Григорий Кузнецов,
кандидат технических наук.

Фирма КАМОВ берет начало от опытного завода по производству автожиров, образованного в 1940г на Ухтомском аэродроме в Подмосковье. Она создает экспериментальные, опытные, модифицированные образцы винтокрылых аппаратов различного назначения, а также осуществляет серийное тиражирование отдельных моделей. Новаторский подход в использовании различных схем вертолетов (соосной, одновинтовой и двухвинтовой поперечной) обеспечивает фирме достижение высокого значения интегрального качества «эффективность-стоимость» при реализации требований заказчика.
Тематика фирмы включает военное и гражданское направления. В свою очередь военное направление подразделяется на морское и сухопутное.
Морская тематика ведет отсчет от первой попытки применения автожира А-7 конструкции основателя ОКБ — Николая Ильича Камова — для снятия в 1938 г зимовщиков станции «Северный полюс-1» с дрейфующей льдины ОКБ 2 во главе с Камовым создано 7 октября 1948 г.
Первенец ОКБ — сверхлегкий Ка-10 (1949 г) — положил начало созданию в стране вертолетов соосной схемы. Военных моряков привлекала компактность, высокая маневренность, способность базироваться на малоразмерных площадках. В 1950 г завершены испытания Ка-10 на крейсере «Максим Горький». Этот год, по праву, считается датой образования корабельной (палубной) авиации страны.
Возросшие объем и сложность решаемых задач потребовали разработки для ВМФ новых винтокрылых машин: Ка-15 (1953 г), Ка-15М (1956 г), боевых корабельных Ка-25 (1961 г), Ка-27 (1973 г) и Ка-28 (1982 г), транспортно-боевого Ка-29 (1976 г) и Ка-31 (1987 г) радиолокационного дозора.
С Ка-15 началась практическая эксплуатация вертолетов соосной схемы Ка-15 и его модификации более 20 лет использовались в ВМФ и ГВФ. В процессе разработки, постройки и доводки данных вертолетов ОКБ решило ряд сложных проблем «земной резонанс», флаттер лопастей несущих винтов, различного рода вибрации и т.д. Накоплен бесценный опыт, который послужил фундаментом быстро прогрессирующей камовской научной и конструкторской школы.
Ка-25 — первый отечественный специально спроектированный боевой вертолет. Он предназначен для уничтожения атомных подводных лодок. Одновременно с его созданием в состав флота вводились большие противолодочные корабли для одиночного, а также авианесущие корабли типа «Москва», «Ленинград» для группового базирования Ка-25.
Дальнейшее развитие морская тематика получила после заказа ВМФ на создание боевого корабельного вертолета нового поколения. По требованию военных моряков Ка-27 с взлетной массой 12 000 кг должен был сохранить габариты Ка-25 (масса 7000 кг) для обеспечения базирования на эксплуатируемых кораблях. Групповое базирование Ка-27 совместно с самолетами вертикального взлета и посадки предусматривалось на авианесущих крейсерах типа «Киев», «Минск» и «Новороссийск» с водоизмещением около 41 000 т. Ка-27 оснащен мощными современными двигателями, новым бортовым интегральным комплексом и более совершенными средствами поражения с ядерными зарядами. По оценкам специалистов, его эффективность по сравнению с предшественником Ка-25ПЛ возросла в 3-5 раз.
На базе Ка-27 для повышения мобильности десантных операций ВМФ создан транспортно-боевой корабельный Ка-29, не имеющий аналогов в мировом вертолетостроении. Его вооружение включает ПТУР, пушку, НАР и бомбы. Новое слово в повышение эффективности решаемых задач кораблей ВМФ способен внести всепогодный Ка-31 для обнаружения на дальних рубежах самолетов, в том числе на предельно малых высотах, и надводных кораблей.
С начала 80-х гг военная тематика фирмы расширилась за счет работ над армейскими вертолетами. Накопленный опыт постройки боевых корабельных вертолетов и уникальные качества соосной схемы обеспечили ОКБ возможность создания одноместного армейского Ка-50 «Черная акула». Вертолет в 1995 г принят на вооружение армии РФ. Для расширения боевых возможностей базовой машины по строен ночной вариант Ка-50Ш, обеспечивающий решение задач в полном объеме и ночью.
Успех боевой операции группировки винтокрылых штурмовиков в значительной степени зависит от слаженности их действий, а также от надежности управления группой со стороны ее командира. Его вертолет по сравнению с другими аппаратами в группе должен быть оснащен более совершенным комплексом оборудования, позволяющим лучше видеть цели на поле боя, осуществлять целеуказание и целераспределение, поддерживать непрерывность управления действиями боевых вертолетов и связи с наземным командным пунктом. Таким вертолетом и является Ка-52 «Аллигатор* (1997г) — многоцелевой всепогодный двухместный боевой вертолет.
Для осуществления оперативной доставки десантников, оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых и пострадавших, обучения и тренировки пилотов фирма КАМОВ предлагает многоцелевой Ка-60 одновинтовой схемы с рулевым винтом в кольцевом канале вертикального хвостового оперения.
Бортовой комплекс Ка-60 обеспечивает 1-2 пилотам выполнение боевых задач днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
Гражданская тематика фирмы характеризуется устойчивой тенденцией к увеличению объема работ. Начало гражданским вертолетам ОКБ положили Ка-15 и его модификации (Ка-15М, Ука-15) и Ка-18. Для этих вертолетов были спроектированы, испытаны и внедрены в эксплуатацию лопасти несущих винтов новой конструкции из полимерных композиционных материалов.
Технология изготовления лопасти и ее конструкция запатентованы в 5 ведущих авиационных зарубежных странах и являются основой для конструирования более совершенных лопастей винтов последующих поколений вертолетов фирмы КАМОВ.
Для ГВФ, а позднее и для различных гражданских эксплуатантов по строены многоцелевые Ка-26 (1965 г), Ка-32 (1980 г), Ка-126 (1987 г), Ка-32А (1990 г), Ка-32А1 для тушения пожаров (1993 г) Ка-26 — единственный вертолет в СССР, имевший сертификат типа по американским нормам летной годности и продавшийся за рубеж на коммерческой основе Ка-32А в 1993г первым из вертолетов страны получил национальный сертификат соответствия российским нормам летной годности. В 1996 г Ка-32А12 получил сертификат летной годности в Швейцарии, а Ка-32А11 ВС в 1998 г — в Канаде. Различные модификации вертолета эксплуатируются во многих зарубежных странах Ка-32А является единственным вертолетом России, получившим подтверждение на соответствие высоким мировым стандартам.
Традиционно ОКБ проектировало и строило в основном малоразмерные вертолеты. В настоящее время в интересах различных гражданских эксплуатантов создается новое семейство винтокрылых машин с взлетной массой от 250 до 15 000 кг. В их числе беспилотные Ка-37 (1993г) и Ка-137, многоцелевые Ка-226 (1997 г), Ка-115, Ка-62 и Ка-64.
Несмотря на тяжелое экономическое положение в авиастроении и в стране, портфель заказов фирмы КАМОВ заполнен как по военной, так и по гражданской тематике практически до отказа.
Президент ОАО «Камов» и генеральный конструктор Сергей Михеев вместе со своими соратниками принимают все возможные меры для реализации перспективных проектов новых винтокрылых машин. Уже 50 лет фирма занимается доводкой и совершенствованием соосной схемы вертолета. Заложенные природой в соосную схему преимущества далеко не исчерпаны. Представляется реальная возможность для их осуществления в начале XXI века.