Владимир Бабак, президент НПК «Штурмовики Сухого», главный конструктор ОАО «ОКБ Сухого» В современных воззрениях на ведение вооруженной борьбы по-прежнему значительная роль отводится самолетам непосредственной поддержки войск на поле боя. Известным их представителем в мире является российский Су-25, обладающий мощным вооружением и высокой боевой живучестью. О его эксплуатационной надежности говорит тот факт, что с 1981 по 1993 г. в России не было потеряно ни одного самолета Су-25 по причине конструктивно-производственных недостатков. Такие же данные по эксплуатации самолета за рубежом. А география его применения — от северных районов России до субтропиков Латинской Америки. Самым близким аналогом Су-25 за рубежом является американский штурмовик А-10 для поддержки сухопутных войск, однако он отличается от Су-25 существенно большими массой (почти на 5 т) и стоимостью (примерно на $3 млн). «Двадцать пятый» был спроектирован почти четверть века назад под существовавшую в тот период военную ситуацию и систему ПВО. В настоящее время наряду с резким сокращением парка ударных самолетов и истребителей идет бурное насыщение войск средствами ПВО. В связи с этим необходима модернизация Су-25 с целью повышения его многофункциональности

Штурмовик Су-25Разработанный и построенный в середине 70-х гг. самолет-штурмовик Су-25 изначально был предназначен для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск на поле боя на глубине до 100 км в простых метеоусловиях при активном противодействии ПВО противника. В то время на вооружении ПВО находились в основном стрельбовые комплексы, снабженные пушечным вооружением калибра 20 мм. При этом Су-25 создавался в дополнение к находившимся на вооружении ударным самолетам типа Су-17М, Су-24, МиГ-27 и Ту-22. В воздухе штурмовики должны были прикрываться истребителями типа МиГ-21 и МиГ-23. К середине 80-х гг. сформировалась мощная авиационная система, где каждый тип самолета исполнял отведенную ему роль в существовавшем тогда военном противостоянии. Прекращение действия Варшавского Договора, образование новых демократических государств и переход к рыночной экономике коренным образом изменили авиационную систему и требования к ней. Сняты с вооружения ударные самолеты Су-17М и МиГ-27, истребители МиГ-21 и МиГ-23, сокращен парк Су-24 и МиГ-29, изменено предназначение авиационной группировки: от готовности к глобальным военным действиям до готовности участвовать в локальных конфликтах. В связи с этим значительно меняются требования к штурмовику Су-25, который становится основным ударным самолетом в локальных военных конфликтах. Его применение должно обеспечивать решение следующих задач:

  • поражение наземных целей в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью;
  • вскрытие и подавление наземных средств ПВО, а также нарушение систем управления боевыми действиями противника штатными средствами вооружения;
  • поражение целей с удвоенной или утроенной точностью обычным оружием, точечных наземных целей — высокоточными средствами поражения;
  • прорыв и поражение наземных комплексов ПВО противника и радиолокационно-контрастных целей;
  • сопровождение и прикрытие группы ударных самолетов Су-25, выполняющих боевое задание по поражению наземных (надводных) целей;
  • прикрытие собственного аэродрома от ударов авиации противника;
  • поражение воздушных целей (транспортные самолеты, самолеты тактической авиации, вертолеты);
  • авиационная поддержка десантирования и боевых действий тактических воздушных десантов;
  • борьба с воздушными (морскими) десантами и частями аэромобильных войск противника;
  • поражение надводных целей (до эсминца включительно) — одиночных или в составе различных корабельных соединений;
  • обучение летного состава режимам боевого применения за счет реализации в комплексе БРЭО «тренажных» режимов.

Для выполнения перечисленных задач требуется коренная модернизация парка самолетов Су-25, и в начале 1998 г. «ОКБ Сухого» приступило к работам по ее претворению в жизнь. Модернизация главным образом заключается в полной замене устаревшего электронного оборудования, во введении в состав вооружения высокоточных средств поражения и в перекомпоновке кабины летчика. Вновь устанавливаемое оборудование включает в себя:

  • комплекс бортового оборудования «Пантера», имеющий в своем составе высокопроизводительную БЦВМ;
  • радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-25СМ на базе радиолокатора «Копье»;
  • комплекс средств РЭП (в съемных контейнерах), имеющий в своем составе станцию радиотехнической разведки и целеуказания и станцию активных электронных помех.

