Лев Воротников,
генеральный директор ЗАО «Спутниковая система «Гонец»
Российская низкоорбитальная спутниковая система персональной связи «Гонец», позволяющая осуществлять прием и передачу сообщения из любого уголка Земли и обеспечивающая персональную связь между любой парой абонентов, создается в рамках Федеральной космической программы под руководством РКА.

Российская низкоорбитальная спутниковая система персональной связи (ССПС) «Гонец», позволяющая осуществлять прием и передачу сообщения из любого уголка Земли и обеспечивающая персональную связь между любой парой абонентов начиная с 1991 г, создается в рамках Федеральной космической программы под руководством Российского космического агентства (РКА). Она впитала в себя тридцатилетний отечественный опыт в создании подобных систем. Разрабатывается признанными лидерами в этой области: НПО прикладной механики (г Железногорск) — разработчик и изготовитель спутников для системы «Гонец»; НИИ точных приборов (г Москва) — головной исполнитель по системе связи (ретрансляторам и наземным средствам); ОАО «Ижевский радиозавод» — изготовитель ретрансляторов и наземных средств.
При поддержке РКА в 1997 г они создали управленческую компанию с функциями оператора по предоставлению услуг связи — ЗАО «Спутниковая система «Гонец».
Развитие проекта осуществляется в несколько этапов.
Демонстрационный этап (1992-1993 гг ) системы на базе 2-х космических аппаратов (КА) «Гонец-Д» показал многим странам (Германии, США, Пакистану, Австралии и другим) потенциальные возможности низкоорбитальных систем спутниковой связи.
На первом этапе (1996-1997 гг ) развернута орбитальная группировка из 6 КА «Гонец-Д1», которая может с помощью малогабаритных земных станций обеспечить услугами связи (передача данных со скоростью 2,4 кбит/с) несколько тысяч потребителей. Эта группировка, предназначенная в первую очередь для отработки технологий низкоорбитальных космических сетей связи, формирования структуры региональных операторов, привлечения дополнительных источников финансирования, будет поддерживаться до 2002-2003 гг Она станет заделом, с помощью которого на базе модернизированного КА «Гонец-М» после 2002 г будет реализован второй этап системы, который предусматривает развертывание группировки из 12-24 КА. Он обеспечит всех абонентов системы «Гонец-Д1» связью, реализующей передачу данных со скоростью 1,2 — 9,6 кбит/с в частотном диапазоне, рекомендованном к применению во всем мире (табл. 2).
Третий этап предусматривает наращивание орбитальной группировки на базе новой космической платформы до 45-48 КА, которые обеспечат непрерывное покрытие Земли для более чем 1 млн пользователей.
В состав системы «Гонец» входят космический сегмент, центры управления системой, региональные станции и абонентские терминалы различных модификаций.
Космический сегмент включает орбитальную группировку космических аппаратов «Гонец-Д1», «Гонец-М» и «Гонец», размещаемых на высоте 1400 км (табл. 1,2).
В рамках этапа «Гонец-Д1» созданы основной (г.Москва) и резервный (г.Железногорск) центры управления системой, на базе которых развернуты две первые региональные станции, предназначенные для организации связи в регионе, оптимизации маршрута доставки и ретрансляции сообщений, сопряжения с магистральными сетями (в т. ч. общего пользования), стыковки территориальных и корпоративных сетей и маршрутизации абонентских потоков.
В состав абонентских терминалов системы «Гонец» входят:

  • радиомодем с устройством определения местоположения или без него;
  • ненаправленная антенна;
  • персональный компьютер или встроенная клавиатура с дисплеем;
  • источник питания.

Типы терминалов:

  • терминал для подвижных объектов с GPS приемником;
  • стационарный абонентский терминал;
  • приемный абонентский терминал (пейджер);
  • автономный терминал с встроенной клавиатурой и устройством отображения;
  • необслуживаемый терминал для сбора данных.

Эксплуатационные показатели:

  • обеспечение беспоисковой и бесподстроечной связи;
  • время развертывания — менее 5 мин;
  • работа в автоматическом режиме без обслуживания.

Малогабаритный терминал может быть установлен на автомобиле, поезде, морском или речном судне, яхте или же непосредственно на рабочем столе пользователя. Он не требует квалифицированного обслуживания и может быть подготовлен к работе всего за несколько минут.

Система «Гонец» обеспечивает телекоммуникационные услуги:

  • передачу данных со скоростью 1,2-9,6 кбит/с при вероятности ошибки не более 10 -5 ;
  • передачи телексных и факсимильных сообщений;
  • предоставление услуг электронной почты с возможностью выхода в сети с коммутацией пакетов по протоколам Х.25 и Х.400;
  • передачу сообщений о местоположении с помощью GPS/ГЛОНАСС приемников или собственными средствами;
  • автоматизированный сбор данных с различного типа датчиков охранной или пожарной сигнализации, экологических датчиков и др.;
  • глобальный персональный вызов при неизвестном местоположении пользователей и др.

