «Шереметьево», что позволит ‘Аэрофлоту» продавать свои услуги по техническому обслуживанию этого самолета другим авиакомпаниям. 5 сентября делегированный директор Air France Марк Верон и генеральный директор АО «Аэрофлот — Российские международные авиалинии» подписали соглашение о заключении альянса, подготовленное на МАКС-97.
Как в ходе салона, так и по его завершению были проведены переговоры с потенциальными покупателями российской авиатехники. К самолетам марки «Су» проявила интерес индонезийская делегация во главе с начальником главного штаба — командующим ВВС, которая 30 августа посетила Главный штаб ВВС. Готов контракт на закупку Индонезией 12 самолетов Су-30К и 8 вертолетов Ми-17В. Сумма сделки составляет около $500 млн. При этом треть ее должна быть оплачена товарной продукцией.
Проведены переговоры с потенциальными покупателями вертолетов фирмы «Камов». Не исключено, ближайшее время эти машины будут проданы за рубеж. На салоне делегации из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. А уже после закрытия авиасалона в Жуковский прибыла делегация Китая.
Контрактов на поставки боевых самолетов на МАКС-97 заключено не было, поскольку авиасалон прежде всего призван демонстрировать авиатехнику. Подготовка к заключению контрактов будет вестись еще в течение некоторого времени. Однако уже в середине сентября Москву посетила делегация Филиппин во главе с президентом страны. Целью переговоров было расширение торговых отношений и военно-технического сотрудничества. Шла речь и о поставках современных истребителей. МАКС-97 приносит свои плоды.