Вадим Кучеров,
председатель правления Государственно-акционерного общества «Ташкентское авиационное
производственное объединение им. В.П.Чкалова» (ГАО «ТАПОиЧ»),
генеральный директор объединения.

Перелистывая в памяти историю нашего объединения, убеждаешься в правильности сакраментальной фразы «Кадры решают все». Сила авиации, ее взлеты и победы в воздухе всегда создавались на земле разумом и руками самолетостроителей. Каждая страница истории коллектива объединения — это беззаветный труд десятков тысяч людей по созданию образцов новейшей авиационной техники. Низкий поклон всем труженикам авиации — от конструктора до рабочего.
За эти годы завод выстоял лихолетье войны, рос и развивался стремительно, превратившись в крупнейшее авиационное предприятие бывшего СССР, выпускающее современную авиационную технику. Наше объединение олицетворяло собой машиностроение Узбекистана, по праву называлось его флагманом и было гордостью республики. Наличие такого гиганта являлось одним из основных элементов экономического могущества. Объединение было единственным в бывшем Союзе производителем различных модификаций знаменитых широкофюзеляжных воздушных грузовых судов Ил-76. Сейчас свыше 900 крылатых машин этого типа, выпущенных нашими самолетостроителями, обеспечивают грузовые перевозки на всех континентах земного шара.
На протяжении более 25 лет с начала эксплуатации самолет Ил-76 постоянно модернизировался. Был создан ряд специальных машин, каждая из которых имела свою «профессию» и назначение: заправщик Ил-78, самолет дальнего локационного обнаружения и управления А-50, авиационный поисково-спасательный комплекс Ил-76МДПС, противопожарный самолет Ил-76ГП, самолеты-госпитали «Скальпель» и «Айболит», тренажер космонавтов Ил-76МДК. Поставка самолетов Ил-76 проводилась и в зарубежные страны: Ирак, Сирию, Ливию, Египет, Алжир, Индию, Корею, Китай, на Кубу и другие. Учитывая накопленный объединением опыт по выпуску тяжелой авиатехники, на его производственных площадях было освоено производство и выпускались уникальное крыло для самолетов Ан-124 и центроплан для самого большого самолета в мире Ан-225 «Мрiя».
Объединение обеспечивало эксплуатирующие организации запасными частями к ранее выпущенным самолетам Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ил-76 всех модификаций, осуществляло гарантийный и капитально-восстановительный ремонт и гарантийное обслуживание Ил-76ТД. Право на выполнение контрольно-восстановительного ремонта самолетов типа Ил-76 подкреплено сертификатом авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Но жизнь не стоит на месте. Прошли времена пятилетних планов, устойчивого госзаказа, и мы, как и все, были вовлечены в водоворот рыночных отношений. Их жесткие условия и развернувшаяся конкуренция на авиарынке тяжелым бременем легли на плечи всей машиностроительной промышленности, в том числе и авиационной.
Самолет — это уникальная, дорогостоящая, наукоемкая продукция, покупателями которой могут быть крупные рентабельные авиационные эксплуатирующие компании или ВВС стран СНГ и дальнего зарубежья.
В прошлом «могучий» Аэрофлот бывшего Союза оказался раздробленным на сотни авиакомпаний, которые вынуждены продолжать эксплуатацию устаревших воздушных судов.
Без пополнения парка новыми самолетами ни ВВС, ни гражданские авиакомпании долго прожить не могут, поскольку эксплуатируемая авиатехника вырабатывает свой ресурс и требуется ее замена. Одной отдельно взятой компании оказалось не под силу приобретать такие дорогостоящие самолеты, как, скажем, наши Ил-76ТД. Несмотря на то что самолеты Ил-76ТД, Ил-76МД имеют высокие эксплуатационные качества (подобных самолетов в этом классе не выпускает ни одна страна мира), в дальнейшем нет перспективы их производства и реализации в больших количествах. Тем более, что в последнее десятилетие в сферу авиастроения на первый план выдвинулись такие факторы, как экономичность и комфортабельность. На повестку дня остро встал вопрос создания новой конкурентоспособной авиатехники. Только производство таких самолетов, спрос на которые появится не только в СНГ, даст ГАО «ТАПОиЧ» возможность не только «удержаться на плаву», но и получить новое развитие.
Отчетливо понимая реальности сложившегося положения, ГАО «ТАПОиЧ» вместе с генеральным разработчиком самолетов — ОАО «АК им. С.В.Ильюшина» принимает меры по созданию и выпуску именно такой техники. Во-первых, это модернизированный, а по существу — новый самолет Ил-76МФ с удлиненным на 6,6 м фюзеляжем, оснащенный новыми, прошедшими международную сертификацию ИКАО двигателями ПС-90А-76 и улучшенными летно-техническими и эксплуатационными качествами. В настоящее время этот самолет проходит сертификационные испытания на базе АК им. С.В.Ильюшина. Второе направление, которое взяло на вооружение ГАО «ТАПОиЧ», — серийное производство нового пассажирского самолета Ил-114 на 64 места и разработанных на его базе транспортного и грузопассажирского вариантов. Эти машины созданы для эксплуатации на местных и средних авиалиниях. Ил-114П отвечает всем требованиям мировых стандартов данного класса и уже имеет сертификат летной годности. Он оснащен двумя малошумными и экономичными турбовинтовыми двигателями ТВ7-117с, мощностью 2750 э.л.с., современным пилотажно-навигационным комплексом ЦПНК-114 с пятью дисплеями на приборной доске, позволяющим выполнять автоматическое самолетовождение по заданной программе и производить посадку по II категории ИКАО, а также современным интерьером. Самолет Ил-114 призван заменить на региональных авиалиниях стран СНГ самолеты Ан-24 и Як-40, которые к 2002 г перестанут эксплуатироваться.
