Сергей Барков Авианосцы (АВ), являясь основной ударной силой на море в обычных войнах и хорошо подготовленным резервом стратегических сил в ядерной войне, обладают мобильностью, разнообразным вооружением, высокими боевой устойчивостью и автономностью. Кроме того, их появление в различных частях света носит и политический, демонстративный характер: показать готовность и способность государства отстаивать свои интересы в любой точке Земного шара.

В послевоенный период, когда появились ядерное оружие и возможность применения палубных самолетов в качестве его носителя, все тяжелые АВ в США переклассифицировали в ударные, а немного позже часть из них — в противолодочные, с учетом возрастающей роли подводных лодок в боевых действиях на море. Тогда же легкие и эскортные АВ были либо проданы другим странам, либо переоборудованы в вертолетоносные и вспомогательные, либо исключены из состава флота. И началось строительство современных многоцелевых АВ. Так, в 1955 г был введен в строй CV.59 «Форрестол», а до 1959 г — еще три АВ этого типа. В 1961 — 1968 гг построены четыре новых АВ типа «Китти Хок».
Новый этап развития авианосных сил — это применение атомных энергетических установок. У атомных авианосцев существенно повышаются боевые возможности, снижаются расходы на их содержание и использование. Первый АВА CVN.65 «Энтерпрайз» был создан в США в 1958-61 гг Затем — новый базовый CVN.68 «Честер У. Нимитц». До 1995 г были введены в строй семь АВА этого класса и еще два поступят до 2002 г.
В Англии в 80-х годах построены три легких авианосца (АВЛ) типа «Инвинсибл» («Инвинсибл», «Илластриес», «Арк Ройял»), имеющие в носовой части трамплин для увеличения боевой нагрузки самолетов типа «Хариер» при коротком (трамплинном) взлете. После планирующихся доработок на них смогут базироваться усовершенствованные самолеты ВВП «Си Хариер» FA.2 и новые противолодочные вертолеты ЕМ. 101. Срок службы АВЛ определен до 2010-2015 гг.
Рабочий день на плавающем аэродромеВ боевом составе ВМС Франции имеются два АВ типа «Клемансо» («Клемансо», «Фош»). Готовится к вводу в строй АВА «Шарль де Голль», после чего «Фош» планируется вывести в резерв, а «Клемансо» — исключить из списков флота. АВА «Шарль де Голль» будет составлять основу морского компонента национальных сил быстрого реагирования при проведении операций по урегулированию кризисных ситуаций в различных регионах мира.
Авианосцы собственного производства имеют Испания (АВЛ «Принц Астурийский») и Италия (АВЛ «Джузеппе Гарибальди»). Первый создан на базе корабля SCS (Sea Control Ship — корабль контроля моря). Он получился настолько удачным, что разработчик — фирма «Эмпрессия Насьональ Базан», помимо уже построенного для ВМС Таиланда АВЛ «Чакри Нарубет», рассчитывает на очередные заказы. Среди потенциальных заказчиков — Китай, Аргентина, Бразилия, Индия и Япония.
АВЛ «Джузеппе Гарибальди» предназначен для решения широкого круга задач: борьбы с подводными лодками и надводными кораблями во главе поисково-ударной корабельной группировки, для завоевания местного превосходства в воздухе и оказания непосредственной поддержки наземным войскам в десантных операциях ограниченного масштаба. Это самый маленький авианосец в мире, но по количеству ЛА на борту (16 самолетов или 18 вертолетов) превосходит однотипные АВЛ Великобритании и Испании.
Посадка Су-25На вооружении ВМС Бразилии, Аргентины, Индии находится по одному АВЛ, купленному у Великобритании в 60 — 70-х годах. Бразильский «Минас Жераис» предназначен для борьбы с надводными целями, поддержки морской пехоты, охраны рыболовства и проведения поисково-спасательных операций. «Солидный» возраст этого корабля (54 года) заставляет командование ВМС подыскивать ему замену. Наиболее реально это будет АВЛ типа «Принц Астурийский».
Аргентинский «Вейтенсинко де Майо» также «преклонного возраста» (55 лет). С 1993 г он находится на «вялотекущем» капитальном ремонте и, возможно, в ближайшем будущем будет исключен из «списков ВМС.
В ВМС Индии в настоящее время остался один АВ — «Вираант» (54 года). Рассматривается вопрос приобретения еще одного АВ. Наиболее вероятный претендент — российский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», модернизированный для базирования самолетов горизонтального взлета и аэрофинишерной посадки Су-33 или МиГ-29К. Не исключается и возможность строительства собственного АВЛ по типу английского «Инвинсибл».
