Ту-144ЛЛВ сентябре 1998 г. впервые в истории два американских летчика-исследователя НАСА Роберт Риверс и Гордон Фуллертон выполнили три оценочных полета на российской сверхзвуковой летающей лаборатории Ту-144ЛЛ. Работы с целью приобретения опыта эксплуатации и проведения летных экспериментов финансировались совместно компанией «Боинг» и НАСА в рамках программы исследования высоких скоростей (НSR).
В ходе испытаний, проходивших на подмосковной ЛИИиДБ в г.Жуковском, основное внимание было уделено управлению самолетом при различных скоростях и на различных высотах.
Фуллертон подчеркнул, что несмотря на методические различия в проведении летных исследований в наших странах, совместная работа российских и американских коллег привела к успешным результатам оценочных полетов.
Риверс поддержал оценку Фуллертона: «Эксперимент по оценке характеристик управляемости, в котором приняли участие Гордон и я, положительно скажется на текущей программе исследований больших скоростей, — сказал он. — У американских летчиков была хорошая возможность приехать сюда, лично оценить самолет, сравнить эти оценки с уже полученными объективными данными по самолету и определить, соответствуют ли они друг другу».

Резиновый бандит рвется в воздух

Авиамоделисты со стажем хорошо помнят время, когда чрезвычайно популярными были резиново — моторные летающие модели. Закрутил с помощью винта резиновый жгут, слегка толкнул модель и она полетела, причем иногда на вполне приличное расстояние. Много воды утекло с того времени и казалось, что «резиновый» двигатель канул в прошлое: кому охота возиться с такой моделью, когда есть «крутые» радиоуправляемые модели самолетов и вертолетов.

Но оказалось, что идея резиномотороного летательного аппарата еще не умерла. Совсем недавно американец Джордж Хейвен из штата Калифорния изготовил одноместный самолет, на котором воздушный винт будет вращаться за счет энергии толстого многожильного резинового жгута.

Самолет, названный конструктором «Раббер Бандит» («Резиновый Бандит») изготовлен из углепластика и композиционного материала «кевлар». Фюзеляж представляет собой длинную полую балку, внутри которой проложен резиновый жгут, один конец которого жестко закреплен в хвостовой ее части, а спереди он связан с двухлопастным винтом диаметром 5,5 м. Для закрутки жгута будет использоваться тракторный двигатель. «Бандит» имеет крыло размахом 21,6 м с постоянной хордой (около 1,4 м). Конструкция самолета весит около 100 кг, а взлетная масса равна 181 кг.

Расчеты показали, что резиновый привод может вращать винта со скоростью 550 оборотов в минуту, что вполне достаточно, чтобы выполнить полет на высоте 15-30 м со скоростью 50 км/ч на расстояние до 2,5 км.

Чтобы убедить скептиков в осуществимости своей идеи Хейвен построил летающую модель — точную копию «Раббер Бандита» — и выполнил серию успешных полетов. Пока конструктор не называет точную дату полета, но рассчитывает стать первым в мире человеком, совершившим полет на таком необычном летательном аппарате.

Лечебный костюмы «Адели»

На подмосковном НПО «Звезда», известном как производителе скафандров для летчиков и космонавтов, а также универсальных катапультных кресел разработана оригинальная методика лечения детского церебрального паралича с применением специальных костюмов, пошитых на базе космических скафандров, которая дает поразительные результаты.

По утверждению начальника отдела авиакосмической медицины НПО Арнольда Барера, после трехнедельного курса лечения от 1 до 2 часов в день с использованием этих костюмов, получивших название «Адели» (по имени одного из вида пингвинов), ребенок, который ходил с поддержкой, начинает передвигаться самостоятельно. Тот, кто сидел, может стоять. У ребенка, который не мог говорить, появляется членораздельная речь.

Этот феномен, подчеркнул Барер, объясняется очень просто. У больного ДЦП мозг не может контролировать движения рук и ног, головы, поскольку нет координации движения из-за отсутствия так называемого альфа — ритма. Костюмы создают исскуственную нагрузку на все мышцы, а также суставы рук и ног. По мнению российских медицинских экспертов они позволяют восстановить Альфа-ритм, а также снабжать мозг информацией о правильности движения конечностей и мышц, которую он запоминает и после снятия костюма. Таким образом, восстанавливаются необходимые и правильные связи между мозгом, руками и ногами, в результате чего ребенок начинает естественно передвигаться.

К сожалению, отметил Барер, несмотря на такие фантастические результаты, государственное финансирование этого проекта прекращено. Закрыт и перепрофилирован цех на предприятии, который производил сотни лечебных костюмов в месяц, хотя они могли бы помочь вылечить десятки тысяч больных ДЦП. Стоимость такого костюма по утверждению Барера невелика. Она не превышает 400-1000 долларов при сроке службы 2-3 года. Кроме того, эти костюмы подлежат ремонту, в связи с чем их можно применять еще несколько лет.