Модернизация является важнейшим аспектом технической политики всех ведущих авиастроительных фирм мира. Она позволяет сохранить в производстве и эксплуатации хорошо освоенные типы летательных аппаратов, придав им качественно новые свойства. То есть «выжимать» из своей продукции максимальную выгоду при минимальных затратах. О существующих программах модернизации вертолетов «Ми» рассказывает генеральный директор — генеральный конструктор ОАО «МВЗ им.М.Л.Миля» Георгий Синельщиков.

Ми-8АМТШ«АП»: Георгий Александрович, Вы неоднократно заявляли, что поворот «лицом к модернизации» является одним из новых приоритетных направлений деятельности МВЗ им. М.Л.Миля. Почему Вы считаете это направление новым?
Г.С.: Создатель нашей фирмы М.Л.Миль всегда отмечал важность модернизации вертолетной техники. Однако МВЗ, как и другие советские опытно-конструкторские предприятия, был ориентирован, в первую очередь, на проектирование, постройку, летные испытания и доводку принципиально новых типов вертолетов. Поэтому программы модернизации уже освоенных серийных машин никогда не относились к числу приоритетных.
Сейчас ситуация изменилась. Переход к рыночной экономике заставляет искать новые формы предпринимательской деятельности, заимствовать зарубежный опыт. Мы приступили к разработке и реализации комплексных программ модернизации машин своей конструкции, составляющих основу парка вертолетной авиации многих стран мира. Поворот «лицом к модернизации», как мы надеемся, позволит значительно продлить срок службы винтокрылых аппаратов «Ми» и в сложных экономических условиях загрузить фирму работой.
«АП»: Визитной карточкой российского вертолетостроения является «вертолет века» многоцелевой Ми-8. Каковы перспективы его дальнейшего развития и модернизации?
Г.С.: Знаменитая «рабочая лошадка» Ми-8 представляет прекрасный пример грамотного подхода МВЗ к модернизации. Созданному Милем в 1961 г базовому Ми-8 в 70-е годы пришел на смену модернизированный Ми-8МТ(Ми-17),а еще через полтора десятка лет — более совершенные Ми-8МТВ и Ми-8АМТ. Новую жизнь многотысячному парку Ми-8 должна дать разработанная совместно с серийными заводами программа их глубокой модернизации путем унификации с новыми Ми-28Н и Ми-38. У первого будут заимствованы «безуходная» втулка несущего винта с эластомерными подшипниками, «бесшумный» Х-образный рулевой винт, круглосуточная обзорно-прицельная система и комплекс съемного вооружения с высокоточными ракетами «Штурм» и «Атака». У Ми-38 — высокоресурсные стеклопластиковые лопасти, система внешней подвески, элементы пилотажно-навигационного комплекса и другое новое оборудование. Кроме того, модернизируемые «восьмерки» получат бортовую стрелу с увеличенными вылетом и грузоподъемностью, расширенную боковую дверь, новую топливную систему, комплекс ракет «Игла-В», специально спроектированное энергоемкое шасси, систему аварийного приводнения и т.д. Все это обеспечит значительное снижение эксплуатационных расходов, повышение безопасности при авариях, увеличение весовой отдачи, грузоподъемности и дальности полета, расширение климатических и географических условий применения, повышение боевой живучести и эффективности Ми-8 (Ми-17). С модернизацией семейства Ми-8 тесно связана также программа конверсиализации амфибии Ми-14,но это тема отдельного разговора.
Большую заинтересованность в проведении модернизации многотысячного парка «восьмерок» проявляют не только отечественные, но и зарубежные заказчики. И имеются все основания, что «рабочая лошадка» Ми-8 еще несколько десятилетий послужит надежной «коренной» в упряжке программ,
ставящих целью «вывезти» отечественное вертолетостроение из экономического кризиса.
«АП»: А как обстоят дела у «вертолета-солдата» Ми-24?
Г.С.: Вот уже более двух десятилетий Ми-24 вместе с Ми-8 составляет основу армейской авиации России и ряда стран Европы, Азии и Африки. Сейчас в общей сложности в постоянной эксплуатации находится несколько тысяч «двадцатьчетверок» различных модификаций. Эксплуатанты привыкли к этой грозной и надежной машине, хорошо освоили ее обслуживание и применение и не спешат менять на более современные боевые аппараты. Поэтому у Ми-24 — большой потенциал в плане модернизации.
