Александр Слезев,
главный конструктор АООТ «ОКБ Сухого»
Игорь Пащинский,
ведущий конструктор АООТ «ОКБ Сухого»

Су-22М4Эксплуатируемый в странах Восточной Европы и других регионах одноместный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-22М4 решает задачи поражения наземных и надводных целей, ведения маневренного воздушного боя и выполнения комплексной разведки.

Предлагаемая программа модернизации авионики и вооружения направлена на постепенную адаптацию Су-22М4 к европейским стандартам с одновременным расширением боевых возможностей в следующих областях:

  • управление и коммуникация;
  • средства радиоэлектронного противодействия и разведки;
  • противотанковая борьба;
  • противовоздушная оборона;
  • повышение мобильности на земле и в воздухе.

Предлагаемое к установке на Су-22М4 современное бортовое оборудование обеспечивает:

  • увеличение объема решаемых задач и повышение надежности прицельно-навигационного комплекса самолета, в том числе за счет реализации дополнительного программного обеспечения;
  • автоматизированную наземную подготовку с последующим вводом полетного задания в бортовой вычислитель;
    интегрирование в состав авионики новых систем с цифровым интерфейсом.
  • Расширение боевых возможностей самолета осуществляется за счет новых видов боевого применения и современного вооружения:
    • круглосуточного в любых метеоусловиях точного бомбометания по наземным целям с заранее известными координатами без визуального контакта с ними (навигационное бомбометание);
    • в ночных условиях точного выхода на цель с последующим обнаружением, распознаванием и целеуказанием ее летчиком;
    • ночью в простых метеоусловиях применения управляемых ракет с лазерными головками самонаведения (ЛГСН);
    • поражения замаскированных, хорошо укрепленных наземных целей;
    • применения ракет ближнего боя российского и западного производства.

Пакет предложений АО «ОКБ Сухого» по модернизации самолетов Су-22М4:

1. Установка системы спутниковой навигации GPS. Сопряжение приемника GPS с прицельно-навигационным комплексом ПрНК-54 самолета Су-22М4 гарантирует высокую точность навигации и обнаружение запрограммированных на маршруте полета целей, а также повышение точности круглосуточного бомбометания по объектам с заранее известными координатами независимо от погодных условий и времени суток.

2. Установка радиотехнической системы навигации и посадки VOR/ILS. Для работы с радиомаяками западной системы ближней навигации VOR и системы инструментальной посадки ILS предлагается установка навигационно-посадочной аппаратуры типа VIM-95.

3. Доработка штатной или установка новой радиостанции УКВ-диапазона. Модернизация радиосвязного оборудования предполагает замену пульта управления на универсальную радиосвязную вставку, обеспечивающую программирование необходимого количества каналов связи в МВ- и ДМВ-диапазонах, а также оперативный набор частот связи с сеткой 25 кГц, или, как альтернативный вариант, установку новой станции «Сигнал-805» с сеткой 8,33 кГц (либо аналогичную радиостанцию западного производства).

4. Совершенствование средств радиоэлектронного противодействия. Для повышения живучести самолетов решающая роль принадлежит совершенствованию средств РЭП, в связи с чем предлагается установка новой станции активных помех, размещаемой в двух контейнерах диаметром 0,3 м и длиной 4,2 м. Станция имеет расширенный диапазон частот постановки следующих видов помех:
уводящая по скорости и шумовая в диапазоне доплеровских частот;
шумовая прицельная;
шумовая прицельная импульсным РЛС;
маскирующий высокочастотный шум.

5. Введение в эксплуатацию мобильного носимого комплекса МК-54. Переход на современный технологический уровень подготовки самолетов Су-22М4 к полету обеспечивается сопряжением комплекса ПрНК-54 с мобильным носимым комплексом МК-54, который позволяет значительно уменьшить время на подготовку, запись и ввод полетного задания в бортовой вычислитель с 3…4 ч до 10…12 мин и, кроме того, расширить функциональные возможности инженерно-технической и штурманской служб.

6. Подвеска контейнера с системой FLIR. Установленный на самолете Су-22М4 комплекс ПрНК-54, разработанный с учетом обеспечения наращивания решаемых боевых задач, имеет в своем составе достаточно мощный вычислитель, лазерную станцию дальнометрирования и подсвета «Клен-54», расположенный в кабине дисплей ИТ-23М с выводом на него телевизионного изображения. Межсистемный интерфейс в ПрНК-54 осуществляется по стандарту ARING 429.

Такая структура комплекса позволяет при подвеске контейнера с тепловизионной системой FLIR существенно расширить боевые возможности самолета в ночных условиях. Особенно важно, что в этом случае впервые на самолете подобного класса решается задача стрельбы ночью управляемыми ракетами Х-29Л, Х-25МЛ, С-25Л с ЛГСН. Система FLIR позволяет летчику в ночных полетах ориентироваться в пространстве и на местности и обеспечивает приемлемые дальности обнаружения и распознавания наземных объектов.

7. Применение новых видов вооружения. Модернизированный комплекс ПрНК-54 позволяет без проблем обеспечить применение на самолете Су-22М4 корректируемой авиабомбы КАБ-500КР — эффективного средства поражения хорошо укрепленных наземных целей, сочетающего высокую точность попадания, мощную боевую часть и относительно низкую стоимость. Она оснащена телевизионной ГСН корреляционного типа, запоминающей взаимное расположение различных оптически контрастных ориентиров и наводимой на условную точку по первоначальному целеуказанию летчика с помощью дисплея ИТ-23М.

Из других новых видов вооружения на Су-22М4 возможно применение французской ракеты ближнего боя «Мажик-2».

Все предложения по модернизации самолета Су-22М4, в том числе и замена системы госопознавания, проработаны разработчиком самолета — АООТ «ОКБ Сухого» как с российскими, так и западными фирмами.

DIGETS

Plexible program for Su-22M4 modernisation

In order to increase the combat efficiency and simplify maintenance of the Su-22M4 fighter-bomber (export version of the Su-17M4), Sukhoi design bureau is now looking at a new angle at the aeroplane’s modernisation program. Its materialisation will allow to provide the following at the lowest time and cost possible:

  • round-the-clock capability;
  • night firing with guided missiles at ground targets;
  • integration of new avionics and weapons systems including ones from western manufacturers;
  • preserving the high flight performance of the basic aircraft during modernisation.