Валерий Агеев

26 января этого года в Москве состоялось заседание коллегии Федеральной авиационной службы (ФАС) России, посвященное итогам работы гражданской авиации (ГА) за 1998 г. и мерам по социально-экономическому развитию отрасли в 1999 г. С основным докладом выступил директор ФАС Геннадий Зайцев.

Ил-62Подводя итоги работы отрасли в 1998 г. Зайцев подчеркнул, что несмотря на экономический кризис в России, гражданская авиация страны сумела обеспечить относительно высокую степень безопасности полетов (в прошлом году погибло 37 человек вместо 80 в 1997 г.), сдерживание роста тарифов на авиаперевозки (на внутренних авиалиниях их рост не превысил 6,9% при общей инфляции более 80%), а также сохранение кадров (численность персонала ГА сократилась в 1998 г. по сравнению с 1997 г. всего на 15,4 тыс. человек). И самое главное, заявил директор ФАС, воздушный транспорт России в 1998 г. «не стал дестабилизирующим фактором экономики страны», а ГА обеспечила бесперебойную и надежную работу.

Однако, директор ФАС констатировал, что в условиях кризиса «отрасль лишилась относительного равновесия, обострились отношения не только с внешними организациями, но и между аэропортами и авиакомпаниями России». В этих условиях было усилено государственное управление и регулирование за счет реализации ряда постановлений правительства по ГА, отметил Зайцев.

В результате пересмотра ряда межправительственных соглашений увеличилось количество договорных маршрутов, расширилась география полетов российских авиакомпаний, открыт доступ на перспективные рынки. «Около 100 российских предприятий выполняют международные регулярные и чартерные полеты более чем в 130 пунктов иностранных государств», сообщил директор ФАС.

Тем не менее, ГА РФ перевезла в в прошлом году 22,4 млн человек и 460 тыс. т грузов, что ниже уровня 1997 г. на 24 и 11% соответственно. Суммарный убыток авиакомпаний составил в 1998 г. 1,6 млрд руб. против 650 млн в 1997 г. В федеральный бюджет было перечислено около 1,53 млрд руб., что на 380 млн меньше, чем в прошлом году.

Как отметил Г. Зайцев, ассигнования из федерального бюджета на развитие ГА России в 1998 г. составили 256 млн руб., против 318 млн в 1997 г. Однако задолженность авиакомпаниям по перевозкам пассажиров льготных категорий и военных превысила в 1998 г. 500 млн руб.

В настоящее время в ГА РФ эксплуатируется 7532 воздушных судна, в том числе 54 иностранного производства и 24 российских самолета нового поколения типа Ил-96, Ту-204, Ан-38. Количество коммерческих перевозчиков превысило 300, а число аэропортов составляет в настоящее время 639.

Доходы воздушного транспорта России составили в 1998 г. 27,82 млрд руб. при расходах 28,55 млрд руб. (в 1997 г. — 31,5 и 31,4 млрд соответственно). Дебиторская задолженность российских авиапредприятий в конце 1998 г. превысила 14,5 млрд руб., а кредиторская — 15,68 млрд (в 1997 г. соответственно 7,32 и 6,4 млрд). Рентабельность отрасли оказалась отрицательной — минус 5,9% (в 1997 г. — плюс1,9%) — при коэффициенте текущей ликвидности — 1 (в обоих случаях).

Наибольший процент доходов на воздушном транспорте (81%), заявил Зайцев, дала в 1998 г., как и в 1997, перевозка пассажиров, а также грузов и почты (13,12%). Наибольший процент в расходах составили: цена авиатоплива (21,5%), технического обслуживания и ремонта самолетов, двигателей и оборудования (16,21%), плата за аэронавигационное обслуживание (15,55%), аэропортовые сборы (15%). Зарплата — 8,88%, лизинг и аренда — 6,68%, амортизация — 1,93% и прочие расходы — 22,4%.

Несмотря на то, что в структуре расходов авиакомпаний и авиапредприятий зарплата находится приблизительно на 5 месте, подчеркнул Зайцев, наибольшие проблемы были с ее выплатой. Сумма задолженности по зарплате составила на конец 1998 г. 648 млн руб. или почти в два раза больше, чем в 1997 г.

