Александр Яворский,
Владимир Соловьев,
кандидат военных наук
Огромная площадь морских прибрежных акваторий, наличие большого числа островов и архипелагов, их значительная протяженность и сложная конфигурация являются особенностями ряда государств в различных частях земного шара.
Так, например, территория Индонезии расположена на 13 тыс. островах, разбросанных более чем на 5 тыс. км с запада на восток и 2 тыс. км с севера на юг. Протяженность ее береговой линии достигает 55 тыс. км. Соседняя с ней Малайзия расположена в основном на двух территориях, отстоящих друг от друга на 600…900 км и имеющих общую протяженность береговой линии около 5 тыс. км. Группа островов Спратли включает 22 больших и около 400 малых островов и атоллов, на которые претендуют около десятка близлежащих государств (в том числе КНР, Вьетнам, Индонезия и др.). А претендовать есть на что: район богат рыбой, через него проходят основные морские пути из Тихого океана в Индийский, на континентальном шельфе островов разведаны месторождения нефти и газа, есть также фосфор.
В Средиземноморском бассейне большую протяженность береговой линии (что означает большие площади территориальных вод и экономической зоны) имеют Алжир и Ливия. Последняя контролирует огромную поверхность водной акватории (по 32°30′ c.ш.) — залив Сидр, который считает своим внутренним морем.

Традиционно вопросы организации и ведения морских патрульных, противокорабельных, противолодочных действий возлагаются на военно-морские силы, имеющие на вооружении: надводные корабли, оснащенные противокорабельными ракетами (ПКР), минами, глубинными бомбами; подводные лодки и катера с торпедами и ракетным вооружением; самолеты и вертолеты корабельного и берегового базирования. Однако многие страны (к примеру, Бразилия, Индонезия, Иран и др.) не располагают достаточным количеством корабельных средств (особенно носителей ПКР), а также самолетов и вертолетов даже для охраны территориальных вод.

Ту-142Надводные корабли и подводные лодки являются, в силу своих естественных особенностей, тихоходными и дорогостоящими, обладают относительно малой дальностью наблюдения и большой уязвимостью от активных действий противоборствующей стороны. Для увеличения дальности наблюдения требуется привлечение авиационных средств (самолетов, вертолетов).

На вооружении ВМС ряда государств (Чили, Алжир и др.) состоят морально устаревшие корабли со слабой ПВО, опирающейся только на зенитную артиллерию. Нет на них и современных ПКР. Поэтому их действия вряд ли могут быть эффективными. Частично проблемы снимаются путем размещения на них вертолетов, оборудование и вооружение которых в подавляющем большинстве случаев имеет ограниченные возможности. Например, дальность действия вертолетных ПКР, как правило, составляет всего (10…40 км). Кроме того, сами вертолеты являются хорошей мишенью для корабельной ПВО.

Парк авиационных ударных средств ВМС многих стран, как правило, включает значительное количество устаревших самолетов («Супер Этандар», «Ягуар», F-5, «Мираж» 3), имеющих низкие летно-тактические характеристики и небольшой арсенал оружия. К тому же они не приспособлены к действиям в сложных условиях и ночью. Современные ударные самолеты (F-16, F/A-18, «Мираж» 2000), хотя и обладают высокими характеристиками, несут на борту ограниченные по количеству и номенклатуре средства поражения морских целей. И те, и другие машины не способны к автономным и достаточно эффективным действиям.

Специализированные (поисково-ударные) самолеты, находящиеся на вооружении некоторых государств в небольших количествах (S-2, P-3 «Орион», «Ализе», «Атлантик»), имеют малую скорость и маневренность, вследствие чего время выхода в районы патрулирования весьма продолжительное, а производительность просмотра площади морского пространства невысока. Экипаж этих дорогостоящих машин достигает 10-12 человек. Поисково-ударные самолеты иногда имеют для психологической поддержки экипажа несколько ракет «воздух — воздух» ближнего боя, в который этим машинам с их скоростными и маневренными характеристиками лучше не вступать. Поэтому они требуют еще и дополнительного воздушного прикрытия.

К недостаткам существующих поисково-ударных самолетов следует также отнести устаревшие принципы построения комплекса бортового и специального оборудования. При этом необходимо отметить, что в последние годы наметились определенные тенденции в изменении характеристик средств нападения с моря — появились малошумные подводные лодки, разрабатываются малозаметные корабли.