Нами разработана комплексная программа унификации вооружения, оборудования и агрегатов Ми-24 с перспективным боевым вертолетом Ми-28. Стеклопластиковые лопасти, «безуходная» эластомерная втулка и новый автомат перекоса обеспечат значительный выигрыш в массе и подъемной силе и, следовательно, улучшение летно-технических и пилотажных характеристик вертолета. Х-образный рулевой винт снизит уровень шума. Облегчению конструкции также будет способствовать установка неубирающегося шасси, доработанной гидросистемы и крыла уменьшенного размаха.
Повышение боевой эффективности и значительное расширение боевых возможностей Ми-24 планируется за счет модернизации комплекса вооружения. Модернизированный Ми-24ВМ (Ми-35М) будет оснащаться многоцелевыми управляемыми ракетами «Атака», ракетами «Игла-В» класса «воздух-воздух», а также подвижной пушечной установкой калибра 23 мм. Следующим этапом станет превращение » двадцатьчетверки» в вертолет круглосуточного применения Ми-24Н (Ми-35Н) путем дооборудования очками ночного видения, сине-зеленым освещением кабины и оптико-электронной обзорно-прицельной станцией. В результате при минимуме затрат заказчик получит качественно новый вертолет с улучшенными летно-техническими и пилотажными характеристиками, повышенной боевой эффективностью и упрощенным обслуживанием, способный выполнять задачи в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях. При благополучном стечении обстоятельств первый опытный образец модернизированного Ми-24 выйдет на испытания уже в этом году.
«АП»: В настоящее время основу парка легких отечественных вертолетов составляют Ми-2 и Ми-34.Что ожидает их?
Г.С.: Созданный Милем в 1961 г легкий многоцелевой Ми-2 многие годы выпускался серийно на польском авиационном заводе ВСК «Свидник». Сейчас в разных частях Земного шара их эксплуатируется более полутора тысяч. Весь парк требует ремонта или замены. А так как стоимость восстановления Ми-2 на два порядка ниже, чем цена зарубежного легкого вертолета аналогичного класса, то нами совместно с ВСК «Свидник» принято решение по поэтапному восстановлению и модернизации парка этих машин.
Сначала будут проведены доработки, обеспечивающие увеличение календарного срока службы и ресурса вертолетов, и установлено более легкое и современное оборудование. На следующем этапе заменим устаревшие ГТД-350 на новые мощные и экономичные двигатели. В дальнейшем планируется установка новых агрегатов: лопастей несущих и рулевых винтов из композиционных материалов, «безуходной» втулки несущего винта, перспективного электронного оборудования и т.д.
Помимо взаимодействия по «продлению жизни» Ми-2 нашими специалистами совместно с польскими коллегами рассматривается возможность модернизации польско-советского многоцелевого вертолета В-3(W-3) с целью повышения его конкурентоспособности на мировом рынке.
Легкий учебно-тренировочный Ми-34 — самый молодой из милевских летательных аппаратов. Тем не менее и для него имеется программа модернизации, которая позволит значительно повысить технико-экономические показатели и расширить область применения вертолета. В ее основе лежит замена поршневого двигателя новейшим газотурбинным.
«АП»: Какие планы имеются у фирмы в отношении модернизации тяжелых вертолетов?
Г.С.: Сейчас в эксплуатации у нас в стране и за рубежом находятся два типа тяжелых вертолетов: Ми-6 и Ми-26. Нами разработаны программы модернизации, предусматривающие оснащение тяжеловозов агрегатами и системами принципиально новых конструкций. Они обеспечат существенное увеличение технико-экономических показателей вертолетов и сроков их службы еще на 10-15 лет. Но модернизация тяжелых машин — дело дорогостоящее. И мы, к сожалению, до сих пор не нашли заказчика, способного финансировать реализацию наших планов.
Однако надежд не теряем!

  1. Ми-8АМТШ.
  2. Ночной вариант Ми-17МД.
  3. Ми-35М.
  4. Ми-2.
  5. Тяжелый вертолет Ми-26.
  6. Ми-34М с ГТД.

ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля»
107113, Москва, ул. Сокольнический вал, д.2
Тел.: (095) 264-90-83
Факс: (095) 264-5571