Илья Вайсберг

Участники заседания у здания ГВЦУже более 12 лет существует Клуб Командиров авиапроизводства России. Очередное 23-е заседание Клуба состоялось 25-26 февраля 1999 г. в Москве, в здании Главного вычислительного центра гражданской авиации. Среди участников заседания — руководители авиапредприятий и аэропортов различных регионов России — от Камчатки до Калининграда и от Архангельска до Анапы. Среди приглашенных — руководящие работники ФАС России во главе с директором Г. Зайцевым, руководители отраслевых профсоюзов, представители МАК, других федеральных органов.

На заседаниях Клуба обсуждаются наиболее актуальные вопросы и проблемы воздушного транспорта. Среди обсуждавшихся на 23-м заседании — вопросы лицензирования и квотирования авиаперевозок, обновления парка воздушных судов, реструктуризации гражданской авиации, защиты российского авиационного рынка; проблемы взаиморасчетов, социальные вопросы и др.

Участники заседания были ознакомлены с итогами работ гражданской авиации за 1998 г. Основные показатели имеют, к сожалению, негативную тенденцию, что свидетельствует о кризисном состоянии многих аспектов воздушного транспорта России. В частности, имеет место снижение пассажирооборота с 25 млн. пассажиров в 1997 г. до 22 млн. в 1998 г., объемов перевозок груза и почты. Снизился также процент занятости пассажирских кресел.

По мнению участников заседания, в частности президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Е. Чибирева, во многом такому состоянию дел в отрасли способствуют издержки конкуренции на внутренних российских авиалиниях, когда на ряде маршрутов, не всегда загруженных, действует несколько авиаперевозчиков, разоряющих друг друга и снижающих уровень тарифов ниже допустимого. При этом часто столичные авиакомпании вытесняют региональные, разрушая сложившуюся систему связей. В этой связи, по мнению руководителей авиапредприятий, необходимо существенно изменить систему выдачи лицензий и квот на авиаперевозки, соизмерить их со спросом, в частности выдавать лицензии при загрузке не менее 75%.

Говоря о проблемах ценообразования, было предложено в аэропортах федерального значения, на ряде авиаремонтных заводов и других структурах под контролем ФАС провести оргтехмероприятия по снижению себестоимости предоставляемых услуг.

Серьезной проблемой в отношениях между авиаперевозчиками является вопрос взаиморасчетов. Конкретную информацию по их совершенствованию предоставили участникам заседания руководители Главагентства ГА Р. Шайхутдинов и Транспортной Клиринговой Палаты С. Ильичев.

Важное место в выступлениях участников занимали вопросы состояния парка воздушных судов, его ресурсного состояния, высоких цен на выполнение капитального ремонта. Вносились предложения о поставках новой авиационной техники, в том числе и на условиях лизинга.

Отвечая на поставленные вопросы, директор ФАС Г. Зайцев согласился со многими предложениями участников заседания, пообещав учесть их при разработке постановлений коллегии ФАС, работе лицензионной комиссии, разработке нормативных документов.

Предложения участников Клуба Командиров авиапроизводства были реализованы в решении общего собрания членов Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП). Руководителям авиапредприятий — членам МАРАП предоставлены полномочия на ведение переговоров и заключение Профессиональных тарифных соглашений с отраслевыми профсоюзами.

В целом можно сделать вывод, что функционирование такого неформального объединения, как Клуб Командиров авиапроизводства, является достаточно эффективным инструментом обсуждения и решения актуальных вопросов развития гражданской авиации России.