Александр Яворский (Продолжение. Начало в №5-6 1998 г.)

Работа фирмы  Lockheed над демонстраторами  XST привела  к созданию  истребителя  F-117A (момент  дозаправки  топливом в полете)В 1971 г. в директивном документе Командования по разработке систем оружия ВВС США разработка РПМ была определена как основная задача в области радиопротиводействия. В июле 1975 г. на закрытом симпозиуме министерства обороны США была высказана серьезная озабоченность по поводу того, что эффективность систем ПВО противника намного превышала американские возможности по значительному противодействию им. Была поставлена задача изучения методов и средств уменьшения радиолокационной заметности своих самолетов. Рассматривалась также возможность использования БЛА (в том числе GТD-21) для нанесения ударов по РЛС ПВО противника.
Управление НИР военного применения при МО США (DARPA) совместно с ВВС составили запрос к промышленным фирмам о разработке предложений по предварительным исследованиям демонстрационных самолетов (в том числе истребителя) с уменьшенной радиолокационной заметностью. По некоторым данным, эти исследования были связаны с так называемым проектом «Харви»(Harvey). В работах разных этапов приняли участие практически все самолетостроительные фирмы США, которых в то время было немало (MacDonnell Douglas, Grumman, Northrop, General Dynamics, Lockheed и даже Boeing).
В августе 1975 г. для дальнейшего участия в конкурсе по самолету-демонстратору малой заметности DARPA пригласило фирмы Northrop, Lockheed и Boeing. В октябре того же года Lockheed и Northrop были объявлены победителями очередного этапа исследований и получили по $1,5 млн на постройку разработанных ими моделей для измерения ЭПР в рамках создания «экспериментальной испытательной установки технологии скрытности» (Experimental Stealth Technology Testbed — XST).
В апреле 1976 г. фирма Lockheed стала победительницей этого этапа конкурса. Особенностью модели фирмы Lockheed являлось использование в наружных обводах прямых линий и большого количества плоских поверхностей (фасеточная поверхность), ориентированных под соответствующими углами. Вариант фирмы Northrop имел интегральную компоновку крыла с фюзеляжем и использовал сочетание криволинейных и фасеточных поверхностей. Это была попытка использования в данной аэродинамической компоновке криволинейных поверхностей, известных под названием «гауссовых», для уменьшения радиолокационной заметности. Такой подход был реализован в дальнейших разработках фирмы Northrop, в том числе в малозаметном бомбардировщике В-2.
Работа фирмы Lockheed по созданию летающих экспериментальных самолетов-прототипов проходила в рамках секретной программы «Хэв Блю» (Have Blue). Фирма должна была построить два самолета для демонстрации в полете возможностей технологии малой заметности. При этом учитывалась возможность применения самолетов в ударном варианте. Основная цель заключалась в достижении на реальном самолете исключительно малой радиолокационной заметности, близкой к достигнутой на разработанных моделях (летно-технические характеристики машины были на втором плане). При этом было стремление к достижению малой инфракрасной и визуальной заметности. Бен Рич, руководитель Отделения перспективных проектов «Сканк Уоркс» фирмы Lockheed, по этому поводу шутил, что если даже и не удастся поднять в воздух такой самолет, то его можно будет попробовать продать в качестве образца скульптуры в стиле модерн.
В первой половине 1976 г. все работы, связанные с технологией «стелс», получили еще более секретный статус — «совершенно секретно — требуется специальный допуск» (Тор secret — Special Access Required; SAR) . Подобный гриф мог использоваться в исключительных случаях, таких как, например, проект «Манхэттен», в рамках которого создавалась первая атомная бомба. Присвоение подобного грифа программе «Хэв Блю» означало, что военные осознали всю важность этой новой технологии. В соответствии с этим программа «Хэв Блю» официально начала действовать под весьма туманным названием — «План разработки компонентов и перспективных конструкций».