В результате комплекса мер по повышению эффективности деятельности воздушного транспорта страны количество авиаперевозчиков в России сократилось на 62 авиакомпании (в 1997 г. было 362). В настоящее время воздушный транспорт страны включает 8 авиаперевозчиков федерального значения, 77 регионального, 93 местных линий, а также деловой и корпоративной авиации, и 128 предприятий, выполняющих авиационные работы. По прогнозу ФАС, в 1999 г. общее количество авиаперевозчиков в России еще более сократится и достигнет 230-240 компаний. В частности, число региональных авиакомпаний предполагается довести до 25 и до 100 — количество предприятий, занятых на авиационных работах.

Из 19 региональных управлений ФАС только в трех — Уральском, Южном и Северо-Западном авиапредприятия и организации воздушного транспорта достигли положительных финансовых результатов. Во всех остальных они отрицательные.

Директор ФАС заявил, что с целью прекращения негативной динамики в первом полугодии будет проведен всесторонний анализ экономической реформы на воздушном транспорте и выработаны конкретные рекомендации и направления по рациональному использованию государственной собственности. В частности, предусматривается повысить финансово-экономическую эффективность работы каждого предприятия и «ответственность руководителей за конечные результаты работы».

Касаясь обновления авиапарка ГА РФ, Зайцев отметил, что в стране этот процесс почти практически приостановлен. Не заработал и механизм лизинга новой авиационной техники. Согласно официальным данным, в прошлом году в авиакомпании страны поступило всего 4 воздушных судна нового поколения. В 1998 г. было списано 339 самолетов и вертолетов различных типов и назначения, в том числе около 130 крупных грузовых воздушных судов и пассажирских авиалайнеров.

По прогнозам ФАС, в 1999 г. авиакомпаниям потребуется 33 новых самолета и 10 вертолетов, однако российские эксперты выражают сомнение в том, что эти потребности будут удовлетворены.

На коллегии ФАС было сообщено, что до 1 апреля в Минэкономики РФ будет представлен перечень приоритетных направлений на 1999 г. в рамках реализации «Федеральной программы развития авиационной техники Российской Федерации».

Что касается организации лизинга отечественной авиационной техники, то уже в ближайшие дни намечено подготовить и направить в межведомственную рабочую группу, образованную правительством РФ, соответствующие предложения с привлечением инвестиций под государственные гарантии.

По утверждению Зайцева в 1999 г. планируется затратить 2,56 млрд руб. на реализацию отраслевой программы развития аэропортов России до 2000 г. при потребности 9,7 млрд руб. Программа будет осуществляться в основном на собственные и привлеченные средства самих предприятий (2,32 млрд руб.). Из федерального бюджета на эти цели планируется выделить 90 млн руб., а из средств субъектов Федерации — 150 млн руб. В 1998 г. в РФ насчитывалось 639 гражданских аэропортов, из них 63 федерального значения.

Касаясь задач ГА на 1999 г. Зайцев отметил, что необходимо решить следующие проблемы: произвести компенсацию расходов авиакомпаний за выполнение перевозок льготных категорий пассажиров, организовать надежную господдержку авиапредприятий Крайнего Севера, сократить задолженность по зарплате, создать систему лизинга отечественных воздушных судов, завершить формирование госкорпорации по ОВД, ввести в эксплуатацию АС «Сирена-3».

D I G E S T

Air tranasport: ordered to survive

The recent college of the Federal Aviation Service of the Russian Federation (FAS RF) held in Moscow on 26 January, was devoted to the results of civil aviation activities in 1998 and measures on social-economic development of the industry in 1999. FAS RF director Gennady Zaitsev was the major speaker at the college. Drawing results of the work in the past year, he pointed out that despite the country-wide economic crisis, the civil aviation industry managed to keep flight safety at a high level (no catastrophes on scheduled routes), maintain air tariffs at almost pre-crisis level (they rose only by 6.9% while the inflation ran at 88%) and save experienced personnel in place (the number of employed in the industry reduced by 15400, down to 240,000).