Вячеслав Шалаев,
Генеральный директор ЗАО «Аэро-Энергия»
24 сентября 1852 г. совершил полет первый в мире дирижабль конструкции А. Жиффара.
В 1908-1915 гг. впервые в России было создано 9 дирижаблей.
В 1929 г. был совершен первый кругосветный полет (с тремя посадками) на дирижабле «Граф Цеппелин» германского производства.
Во время 2-й мировой войны американские дирижабли совершили более 55900 полетов.
В 1950-70-е гг. в США и Западной Европе эксплуатировалось 4-5 дирижаблей для рекламных, телевизионных и прогулочных целей.
В конце 60-х гг. возобновился интерес к гражданскому и военному использованию дирижаблей в связи с проблемами энергетического кризиса и задачами, в недостаточной мере решаемыми другими ЛА.
В настоящее время работы по исследованию и строительству дирижаблей проводятся в России, США, Великобритании, Германии, Японии, Франции.

dirigeableДирижабли обладают целым комплексом присущих только им свойств, обусловливающих большую грузоподъемность, дальность и продолжительность полета, возможность транспортировки неделимых крупногабаритных грузов химического и энергетического машиностроения, вертикальный взлет и посадку, работу в режиме длительного зависания, безопасность эксплуатации при отказе силовой установки или системы управления, относительно малые расходы топлива, всепогодность, незначительное воздействие на окружающую среду. Они имеют большие технологические перспективы в связи с растущими потребностями экономики. Новые технологии и материалы в сочетании с новейшими методами проектирования и экономичными двигателями, позволяют использовать эти машины для особых областей применения, где они вне всякой конкуренции либо просто незаменимы.
В настоящее время создание флота дирижаблей может решить застарелую проблему бесперебойного снабжения круглый год районов Крайнего Севера. Экономические расчеты показывают, что доставка с черноморских портов в районы Якутии одной тонны продовольствия дирижаблями обойдется около 1,2 млн рублей (200 руб./т╥км), т.е. в среднем на порядок дешевле, чем доставка существующими транспортными средствами, включая авиацию. При этом транспортировка займет около двух суток. С учетом всех факторов, связанных с ней (периодичность речной навигации, порча продуктов вследствие большого количества перевалочных пунктов и времени доставки, дорожные кражи и т. д.) стоимость транспортировки в целом может быть выше на несколько порядков. Возможна перевозка дирижаблями любой скоропортящейся продукции (фрукты, овощи и пр.) в контейнерах, которые летом могут охлаждаться, а зимой подогреваться благодаря автономной бортовой системе терморегулирования и кондиционирования. На обратном пути дирижабли могут вывезти попутные грузы и металлолом, которого на Севере скопились многие миллионы тонн.
Проведенный технико-экономический анализ эффективности дирижаблей в областях, где по техническим или экономическим условиям применение самолетов и вертолетов нерационально или невозможно, показал их высокую экономическую эффективность. Например, показано с учетом экологического фактора, что выгоднее проводить заготовку древесины (валка, транспортировка) с применением дирижаблей, чем по старой — классической — технологии.
В развитии дирижаблестроения был длительный период приостановки их проектирования и производства. Это было вызвано, главным образом, следующими причинами:

  1. недостаточная пожарозащищенность дирижаблей;
  2. плохая управляемость, особенно на малых скоростях и высотах полета;
  3. недостаточное развитие средств навигации и и систем метеооповещения;
  4. необходимостью создания портов причаливания и ряд других причин.

В настоящее время, обобщив значительный опыт создания и эксплуатации дирижаблей на основе современных технологий авиастроители вышли на качественно новый уровень проектирования, производства и применения этих транспортных средств. Сегодняшние возможности позволяют оснастить их современными навигационными, антиобледенительными и другими жизненно важными системами, обеспечить достаточно хорошую управляемость на малых высотах и малых скоростях полета с компенсацией возникающих колебательных процессов на переходных режимах полета. Применение безбаластной системы регулирования аэростатической подъемной силы (дирижабль с изменяемой геометрией) существенно повышает экономические показатели работы аппаратов. Значительные изменения произошли во внешней форме дирижабля. Ее несущие свойства позволяют эффективно использовать аэродинамическую и подъемную силу корпуса. Туннельная схема силовых установок и изменяемый вектор тяги существенно улучшают управляемость на всех режимах.
Специалистами ЗАО «Аэро-Энергия» выполнены проектно-конструкторские работы по созданию дирижабля нового типа. В этом проекте использованы последние достижения в области технологии, аэродинамики, материаловедения, двигателестроения и др..
Аэродинамическая форма полужесткого корпуса дирижабля обладает несущими свойствами. При этом аэростатическая составляющая подъемной силы ЛА регулируется благодаря изменяемой геометрии его обводов.
Примененная система безбаластного регулирования высоты полета в сочетании с
флегматизированным водородом (введение в подъемный газ специальных ингибиторов), а также использование газа в качестве топлива для силовой установки существенно повышают степень пожаробезопасности и экономичность эксплуатации.
Применение прогрессивных материалов в конструкции дирижабля и его несущего баллона повышают весовую эффективность и ресурс ЛА в целом.
Новые принципы в системе антиобледенения расширяет зону его применения .
Рациональная компоновка силовой установки и система изменения вектора тяги двигателей обеспечивают хорошую управляемость у земли и высокую точность причаливания, что позволяет использовать простые и дешевые швартовочные приспособления при погрузочно-разгрузочных операциях.
Разрабатывается серия проектов дирижаблей с грузоподъемностью от 1 до 100 т и практически неограниченной дальностью полета.
В целях увеличения грузоподъемности возможно объединение нескольких дирижаблей в одну транспортную систему.
В настоящее время в ЗАО Научно-производственном центре «Авиатехсервис-Юнион», возглавляемом Владимиром Кривошеевым, заканчиваются подготовительные работы по промышленному созданию этого класса ЛА.
Проведены летные испытания масшабной модели дирижабля, которые подтвердили его проектные характеристики и заложенные в конструкцию ноу-хау.
Испытания показали, что новые внешняя форма и конструкция аппарата, компоновка его силовых установок значительно улучшают управляемость на всех режимах. Внешние обводы несущего баллона увеличивают аэростатическую составляющую подъемной силы, что дает возможность использовать ее для управления при небольших скоростях движения, а также для выполнения некоторых фигур высшего пилотажа, типичного для самолетов. Поворотные винтомоторные установки (ВМУ) позволяют улучшить управляемость как при малых скоростях движения, так и в режиме «висения». Испытания подтвердили в целом существенно лучшие летные качества создаваемого дирижабля по сравнению с ныне действующими аппаратами этого класса.
Серийные образцы создаваемых дирижаблей будут сертифицированы по всем мировым стандартам проектирования и изготовления, соответствующим условиям их эксплуатации.
Мы приглашаем к сотрудничеству в этой перспективной для инвестиций области авиации всех, кто желает эффективно вложить свои средства в расчете на длительную перспективу. Экономический подъем всей огромной территории России, наблюдаемый сегодня, позволяет расчитывать на большой экономический эффект нашей программы.