Военно-политическое руководство Китая уже давно уделяет большое внимание наращиванию боевых возможностей национальных ВМС с целью усиления китайского присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе в Индийском океане. Поэтому рассматривается возможность закупки АВ или его постройки собственными силами. В прессе неоднократно сообщалось, как о свершившимся факте, о покупке у Украины недостроенного «Варяга», но конкретных данных о его буксировке в Китай пока нет. «Варяг» был приобретен какой-то «левой» посреднической фирмой из Макао, адрес которой, указанный в регистрационных документах, оказался «липовым», и местные власти отказали в его швартовке в порту. Не исключена возможность строительства для китайских ВМС АВЛ типа «Принц Астурийский» на верфях Базан в Испании.
Подготовка Ка-27 к вылетуОснову вооружения авианосцев составляет палубная авиация. Организационно летательные аппараты, базирующиеся на одном АВ, сведены в авиагруппу (авиакрыло). Типовое авиакрыло ВМС США имеет следующий состав: 14-20 штурмовиков А6Е «Интрудер»; 20 истребителей-штурмовиков F/A-18 «Хорнет»; 20 истребителей F-14 «Томкэт»; 4-6 разведчиков RF-14 или F/A-18RS; 4-5 самолетов ДРЛО Е-2С «Хокай»; 4-6 самолетов РЭБ ЕА-6В «Праулер»; 3-5 самолетов-заправщиков KA-6D «Интрудер»; 5-10 самолетов ПЛО S-3B «Викинг»; 4-6 вертолетов ПЛО SHЗН «Си Кинг»; 4-6 вертолетов ПЛО SH-60F «Оушн Хок»; 2-4 транспортных самолета С-2А «Грейхаунд».
АВ широко использовались практически во всех локальных конфликтах и войнах. Заклейменные руководством СССР, как «оружие агрессии», они в составе авианосных ударных соединений в большинстве случаев входили в первый стратегический эшелон, где являлись главной ударной силой.
В 30-х годах в Советском Союзе был разработан эскизный проект 71 по сути первого отечественного АВ, который включили в предвоенную программу строительства океанского флота.
Взлет Су-33Великая Отечественная война помешала планам и только в 1953 г проектные проработки были возобновлены. Наши специалисты не оставили без внимания появление в США АВ «Форрестол» и выполнили проект ударного АВ на 60 и 100 ЛА корабельного базирования. Однако, упомянутые проекты и проработки так и остались достоянием истории, поскольку в военное кораблестроение в очередной раз вторглись новые воззрения не только руководителей-политиков, но и «теоретиков», абсолютизировавших новые средства вооруженной борьбы — ядерное оружие, ракеты, атомные подводные лодки.
В тот период большие надежды стали связывать с появлением корабельных вертолетов. Вертолет сравнительно быстро удалось посадить на корабль и возложить на него одну из главных функций — поиск и уничтожение подводных лодок. В соответствии с восторжествовавшим в надводном кораблестроении противолодочным приоритетом в начале 60-х годов началось проектирование, а затем и строительство первых отечественных кораблей с групповым базированием вертолетов — кораблей противолодочного охранения дальней зоны.
Головной корабль проекта 1123, получивший название «Москва» и официально отнесенный к классу противолодочных крейсеров, был построен на Черноморском судостроительном заводе (г.Николаев, Украина) в 1967 г. Это принципиально новый для нашего флота корабль с архитектурной компоновкой — корма для авиации. Но крейсере установили полный комплект противолодочного оружия и вооружения. Двенадцать противолодочных вертолетов Ка-25 разместились в подпалубном и два — в надпалубном ангарах. Для их взлета и посадки были оборудованы четыре площадки. Спустя два года флоту передали второй крейсер «Ленинград». В дальнейшем они оба были выведены из боевого состава ЧФ, приобретены Индией и отбуксированы на металлолом.
Посадка Су-33В 1970 г на том же Черноморском заводе, единственном в СССР, осуществлявшим авианосное строительство, заложили авианесущий корабль проекта 1143 (головной корабль «Киев»). По архитектурному исполнению он внешне весьма походил на АВ из-за «ленточной» (по зарубежной терминологии «сквозной») полетной палубы. Однако по существу было мало общего: новый корабль синтезировал в себе качества ракетного крейсера, большого противолодочного корабля и противолодочного вертолетоносца. Полное водоизмещение — 41 тыс. т.
В декабре 1972 г «Киев» спустили на воду, и тут же состоялась закладка второго однотипного корабля, получившего название «Минск». К середине 80-х в ВМФ стало четыре авианесущих крейсера: «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку». Авиационное вооружение каждого состояло из 36 СВВП Як-38 и вертолетов Ка-25 (Ка-27).
Ведущееся же с середины 60-х годов изучение путей развития кораблей с авиационным вооружением, а также детальные расчеты и исследования показывали, что для создания постоянного по времени и необходимого по пространству авиационного обеспечения даже в прибрежной зоне, на глубину 200-300 км, потребуются авиапарк и инфраструктура (в дополнение к уже имевшейся) с такими затратами и трудоемкостью, которые
превышают все мыслимые границы. Выход один — «плавающий аэродром», т.е. авианосец, способный обеспечивать ведение боевых действий самолетов круглосуточно, в любом районе операционной зоны ВМФ, с минимальной зависимостью от погодных условий.
