Владимир Перов,
Владимир Проклов
Развитие авиации всегда было весьма динамичным процессом. С ним связаны неизбежные структурные перестройки организаций, занимающихся сознанием авиационной техники. Наряжу с объективными причинами проведения перестройки имеются и субъективные: решение принимают люди, наделенные определенными полномочиями. За последнее время в ряде публикаций стало модным давать оценку тем или иным событиям, происходящим в жизни творческих организаций, не соответствующую исторической правде, а являющуюся плодом домыслов, фантазий и эмоций. Это относится и к освещению истории ОКБ Павла Осиповича Сухого.
Попробуем рассказать правду о некоторых моментах истории создания, ликвидации и возрождения из “пепла” прославленного коллектива авиационных конструкторов – ОКБ, работавшего под руководством выдающегося конструктора и замечательного человека – П.Сухого.

Павел Осипович СухойКонструкторский коллектив Сухого складывался постепенно — начиная с 1930 г , момента назначения его начальником бригады N 4 КОСОС ЦАГИ. С 1932 г он возглавляет бригаду N 3 ЦКБ ЦАГИ. С 1936 г Сухой становится заместителем начальника конструкторского отдела ЗОК, а чуть позже — начальником конструкторского отдела N 15 на заводе 156 (ЗОК).
До 1936 г конструкторским коллективом Сухого были созданы двухмоторный пушечный истребитель ДИП (АНТ-29) и одномоторный истребитель И-14 (АНТ-31).
В качестве особой удачи коллектива Сухого в этот период следует отметить создание рекордных самолетов РД (АНТ-25) и «Родина» (АНТ-37). С их появлением и осуществлением легендарных дальних перелетов экипажами В.Чкалова, М.Громова и В.Гризодубовой СССР был признан одной из ведущих авиационных держав. На базе АНТ-25 и АНТ-37 были созданы бомбардировщики ДБ-1 и ДБ-2.
В соответствии с Постановлением СТО при СНК от 27 декабря 1936 г П.Сухому была поручена разработка одномоторного цельнометаллического скоростного дальнего штурмовика-разведчика, упоминавшегося в переписке под шифром «Иванов». Самолет совершил первый полет 25 августа 1937 г. Если учесть, что реально к проектированию самолета приступили не ранее февраля 1937 г , то разработка проекта и постройка опытного образца были осуществлены в рекордно короткий срок — 6 мес. Самолет получился удачным, но были серьезные неприятности с мотором М-62, из-за которого потерпел катастрофу второй опытный экземпляр.
К апрелю 1939 г успешно прошел государственные испытания третий опытный экземпляр самолета. Было рекомендовано запустить его в серию в варианте ближнего бомбардировщика под названием ББ-1. Постановление КО при СНК СССР от 29 июля 1939 г обязывало НКАП внедрить в Истребитель Су-9 (1946 г.)производство самолет ББ-1.
Предлагалось в полуторамесячный срок перевести Сухого со всем коллективом его конструкторского бюро на завод N 135 в Харьков, назначить его главным конструктором и передать в его распоряжение всю опытную базу завода. С этого момента впервые начинается полностью самостоятельная деятельность Сухого: создается юридически оформленное ОКБ под его руководством.
В связи с этим событием остановимся на некоторых «открытиях» в истории существования ОКБ Сухого, сделанных А.Сычевым, автором статьи в газете «Известия» от 27 апреля 1996 г Автор пишет: «А впервые на грани развала фирма оказалась, когда нарком Серго Орджоникидзе решил, что конструкторов следует перевести в Харьков. Большинство сотрудников — коренные москвичи — уезжать не захотели».
Во-первых, Г.Орджоникидзе трагически погиб еще 18 февраля 1937 г и никак не мог повлиять на перевод ОКБ Сухого в Харьков в 1939г.
Во-вторых, на заводе N 156 у Сухого не было полной самостоятельности: завод представлял собой как бы «коммунальную квартиру», где вели свои работы конструкторы Н.Поликарпов, В.Беляев, И.Незваль, И.Братухин, С.Козлов и др. Завод был перегружен тематикой, что осложняло взаимоотношения между конструкторами.
