После своего создания многие вертолеты в мире используются для решения задач как созидательного и гуманитарного, так и военного характера. На вопросы редакции об участии отечественных вертолетов марки «Ми» в боевых действиях отвечает Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Виталий Павлов. Он родился в 1944 г в Брянской области. В 1966 г окончил Сызранское военное авиационное училище летчиков. После одиннадцати лет инструкторской работы служил на командных должностях в строевых частях. В 1981-1982 гг командовал 50 овп в Афганистане, затем авиацией танковой армии и военного округа. В 1989 г был назначен командующим Армейской авиацией.

«АП»: Виталий Егорович, какова общая картина участияивертолетов «Ми» в боевых действиях?
Транспортно-десантный вертолет Ми-4АВ.П.: Машины марки «Ми» всегда составляли основу нашей вертолетной авиации. На маленьком Ми-1 были впервые опробованы различные военные модификации, включая противотанковый вариант. Но в боевых действиях он не участвовал. Зато много боев пришлось на долю следующего творения Михаила Миля многоцелевого транспортно-десантного Ми-4. Именно на этой машине наши летчики получили первый боевой опыт. Начиная с ввода войск в Венгрию в 1956 г , Ми-4 использовались во всех военных акциях отечественных ВВС. Они хорошо зарекомендовали себя во время советско-китайского пограничного инцидента в 1968 г , а также в ходе многочисленных вооруженных конфликтов зарубежных государств, на вооружении которых состояли.
Появление в войсках воздушных гигантов Ми-6 и Ми-10 позволило поднять на качественно новый уровень проведение транспортно-десантных операций. Состоявший на вооружении ряда стран тяжелый Ми-6 успел принять участие в нескольких региональных конфликтах, прежде чем попал в 1980 г в Афганистан. Там он использовался в составе отдельных вертолетных полков для транспортировки войск, боеприпасов, продовольствия, топлива, медикаментов и других грузов, а также эвакуации больных и раненых. Побывал в Афганистане и Ми-10, специально оборудованный средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
В 60-е годы на смену Ми-1 и Ми4 к нам пришли вертолеты нового поколения Ми-2, Ми-8 и «вертолет-солдат» Ми-24, а через некоторое время вместо Ми-6 и Ми-10 стали поступать сверхгрузоподъемные Ми-26. И на сегодняшний день в послужном списке указанных машин — огромное количество боевых вылетов. Ибо с тех пор они составляют основу парка не только нашей Армейской авиации, но и армий многих зарубежных стран. В ближайшем будущем к ним может присоединиться и боевой всепогодный Ми-28Н.
«АП»: Расскажите, пожалуйста, поподробнее о боевых делах Ми-8.
Ми-8В.П.: Многоцелевой вертолет Ми-8 no-праву считается одной из самых лучших винтокрылых машин в мире. Он еще лет 20 будет полностью соответствовать всем требованиям к основной машине поля боя.
В Советские Вооруженные Силы Ми-8 поступил в 1965 г , а вскоре начались его поставки и по иностранным военным заказам.
В результате, начиная со второй половины 60-х годов, в мире практически не было ни одного военного конфликта, где бы не использовались эти вертолеты: инциденты на советско-китайской границе, ввод войск в Чехословакию, индо-пакистанская война, бои на Ближнем Востоке, в Индокитае, Никарагуа, Анголе, Мозамбике, Эфиопии и других африканских странах, операции против наркомафии в Латинской Америке и, наконец, многолетняя война Ирака с Ираном. Опыт применения требовал внесения в конструкцию Ми-8 все новых и новых новшеств, повышающих его надежность, живучесть и боевую эффективность. Так появились многочисленные военные модификации: вооруженные вертолеты, воздушные командные пункты, вертолеты РЭБ, миноукладчики, летающие госпитали, тральщики и т.д.
Кульминацией боевого использования Ми-8 и его различных модификаций отечественными ВВС стала война в Афганистане, где в условиях высокогорной и труднопроходимой местности, высоких температур эти неприхотливые и удивительно живучие многоцелевые летательные аппараты заслужили репутацию основных «рабочих лошадок». Без преувеличения можно сказать, что они вынесли основную тяжесть этой войны. Какие только задания не выполняли Ми-8. Это были высадка и эвакуация десантов, снабжение горных гарнизонов и окруженных населенных пунктов, поиск и спасение сбитых летчиков, вывоз раненых и больных, огневая поддержка наземных войск, нанесение бомбовых ударов, воздушная разведка и патрулирование, управление войсками, сопровождение автоколонн, ретрансляция связи и многие другие задачи, непосильные всем остальным средствам вооруженной борьбы. Итог — спасенные жизни тысяч советских солдат.
Подготовка Ми-8 к боевому вылетуПосле распада Советского Союза экипажи многоцелевых вертолетов Ми-8 продолжают выполнять свой нелегкий воинский долг в «горячих точках» России, СНГ, дальнего зарубежья. Ми-8 исключительно удачен в конструктивном отношении, эргономичен, прост и удобен в эксплуатации. Одну и ту же машину мы с одинаковым успехом эксплуатируем в приполярной тундре Камчатки и в тропиках Анголы. Прямо загружаем в Ил-76 и везем, даже масло не меняем! В Камбодже, например, работали по линии ООН в паре с экипажем французской «Пумы». И наш ежемесячный налет составлял 70-100 ч. против всего 20-30 у французов. Как только начинались тропические дожди или пыльные бури, так «француза» закатывали в ангар. Наша же «восьмерка» летала как ни в чем не бывало.
Ми-8 очень ремонтопригоден. Любой вышедший из строя агрегат, даже редуктор, можно заменить своими силами прямо в полевых условиях. Ни одна из иностранных машин в этом отношении сравниться с ним не может.