В это же время велись и другие работы, направленные на создание летательных аппаратов разного назначения с учетом внедрения технологии «стелс». Разработки велись различными организациями и фирмами в интересах ВВС, ВМС, сухопутных войск, ЦРУ, Разведывательного управления МО США (РУМО), Агентства национальной безопасности (АНБ). Часть работ была связана с созданием БЛА, крылатых ракет. Фирма Lockheed, в частности, работала над БЛА «Акила»/TADAR (YMQM-105) для ведения разведки, поиска целей и радиоэлектронного противодействия над полем боя. Капитан 3-го ранга ВМС США Уильям Бенсон из организации АМR в 1976 г. демонстрировал свои БЛА серии ХD-110, имеющие крайне низкий уровень демаскирующих признаков.
На уже подготовленном к серийному производству стратегическом бомбардировщике В-1А с 1974 г. начали срочно проводиться работы по снижению радиолокационной заметности самолета за счет использования гибких листов РПМ. Идея большого научно-технического прорыва за счет использования технологии «стелс» настолько обретала четкие очертания, что начались поисковые разработки нового бомбардировщика для замены В-1А. В рамках этих предварительных исследований уже рассматривались потенциальные возможности создания новых бомбардировщиков с уменьшенной заметностью. Ряд засекреченных программ 70-х гг. был направлен, в частности, на создание ударного самолета, способного преодолевать систему ПВО противника и сопровождающего его ЛА для сбора данных о местоположении целей.
По некоторым данным, в 1976 г. была создана правительственная группа под кодовым обозначением «Блю Тим» (Blue Team) для определения направлений использования технологии «стелc», которая отрабатывалась в различных секретных программах и проектах. Считают, что в период 1976-1983 гг. эта команда рекомендовала вооруженным силам и разведывательным управлениям, по меньшей мере, 10 различных программ секретных ЛА. Они включали проекты истребителя, ударного самолета, бомбардировщика, крылатых ракет и БЛА. Полагают, что рекомендации группы «Блю Тим» в конечном итоге побудили ВВС США начать разработку самолета CSIRS, которая по существу привела к двум проектам малозаметных самолетов — тактического ударного самолета (F-117А) и тактического разведывательного самолета (известен под обозначением TR-3А), существование которого отрицается ВВС до сих пор.
По всей вероятности, никогда и не существовала цельная программа с названием «стелс», зато проводилось значительное количество комплексных НИР и ОКР, направленных на отработку методов снижения заметности.
22 августа 1980 г. министр обороны США Гарольд Браун сделал заявление для общественности, в котором сообщил о существовании в США некой программы разработки технологии малой заметности, ее внедрения и испытания на некоторых ЛА. Уильям Перри — в то время заместитель министра обороны по НИОКР, а затем и министр обороны в администрации Б. Клинтона — осторожно сообщил следующие дополнительные данные об этой программе. «В начале 60-х гг. мы использовали определенный вариант этой технологии (технологии «стелс») в некоторых американских разведывательных самолетах. В середине 70-х гг. мы применили ее в разрабатывавшихся в тот период крылатых ракетах («Томагавк» и перспективные крылатые ракеты воздушного базирования). К лету 1977 г. стало ясно, что эффективность этой технологии может быть существенно повышена и что ее можно применять к широкому классу ЛА. Мы пришли к заключению, что можно построить самолет, который будет настолько сложно обнаружить, что ни одна РЛС не справится с этой задачей». И далее: «Признавая большое значение такой разработки, мы предприняли три взаимосвязанных действия: во-первых, мы примерно в десять раз увеличили инвестиции, направленные на дальнейшую разработку этой технологии, во-вторых, мы начали ряд весьма высокоприоритетных программ применения указанной технологии и, в-третьих, мы обеспечили всей программе чрезвычайную защиту, доходящую даже до того, что было засекречено само существование такой программы… Мы добились заметных успехов в рамках всей указанной программы, включая проведение летных испытаний ряда летательных аппаратов».

(Продолжение следует)