Окончательный технический проект отечественного авианосца (1143.5) был утвержден только в 1982 г. Параллельно проводился ряд подготовительных мероприятий, включавших реконструкцию стапелей на Черноморском заводе и постройку берегового испытательно-тренировочного комплекса авиатехнического оборудования в Крыму с трамплином, аэрофинишером и катапультой. Летом 1982 г состоялись первые взлеты с наземного трамплина самолетов Су-27 и МиГ-29, а 1 сентября 1985 г — первая посадка на аэрофинишер.
Су-33 в подпалубном ангареОфициальной датой закладки корабля проекта 1143.5 считается 22 февраля 1983 г. Первоначально его называли «Рига», затем «Леонид Брежнев». Государственные испытания он проходил уже под названием «Тбилиси», но еще раз был переименован в «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В том же 1983 г появилось решение о строительстве шестого авианесущего корабля — второго авианосца, но с некоторыми усовершенствованиями. Через два года и был заложен многострадальный «Варяг». После «развала» Союза у России не нашлось средств на достройку этого корабля и все права на него были переданы Украине.
«Пятерка» имеет вполне «авианосный вид — сквозная полетная палуба с трамплином, бортовые самолетоподъемники, впервые примененные в отечественной практике. Кроме того, на ней кардинально улучшена подводная и надводная конструктивная защита, увеличена автономность. Полное водоизмещение корабля составляет 55 тыс. т, авиационное вооружение — 52 ЛА (Су-33 и Ка-27). 1 ноября 1989 г состоялись первые полеты с корабля самолетов Су-27 (летчик-испытатель — Виктор Пугачев), МиГ-29 (летчик испытатель Токтар Аубакиров) и Су-25 (летчики-испытатели Игорь Вотинцев и Александр Крутов).
В конце 80-х началась постройка седьмого атомного корабля увеличенного водоизмещения. Были предусмотрены две паровые катапульты на угловой палубе, трамплин в носовой оконечности и три бортовых самолетоподъемника. Однако ему, как и «Варягу», помешали внутренние потрясения в стране, и он был разрезан на стапеле в 1992 г.
Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Куроедов считает, что «авианосцы нужны флоту любого государства, если силы этого флота предусматривается использовать за пределами 200-300-мильной прибрежной зоны». В этом его поддерживает начальник вооружения ВС РФ генерал-полковник Ситнов. По его мнению, развитие авианесущих кораблей в России пойдет в направлении снижения их водоизмещения, т.к. содержание мощных кораблей для России слишком накладно. При этом ставка делается на корабли, предназначенные для базирования палубных самолетов с горизонтальным взлетом и аэрофинишерной посадкой. Российские проектировщики будут ориентироваться на АВА типа французского авианосца «Шарль де Голль», оптимизированные по тоннажу, с минимально допустимым объемом и минимальным количеством палубных самолетов.
В настоящее время в составе ВМФ остались два авианосца на Северном флоте: «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (бывший «Баку») и «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».
Первый из них находится в резерве по техническому состоянию и им интересуется Индия. Судьба остальных кораблей этого проекта сложилась довольно трагично. В 1993 г они были выведены из состава ВМФ в «юношеском» для авианосцев возрасте: «Киев» отслужил 18 лет, «Минск» — 16 и «Новороссийск» — 12 , в то время как в США нормальным сроком эксплуатации АВ считается 40 — 50 лет. «Новороссийск» и «Минск» продали Южной Корее «на иголки» Последний из них позднее в том же качестве был перепродан Индии и занял место на рейде индийского порта Аланг возле АВ «Москва». На «Киев» пока покупателей не нашлось и он до сих пор ошвартован на рейде Североморска. Многострадальный «Варяг» в скором будущем может появиться в районе, близком к месту геройской гибели своего тезки.
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в 1996-1997 гг успешно выполнил задачи боевой службы в Атлантике и Средиземном море. Тот поход получил огромный резонанс во всем мире и в значительной степени способствовал укреплению международного авторитета России. Сегодня на корабле ведутся плановые работы по подготовке к очередному длительному плаванию.
Указом Президента России на вооружение авиации ВМФ принят палубный истребитель Су-33. Эта исключительно надежная и маневренная машина предназначена для защиты кораблей от средств воздушного нападения, обеспечения действий других родов авиации, нанесения ударов по наземным, береговым и надводным целям. Истребитель имеет эффективное оружие (скорострельная 30-мм пушка, противокорабельная ракета большой дальности и до 10 ракет класса «воздух-воздух») и совершенные системы управления вооружением. При эксплуатации Су-33 с корабля применяются трамплин на взлете и аэрофишер на посадке. Морские летчики и личный состав авианосцев рады событию. Ведь на сегодня эта боевая машина не имеет равных среди палубных истребителей.