Новейшие Ми-8МТВ способны свободно действовать в горных условиях, высаживать разведывательные и досмотровые группы на высоте до 4000 м. Столь выдающихся высотных характеристик не имеет больше ни один вертолет в мире. Ми-8 хорошо вооружен. Его боевой комплекс прошел проверку и оптимизацию в суровых условиях Афганистана. Экипаж надежно защищен бронеплитами. А об уникальных взлетно-посадочных качествах, неприхотливости и живучести вертолета ходят легенды. Помню у меня в полку Ми-8МТ майора В.Борисова вернулся с задания с пробитыми лопастями, баками, кабиной, воздушной системой и полностью сгоревшим двигателем. А командир эскадрильи А.Райлян вывез раненых на поврежденной машине, после того как подвозивший их прямо к вертолету танк отбил ему законцовки лопастей своей жесткой антенной.
Мы и на будущее рассматриваем Ми-8 и его многочисленные модификации как основу и планируем обновлять их парк ежегодно на 15-30%. Удешевить эксплуатацию легендарной машины и продлить срок ее службы еще на многие годы позволит разработанная фирмой «Миль» программа модернизации. Это внедрение лопастей из композиционных материалов, безуходных втулок, самосмазывающихся подшипников, малошумного Х-образного рулевого винта, убирающегося шасси и, самое главное, современной авионики. А установка локатора и нового эргономичного пилотажного оборудования даст возможность решать поставленную перед Армейской авиацией задачу обеспечения круглосуточной и всепогодной боевой готовности.
«АП»: А как выглядит послужной список Ми-24?
В.П.: Ми-24 — наш первый и основной боевой ударный вертолет. С момента своего появления в 1969 г он прошел длинный путь совершенствовония и модернизации. На смену первому серийному Ми-24А пришли лучше вооруженный Ми-24Д, а затем более совершенный Ми-24В и его пушечная модификация Ми-24П. Программу развития серийных машин завершили оснащенный турельной 23мм пушкой Ми-24ВП и разведывательные модификации Ми-24К и Ми24Р. В результате получилась очень удачная транспортно-боевая машина — настоящая летающая крепость, хорошо вооруженная и защищенная.
Ми-24Ми-24 поставлялся в различных модификациях более чем в 20 государств и эффективно использовался не менее чем в трех десятках войн и вооруженных конфликтов. На сегодняшний день он является самым «повоевавшим» среди боевых вертолетов мира. В ходе ирано-иракской войны Ми-24 неоднократно вступали в воздушные схватки с боевыми вертолетами Белл «Си Кобра» ВВС Ирана и выходили победителями, а однажды иракский Ми-24 даже поразил иранский реактивный истребитель «Фантом».
Модификации Ми-24В, Ми-24Д и Ми-24П успешно применялись советской стороной в Афганистане. Они подтвердили свою огневую мощь и высокую живучесть, а также незаменимость как уникального средства вооруженной борьбы. Например, командир эскадрильи подполковник С.Прохоров получил «Стингер» в левый двигатель своего Ми-24. Вертолет с разбитым двигателем и поврежденным главным редуктором сел на вынужденную. За полдня специалисты заменили агрегаты и машина перелетела на базу.
Особо наши летчики ценили Ми-24 за мощное и высокоточное вооружение и надежное бронирование. Ведь над полем боя только маневром не убережешься. В результате, благодаря броне, на долю Ми-24, основного ударного средства сухопутных войск, пришлось всего 2% от общего числа ранений экипажей вертолетов в воздухе.
«Вертолет-солдат» Ми-24 и сегодня является основным ударным средством Армейской авиации. Мы возлагаем большие надежды на разработанную совместно с МВЗ им. М.Л.Миля программу его комплексной модернизации в Ми24ВМ и Ми-24Н. Она призвана обеспечить всепогодное и круглосуточное применение, а также продление срока службы Ми-24, что позволит сохранить боевую мощь нашей вертолетной авиации до поступления на вооружение более совершенных машин — «летающих танков»» Ми-28 и Ка-50.
«АП»: Как показала себя в боевых действии «тяжелая артиллерия» — Ми-6 и Ми-26?
Тяжелый вертолет Ми-6В.П.: Об использовании Ми-6 в региональных конфликтах и войне в Афганистане я уже упомянул выше. К сожалению, количество этих замечательных машин в составе Армейской авиации быстро уменьшается и через пару лет у нас не останется уже ни одного столь любимого летчиками «мишки». Им на смену пришел новый, во всех отношениях превосходный Ми-26. Помимо базовой десантно-транспортной модификации он имеет и другие очень удачные варианты, в частности санитарный. Последний хорошо зарекомендовал себя в Чечне. В крайне сложных условиях, боевых и погодных, вертолетчики вывезли в общей сложности свыше 30 тыс. раненых. Многим из них срочная эвакуация спасла жизнь.
Вообще, в Чечне вертолеты применялись преимущественно в транспортных целях. Но и при этом постоянно возникали экстремальные ситуации: на Ми-26 неоднократно перевозили вместо положенных 86 солдат до 225 в положении стоя. Боевые же задания составляли всего 20% от общего числа вылетов (в Афганистане до 70%). При их выполнении летчики имели право использовать только пулеметы и, в исключительных случаях, НУР. Бомбы не применялись ни разу.
Супергигант Ми-26 перед погрузкойПодведем итог Анализ результатов участия вертолетов разных стран в боевых действиях свидетельствует, что по таким важным критериям, как количество потерь и летных происшествий на средний налет, машины марки «Ми» — лучшие в мире. А их оценка летным составом и обслуживающим персоналом всегда была и остается самой высокой.