Установка комплекса «Пантера» обеспечивает:

  • повышение в десятки раз точности навигации, что позволит выполнять атаку цели с первого захода;
  • максимальную автоматизацию поиска, распознавания и поражения цели;
  • применение управляемого оружия высокой точности с лазерными и телевизионными ГСН;
  • реализацию новых режимов боевого применения штатных видов вооружения (например, программно-корректируемое сопровождение цели и навигационное бомбометание);
  • применение различных видов оружия в одной атаке;
  • снижение нагрузки на летчика за счет реализации в кабине современного информационно-управляющего поля (с цветными многофункциональными индикаторами, ИЛС) и автоматизации режимов боевого применения.

Радиолокационный прицельный комплекс «Копье-25» служит для обнаружения и целеуказания в режимах «воздух — воздух», «воздух — поверхность», «воздух — море», а также для картографирования подстилающей поверхности. Комплекс средств РЭП позволит осуществлять радиотехническую разведку, предупреждать летчика о степени угрозы, производить прицеливание ракетами ПРГС по излучающим РЛС противника, создавать уводящие, шумовые, мерцающие и перенацеливающие радиопомехи, управлять работой устройства выброса ложных тепловых целей. Оснащение самолета Су-25 новым комплексом бортового оборудования позволит к уже имеющимся на самолете средствам поражения добавить широкую номенклатуру высокоточного оружия классов «воздух — поверхность» (с лазерными и телевизионными ГСН), «воздух — море» и «воздух — РЛС». Высокая эффективность поражения воздушных целей достигается за счет применения РЛПК-25СМ и УР «воздух — воздух» Р-27Р(Э), РВВ-АЕ и Р-73. При этом решение задач прикрытия групп штурмовиков, выполняющих ударные задачи за линией боевого соприкосновения, от атак истребительной авиации противника может быть возложено на самолет Су-25СМ, действующий в варианте истребителя. Исследования показывают: Су-25СМ, вооруженный УР «воздух — воздух», будет эффективно решать задачи прикрытия, не уступая в воздушном бою самолетам F-16. Установка нового оборудования влечет за собой частичную доработку планера самолета, например модификацию носовой части фюзеляжа под установку радиолокатора. Использование новой системы индикации и управления (СИУ-25) потребовало изменение компоновки приборной доски и пультов управления в кабине летчика. Что касается силовой установки, то двигатели Р-95Ш, доказавшие высокую надежность и живучесть, останутся без изменений. Имеется значительный задел по увеличению их ресурса. Неизменной предполагается оставить и массу пустого самолета, сохранив при этом уникальный по своей эффективности комплекс средств для обеспечения боевой живучести серийного самолета. Основной целью модернизации самолета Су-25 является повышение его эффективности. При этом обеспечиваются и повышенные эксплуатационно-технические характеристики модернизированного самолета, и совершенствование системы его технического обслуживания. Автоматизированный ввод полетной информации (навигационные параметры и исходные данные боевого применения), автоматизированный наземный контроль исправности бортового оборудования с точностью до конструктивно-сменного блока с использованием собственных встроенных средств контроля и другие конструктивные мероприятия позволят снизить на 25-30% трудозатраты на обслуживание самолета Су-25СМ по сравнению с Су-25. Проведение данной модернизации позволит более чем в два раза поднять эффективность самолета, а относительно умеренная цена модернизации ($2,5-3 млн) может заинтересовать другие страны, эксплуатирующие Су-25. За пределами РФ находится более 400 самолетов этого типа, поэтому нам видится привлекательной идея паевого участия заинтересованных стран в работах по модернизации. Существует еще один немаловажный аргумент в пользу модернизации Су-25 — экономический. Этот самолет рассчитан на календарный срок службы 25 лет. Его назначенный ресурс (3000 ч) обеспечивает среднегодовой налет 110-120 ч. Вследствие изменения военно-политических и экономических условий в России и странах СНГ среднегодовой налет самолета не достигает и 50% от запланированного. Таким образом, ко времени истечения календарного срока службы Су-25 в ВВС РФ его ресурс может быть выработан только наполовину. При этом менять штурмовик на новый расточительно, рациональнее продлить срок его службы на то время, в пределах которого будет выработан назначенный ресурс.