Отмеченные недостатки существующих противокорабельных и противолодочных средств в полной мере относятся к ВМФ России, усугубляются большой протяженностью морских границ нашей страны, ее географическим положением и климатическими условиями. Проводимая в ВС РФ реформа, направленная на резкое сокращение численности личного состава и количества морально устаревшей техники без снижения эффективности выполнения стоящих задач, требует внесения значительных корректив в существующую концепцию охраны границ и ее материально-технического обеспечения.

Техническая оснащенность ВС стран по регионам мира различна, однако особенно показательны два момента: недостаток боевых средств и, как правило, их низкие тактико-технические характеристики независимо от источника приобретения. Небогатые страны Центральной и Южной Америки являются, по сути, «свалкой» преимущественно американского оружия. Встречаются здесь также устаревшие французские «Мираж» и «Супер Этандар». Единственными странами (за исключением Кубы), имеющими на вооружении достаточно современные самолеты F-16 и МиГ-29 (хотя и ранних модификаций), являются Венесуэла и Перу. В прошлом году США проявили необычайную широту взглядов и щедрость по отношению к Аргентине, включив ее в число «основных союзников США из числа стран, не входящих в НАТО», и предложив приобрести «за символическую цену» 18 устаревших самолетов ТА-4 «Скайхок» в добавление к 35 ранее купленным и в очередной раз модернизируемым машинам этого типа.

Характеристики некоторых стран Центральной и Южной Америки и техническая оснащенность их ВС

Показатели Мексика Бразилия Аргентина Чили Куба
Общая площадь, млн. км2 1,97 8,5 2,77 2,0 0,108
Протяженность береговой линии, км 9330 7490 4989 6435 3735
Территориальные воды, км 22 370 370 22 22
Ширина экономической зоны, км 370 370 370 370 370
ВМС:
авианосцы, кол-во
спуск
нет
1(а,б)
1944 г.
1(а,б)
1943 г.
нет
нет
подводные лодки, кол-во
спуск
нет
8(г,д)
70-90гг.
4(г,д)
70-80гг.
4(г,д)
70-80гг.
3(г,д)
70-80гг.
эсминцы, кол-во
спуск
3(е,ж)
42-45гг.
1(е,ж)
1945 г.
6(г)
70-80гг.
4(г)
60-е гг.
нет
фрегаты, кол-во
спуск
6(е,ж)
40-е гг.
14(е,з)
60-80гг.
7(е)
70-80гг.
4(г,е)
60-80гг.
2(е,ж)
?
Самолеты ПЛО/ПКО:
поисково-ударные нет S-2(и) S-2(и) Р-3(и) нет
кол-во 6 6 4
выпуск базовой модели 50-е гг. 50-е гг. 50-е гг.
ударные нет нет «Супер Этандар»(к) нет нет
кол-во 10
выпуск базовой модели 50-е гг.

а) слабая система ПВО;
б) отсутствие самолетов ПЛО/ПКО, истребителей;
в) малая емкость самолетов ПЛО/ПКО;
г)недостаточное количество;
д) ограниченные боевые возможности;
е) слабая ПВО;
ж) отсутствие ПКР;
з)частичное отсутствие ПКР;
и) дозвуковой, низкие ЛТХ, необходимо воздушное прикрытие;
к) малое количество ПКР, низкие ЛТХ.

Положение с технической оснащенностью вооруженных сил некоторых стран других регионов противокорабельными и противолодочными средствами аналогично, с той лишь разницей, что за большим количеством боевых самолетов скрываются их низкие летно-тактические характеристики и боевые возможности.

Постоянная охрана морских границ и защита своих интересов на морях и океанах в современных условиях может быть более эффективно решена с помощью универсальных авиационных систем оружия. При этом к ним предъявляются следующие основные требования: автономность действий; оперативность выхода в район поиска; надежность обнаружения морских и воздушных целей в сложных погодных условиях при электронном и других видах противодействия; эффективность применения мощного арсенала оружия по морским и воздушным целям без входа в зону ПВО противника и на большом удалении от аэродромов базирования; высокая надежность всех систем комплекса и простота работы экипажа с ними; возможность оперативной модернизации комплекса на уровне систем. Такой комплекс должен (для расширения его возможностей) использовать необходимую информацию в реальном масштабе времени от всех систем берегового, воздушного, надводного и подводного размещения. В том числе и от средств космического наблюдения и разведки. Образно говоря, возможности применения универсальной авиационной системы оружия должны быть выражены формулой «прилетел — увидел — потопил». Такой системой, отвечающей всем современным требованиям, является разработанный в АООТ «ОКБ Сухого» разведывательно-ударный самолет берегового базирования Су-32ФН, предназначенный для поиска и уничтожения надводных кораблей и подводных лодок противника.