На заводе N 135 запускается в серию ББ-1 с моторами М-87А (Б), разрабатываются его модификации с моторами М-88 (с декабря 1940 г самолет получил наименование Су-2) и с М-63ТК. В то же время ведется работа по модернизации ББ-1 с моторами М-89, М-90, М-81 и АМ-37, совершенствование конструкции и вооружения, улучшение аэродинамики. Создаются самолеты ББ-2 М88 (БШ) и ББ-3 М-81 (90), начинается разработка бронированного штурмовика ОБШ М-81 и М-71(Су-6). На заводе строятся и два опытных образца высотного скоростного истребителя И-155 — Су-1 (заказ 333) и Су-3 (заказ 360).
В связи с успешным внедрением ББ-1 в серию, по просьбе Сухого весь коллектив ОКБ переводится в Подмосковье (Подлипки), где Постановлением КО от 4 марта 1940 г на базе КБ-29 организуется завод опытного самолетостроения с присвоением ему N 289. Сухой назначается главным конструктором этого завода, а с ноября 1940 г — его директором.
Истребитель-бомбардировщик Су-7БМ (1961 г.)На этом заводе разрабатывался вариант Су-2 с улучшенной аэродинамикой, осуществлялась постройка и подготовка к серии Су-2 с моторами М-82А, М-89. Строился одноместный бронированный штурмовик ОБШ (Су-6) с мотором М-71, проводились испытания первого опытного экземпляра И-135 (Су-1) и опытного бомбардировщика-штурмовика ББ-2, велось проектирование самолета Су-4 с моторами М-90 и АМ-37.
В октябре 1941 г завод был эвакуирован в г Молотов (ныне Пермь) и объединен с эвакуированными заводами N 135,207 и др. Но в начале 1942 г завод N 289 был восстановлен, велась работа по постройке двухместного Су-6, началось проектирование двухмоторного бронированного штурмовика Су-8. В связи с ликвидацией в январе 1942 г завода N 135 серийное производство Су-2 было прекращено. Всего на заводах N31, 135 и 207 было выпущено около 912 Су-2 разных модификаций, которые принимали активное участие в боевых действиях начального периода ВОВ, под Сталинградом и на Курской дуге.
Еще одна «версия» истории ОКБ Сухого периода 1942-1943 гг содержится в статье А.Григоренко и А.Радцига «Павел Осипович Сухой (1895-1975 гг)». В журнале «Техника Воздушного Флота» N 2 1990 г авторы пишут: «Зимой 1942 г трагически погиб главный конструктор В.Петляков, возглавлявший серийное производство самолетов Пе-2 в Казани. Узнав, вероятно, что у Сухого нет собственной производственной базы, Сталин вызывает его из Перми в Кремль и предлагает возглавить серийный выпуск самолетов Пе-2. И Павел Осипович просит у Сталина дать ему время до утра обдумать свое решение. Утром он узнал, что на эту работу уже назначен другой главный конструктор — В.Мясищев».
Эта версия далека от истины.
Истребитель-перехватчик Су-15 (1962 г.)Во-первых, у Сталина не было объективных причин для вызова Сухого. После окончания работы комиссии, расследовавшей причины катастрофы самолета Пе-2, на котором летел Петляков, по предложению наркома Авиапрома А.Шахурина главным конструктором завода N 22 НКАП был утвержден заместитель Петлякова — А.Изаксон. Через некоторое время А.Изаксон был освобожден от должности и на его место был назначен А.Путилов. И лишь 16 июня 1943 г постановлением ГКО главным конструктором завода N 22 был утвержден В.Мясищев. Таким образом, утро для Сухого наступило лишь через полтора года.
Во-вторых, никакими документами вызов П.Сухого в Москву не подтверждается. Более того, есть документы, которые этот вымысел опровергают. Постановление ГКО от 12 мая 1943 г «О работе главных конструкторов авиационной промышленности» официально предусматривало взаимопомощь со стороны других главных конструкторов, в случае если главный конструктор, ведущий определенную работу, не справлялся с решением задач в установленные сроки. Такая помощь предлагалась конструктору В.Климову со стороны А.Микулина и А.Швецова по созданию мотора М-107А. В постановлении был пункт. «В связи с тем что главный конструктор т Путилов не обеспечивает необходимого развития самолета Пе-2, поручить главному конструктору, доктору технических наук т Сухому, используя имеющиеся в его распоряжении конструкторские силы, включиться в работу по улучшению летных и боевых качеств самолета Пе-2 в кратчайшие сроки.».

(Продолжение следует)