Транспортный вариант Ил-114Т передан АК им. С.В.Ильюшина для проведения сертификационных испытаний.
Хроническое отсутствие средств у наших российских разработчиков авиационной техники приводит к затягиванию процесса сертификации. В мировой практике он занимает не более полугода-года, а от даты первого полета Ил-76МФ прошло уже 5 лет.
До сих пор не сертифицированы наши «Илы» и за рубежом, что, по сути, делает их «невыездными». В таких условиях существует серьезная угроза утратить конкурентоспособность наших изделий.
Чтобы дать им возможность приобрести зарубежных заказчиков, сертификацию нужно ускорить. На вырученные от поставок на экспорт средства станет возможным провести модернизацию (усовершенствовать двигатели, заменить авионику), что увеличит конкурентоспособность самолетов на внутреннем и мировом рынке.
Интегрирование в мировое сообщество — это уже суровая необходимость. Объединение предпринимает конкретные меры в этом направлении. Приведена в полное соответствие с требованиями международного стандарта МС ИСО9002:1994 «Система качества производства, монтажа и обслуживания самолетной продукции», заключен контракт с Международным бюро сертификации и качества «Веритас» на проведение аудита с целью получения соответствующего сертификата с английской аккредитацией. Это позволит нам расширить область кооперации с ведущими авиастроительными компаниями, в частности с фирмой Boeing по ее системе D-9000.
«Но мало сделать идею самолетом, — как сказал генеральный конструктор АК «Ильюшин» Генрих Новожилов, — надо самолет сделать товаром.» Продажа самолетов — это огромная работа целой агентской сети, ВО «Авиаэкспорт», десятков представительств компании за рубежом. Наши интересы по сбыту самолетов обращены на российский авиарынок, поскольку на фоне формальной избыточности (2500 ед.) устаревшего парка воздушных судов существует реальный дефицит современных машин.
Самолеты Ил-76МФ (ТФ), Ил-114П (Т), из-за неблагоприятной экономической ситуации у авиаперевозчиков и проблем при внедрении в эксплуатацию, еще не заняли достойного места на рынке авиаперевозок. По данным маркетинговых исследований, потребность в грузовых самолетах на период до 2015 г оценивается в пределах 600 самолетов. Половину этого количества составят самолеты грузоподъемностью до 50 т и почти 40% — грузоподъемностью до 10 т. До 2015 г российскому авиарынку потребуется 2700…2800 пассажирских самолетов, из которых около 1600 — региональные, типа Ил-114. Существенную долю в объеме поставок займут грузовые и комбинированные модификации пассажирских самолетов, которые сегодня практически отсутствуют в авиапарке России. В рамках международного сотрудничества и корпорации мы ведем совместные
работы с английской фирмой Avro по сборке узлов английских самолетов. В стадии завершения работы по созданию совместных с крупными германскими фирмами Hobas и Wemex предприятий по выпуску неметаллических труб, а также амортизаторов и радиаторов для автомобилей «УзДЭУавто» и дисков к колесам тех же автомобилей.
Ни для кого не секрет, что сокращение до нулевого уровня оборонного заказа и закупок авиакомпаниями новых самолетов поставили в безвыходное положение многие заводы авиапромышленного комплекса России. Улучшить ситуацию могла бы гибкая система лизинга авиатехники. Но здесь существует серьезная проблема: у производителей нет оборотных средств, кредитные линии не открыты, а сами лизинговые схемы повисли в воздухе без реальных гарантий правительства. Несмотря на имеющиеся глубокие экономические трудности, наше объединение активно ищет пути выхода из этого положения. И мы не одиноки. В своей работе мы ощущаем постоянную поддержку разумных инициатив и проектов со стороны Правительства Республики Узбекистан и заботу его президента Ислама Каримова: — принято постановление КМ РУз № 156 от 18 апреля 1996 г , по которому Ташавиаобъединение преобразовано в Государственно-акционерное общество открытого типа, что расширило возможности реализации самолетов, привлечения иностранных инвесторов, вхождения в финансово-промышленные группы; — принято постановление КМ РУз № 156 от 19 декабря 1997 г , которым, в целях создания дополнительных условий для наращивания экспортных поставок авиационной техники, формирования и развития платежеспособного спроса на нее, создана акционерная лизинговая компания «Узавиализинг». … Авиация интернациональна по самой своей изначальной сути, поскольку воздушные мосты соединяют между собой целые регионы и континенты, а если это так, то возникает необходимость в координации действий и выработке согласованных позиций и решений.
Каждое суверенное государство идет своим путем развития, но существуют объективные процессы, которые говорят о необходимости тесного взаимодействия и интеграции. Реальный ответ на требования сегодняшней жизни — координация стран СНГ в области гражданской авиации, чем заняты МАК и Совет по авиации СНГ. В это трудное время мы постарались сохранить все производственные и хозяйственные связи с Россией, сберечь капитал отношений с коллегами из стран СНГ. Предпосылки для того, чтобы вместе выстоять в рыночной конкурентной борьбе у нас имеются. Я по натуре оптимист и верю в стремительность нового взлета авиации, чистое небо для безопасного полета, и, конечно же, мягкую посадку. Авиация была, есть и будет!

ГАО «ТАПОиЧ» Республика Узбекистан, 700016,
г Ташкент, ул.Элбек, 61.
Тел.: (371) 136-11-67, 136-14-62.
Факс: (3712) 68-03-18, (371) 133-56-51.