Владимир Нунгезер,
директор Луховицкого машиностроительного завода
Это событие произошло 9 декабря 1998 г. на церемонии подписания Россией и США процедур реализации Соглашения о взаимном признании правил сертификации и эксплуатации гражданской авиатехники. В своем выступлении генеральный конструктор Генрих Новожилов отметил, что Ил-103 стал первым в отечественной авиации самолетом, который получил сертификат летной годности федеральной авиационной администрации (FAA) США. Будут и другие, будут и “солидные” лайнеры, но факт, что первым стал легкомоторный Ил-103, разработанный в АК им.С. В. Ильюшина и серийно выпускаемый Луховицким машиностроительным заводом (ЛМЗ) ГУП МАПО «МиГ», уже вписан в историю авиации России. Так появилась еще одна строка и в послужном списке МАПО «МиГ», которое в декабре 1998 г. отметило свое 105-летие.

Луховицкий машиностроительный завод был основан в 1953 г. как структурное подразделение Московского машиностроительного завода «Знамя Труда». Это старейшее предприятие авиационной промышленности не раз меняло название, но всегда оставалось флагманом самолетостроительного производства. Сегодня оно называется Московское авиационное производственное объединение “МиГ”, и его продукция — МиГ-29 — хорошо известна в мире. До 1968 г. ЛМЗ представлял собой летно-испытательную базу объединения по наземной и летной отработке самолетов. А затем на заводе начали строить и вводить в эксплуатацию производственные корпуса механических и сборочных цехов, кузнечный цех, создавать все необходимые подразделения, обеспечивающие изготовление и сборку агрегатов, наземные и летные испытания самолетов.

Ил-103Более двух десятков типов самолетов и их модификаций известных ОКБ имени С. В. Ильюшина имени А. И.Микояна взлетели с заводского аэродрома. В мае 1982 г. был поднят в воздух истребитель МиГ-29, получивший затем признание во всем мире. Запуск в производство МиГ-29 дал мощный толчок развитию завода. Конструкция самолета потребовала внедрения новых технологических процессов и оборудования, создания новых и развития имеющихся производств. Были освоены технологические процессы изготовления и сборки деталей, узлов и агрегатов из высокопрочных алюминиевых и титановых сплавов, сварка титана в камере с контролируемой средой и электронно-лучевая сварка, изготовление крупногабаритных панелей и каркасных деталей. Широкое использование на МиГ-29 деталей из композиционных материалов потребовало строительства на ЛМЗ соответствующего цеха, ставшего одним из крупнейших среди аналогичных производств авиационных заводов России.

Завод сегодня — это современный комплекс служб и цехов, обеспечивающих изготовление деталей, сборку узлов и агрегатов, наземную и летную отработку самолетов, т.е. изготовление летательных аппаратов по замкнутому циклу. А в связи с сокращением выпуска МиГ-29 с 1991 г. на заводе началось освоение производства легких самолетов. Сегодня мы выпускаем двухместный многоцелевой И-1Л и четырехместный Ил-103 бизнес-класса.

Четырехместный цельнометаллический Ил-103 предназначен для межрегиональных перевозок пассажиров и грузов, патрулирования и обучения, а также он единственный из самолетов подобного класса может ограниченно применяться для акробатики. На Ил-103 установлены американский двигатель «Теледайн Континентал Моторс» мощностью 210 л.с. и навигационное оборудование производства известных фирм. Самолеты Ил-103, серийно производимые ЛМЗ, даже в нынешних сложных экономических условиях находят своих покупателей. Они приобретены и летают в небе Санкт-Петербурга, Подмосковья и Татарстана, готовятся к отправке в Череповец. ФАС России одобрила решение о поставке этих самолетов в учебные заведения.

С начала освоения и запуска серийного производства перед подразделениями завода была поставлена задача достижения высших показателей в обеспечении качества и товарного вида Ил-103 на всех этапах его изготовления. Целенаправленные усилия всего коллектива в сочетании с большим объемом работ, проведенных совместно специалистами ЛМЗ и Авиационного регистра МАК, решили в нашу пользу исход процедур обследования по всему технологическому циклу производства и обслуживания самолета Ил-103.

7 марта 1996 г. заводу впервые было вручено Свидетельство об одобрении производства № 17-ПС. Действие этого сертификата с тех пор регулярно продляется. Авиационные специалисты могут оценить, чего стоит заводу такая стабильность в реально существующих сегодня условиях. Директор службы сертификации воздушных судов FAA Томас Э. Максуини однажды отметил, что сертификация небольшого Ил-103 является доказательством того, что “…российский Авиационный регистр и фирмы-производители самолетов могут гарантировать качество продукции”. А сказано это было по поводу предстоящей в то время сертификации Ил-96.

Ил-103 — первый и пока единственный в России и странах СНГ самолет, одолевший крутой подъем взаимной сертификации. ЛМЗ явился тем полигоном, на котором проводилась отработка процедур взаимного признания правил сертификации Авиационным регистром МАК и федеральными авиационными властями США.

Луховицкий машиностроительный завод
140500, г. Луховицы Московской области.
Тел.: (09663) 1-12-40, 1-13-76.
Факс: (09663) 1-11-80, 1-13-76.
Телетайп: 846779 Орел.
E-mail: lmzavia@rosmail.ru

On 9 December 1998 Russia and US signed bilateral agreements in the sphere of aviation safety and recognition of each other’s aircraft certification and operation procedures. On the very same day the Ilyushin Il-103 single piston airplane became the first-ever Russian-built aircraft to win a FAA type certificate. Developed by the Ilyushin design bureau, this light airplane entered production at the Lukhovitsy machinery-building plant. Today this plant is a modern production facility manufacturing civil and military aircraft under a close cycle principle. In parallel with series production of the MiG-29 fighter, the plant also manufactures the I-1L and Il-103 general purpose airplanes, both in demand on the market. In 1996 the plant won a quality certificate for its aircraft production lines.