Для выведения КА «Гонец» на орбиту планируется использовать ракеты-носители легкого класса, отличающиеся высокой надежностью:
«Циклон» (групповой запуск по 6 спутников), «Рокот» (3 спутника), «Русь» (9 спутников), «Космос» (одиночные запуски).
Области применения системы «Гонец»: сопровождение грузовых перевозок; экологический и промышленный мониторинг; туризм и путешествия; использование при стихийных бедствиях и др.
Она позволяет достаточно эффективно решать задачу контроля грузовых перевозок (автомобильных, железнодорожных и морских), включая перевозку особо опасных грузов. Ее возможности в этом случае: периодическое определение координат транспортных средств; централизованный сбор данных от транспортных средств об их местоположении и состоянии перевозимого груза; обмен данными между водителем и службами управления движением; полностью автоматизированная обработка маршрутной информации; приоритетная передача аварийных сигналов с транспортных средств или контейнеров с грузом. Очень важно, что при этом «Гонец» может решать задачу обеспечения безопасности ценных грузов. Малогабаритные абонентские терминалы в состоянии достаточно эффективно осуществлять контроль за их перемещением. В случае вскрытия контейнера с грузом автоматически посылается аварийный сигнал и координаты объекта. Эти данные по каналам системы поступают в ближайшую к месту происшествия службу охраны.
Экологический и промышленный мониторинг — вторая, очень важная область применения системы «Гонец». Абонентский необслуживаемый терминал производит периодическое считывание данных с датчиков состояния контролируемых объектов. Эти данные временно хранятся в памяти терминала. Их передача осуществляется по запросу со спутника или региональной станции. Далее по каналам системы «Гонец» эти данные ретранслируются в центр обработки экологической информации.
Области использования необслуживаемого терминала: контроль газо- и нефтепроводов, контроль загрязнения окружающей среды, сигнализация об авариях на АЭС, наблюдение за состоянием мостов, путепроводов и др.
С помощью необслуживаемых терминалов может быть обеспечен сбор метеорологической, геодезической и научной информации.
Система «Гонец» может иметь широкий спектр использования и в других областях.
Глобальный персональный вызов при неизвестном местоположении пользователей может быть организован на всей территории Земли. Его сигналы будут успешно приниматься как на специальный приемник (пейджер), так и на любой терминал.
Для туристов и путешественников система обеспечивает возможность двухстороннего обмена информацией.
Быстрота развертывания портативных терминалов делает их незаменимыми при стихийных бедствиях и в условиях чрезвычайных ситуаций.
На сегодня система «Гонец» прошла уже достаточно большую экспериментальную проверку. В течение 1996-1998 гг была проведена серия демонстрационных экспериментальных работ:

  • Минатом России с участием НПО «Элерон» — контроль сопровождения специальных железнодорожных грузов по маршруту «Москва — Екатеринбург — Москва» и передача информации об их состоянии и местоположении в диспетчерский центр;
  • Госкомрыболовство России — передача хозяйственной и научной информации из региона Норвежского моря;
  • РАО «ЕЭС России» — несколько экспериментов по контролю производства и потребления электроэнергии (в настоящее время действует опытный район в северо-западном регионе);
  • в июне-июле 1998 г проводились работы в интересах потенциальных потребителей Мексики.

Высокие характеристики системы в сочетании со сравнительно низкими тарифами на пользование ее услугами делают систему «Гонец» доступной для широкого круга потребителей различных областей ее применения.

Таблица 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КА «ГОНЕЦ».

Характеристика «Гонец-Д1» «Гонец-М «Гонец»
Масса,кг 240 240 240
Количество каналов на КА:      
Земля-спутник 1 3 16
спутник-Земля 1 1 2
Объем бортового ЗУ, Мбайт 1,5 3 8
Срок активного существования, лет 1,5-2 3-5 5
Вид орбитальной группировки некорректируемая некорректируемая корректируемая

Таблица 2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ «ГОНЕЦ».

Характеристика «Гонец-Д1» «Гонец-М «Гонец»
Орбитальная группировка      
Число спутников 6 (2 плоскости по 3 КА) 12 (4 плоскости по 3 КА) 45 (5 плоскостей по 9 КА)
Высота орбиты, км 1400 1400 1400
Наклонение,градусов 82,5 82,5 82,5
Максимальное / среднее время ожидания
сеанса связи, ч
2,5/1,5 1,3/1,8 0
Скорость передачи
информации, кбит/с
2,4 Режим 1,2; 2,4; 4,8; 9,6 1,2-64
Скорость передачи
информации, кбит/с
2,4 Режим 1,2; 2,4; 4,8; 9,6 1,2-64
Диапазон частот, Мгц 259,5-265,2 300/400 300/400
Вероятность ошибки на символ менее 10^-4 менее 10^-5 менее 10^-5
Пропускная способность системы, Мбит/сут 10^2 10^3 10^4
Количество пользователей, тыс 4-10 100-200 1500
Точность определения местоположения, м 100(GPS) 100(GPS/ГЛОНАСС),
1000 (автономный режим)
100(GPS/ГЛОНАСС),
1000 (автономный режим)