Владимир Перов,
Владимир Проклов
За последнее время в ряде публикаций стало модным давать оценку тем или иным событиям, происходящим в жизни творческих организаций, не соответствующую исторической правде, а являющуюся плодом домыслов, фантазий и эмоций. Это относится и к освещению истории ОКБ Павла Осиповича Сухого. В статье изложена правда о некоторых моментах истории создания, ликвидации и возрождения из “пепла” прославленного коллектива авиационных конструкторов — ОКБ, работавшего под руководством выдающегося конструктора и замечательного человека — П.Сухого.

(Окончание. Начало в № 5-6 1998 г.)

Павел Осипович СухойС середины 1943 г. начинается реэвакуация завода № 289, но уже не в Подлипки, а в Тушино. В этот период Сухой занимается созданием новых машин и, прежде всего, Су-6 с мотором М-71Ф, Су-6 с АМ-42 и двухмоторным Су-8 с М-71Ф. За создание двухместного Су-6 с мотором М-71Ф в 1943 г. ему присуждается Сталинская премия первой степени. В период 1944-1945 гг. создаются: экспериментальный истребитель с мотокомпрессорной силовой установкой, включающей реактивный двигатель К.В.Холщевникова с приводом компрессора от мотора ВК-107 и опытный истребитель Су-7 с мотором АШ-82ФН и ЖРД В.П.Глушко.
В конце 1944 г. скоропостижно скончался главный конструктор завода № 134 В.Г. Ермолаев. На основании приказа НКАП от 3 февраля 1945 г. завод № 289 объединяется с заводом № 134, расположенным в Москве, с присвоением объединенному заводу номера 134. Сухой назначается главным конструктором этого завода, ему передается часть тематики бывшего ОКБ Ермолаева.
Начиная с 1946 г. ОКБ ведет разработку одноместных реактивных истребителей Су-9, Су-11, Су-13, СУ-15 и Су-17. Су-9, Су-11 и Су-15 были построены и проходили заводские испытания. Самолет Су-17 был построен и подготовлен к первому вылету, но летных испытаний не проходил.
В 1946 г. проектировался и строился четырехдвигательный реактивный бомбардировщик Су-10, чуть позже было начато проектирование штурмовика с реактивным двигателем (Су-14).
Очень интересной была работа Сухого по созданию двухмоторного разведчика-корректировщика Су-12. Он успешно прошел заводские и государственные испытания, но запуск в серию нового самолета не состоялся из-за отсутствия свободного серийного завода.
Еще одной удачной разработкой Сухого явился учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ-2, созданный на базе самолета Ту-2 . Самолет строился серийно на заводе № 381. Всего было построено 176 экземпляров УТБ-2.
В 1948 г. правительство принимает решение о сокращении ассигнований на НИОКР НКАП примерно на один млрд рублей. Дополнительно уменьшаются ассигнования на авиацию и в 1949 г. В этот период ликвидируется ряд авиационных ОКБ. По этой же причине в ноябре 1949 г. постановлением СМ СССР ликвидируется ОКБ Сухого, а личный состав КБ и рабочие самолетной специальности переводятся на завод № 156. Сухой назначается заместителем главного конструктора завода № 156 — Туполева.
У авторов статьи “Павел Осипович Сухой (1895-1975 гг.)”, опубликованной в журнале “Техника Воздушного Флота” № 2 за 1990 г., есть еще одно утверждение: “По-видимому, не без участия Сталина…. П.О.Сухой за всю Великую Отечественную войну не получил ни одного боевого ордена, а ведь боевые самолеты Су-2 успешно действовали на фронте …” И далее: “Указом Президиума Верховного Совета от 13 июля 1943 г.”за особые заслуги в области социалистического строительства и обороны Советского Союза” группа особо отличившихся работников, включая двух заместителей П.О.Сухого Д.А.Ромейко-Гурко и Е.С.Фельснера, была награждена военными орденами. Не было среди награжденных только главного конструктора Павла Осиповича Сухого!”. На самом деле Павел Осипович в 1945 г. был награжден высшим государственным орденом — Орденом Ленина!
В статье еще много других неточностей в изложении событий, основанных не на фактах, а на различных предположениях, домыслах и эмоциях.
С 1949 по 1953 г., будучи заместителем у Туполева, Сухой ведет работы, связанные с внедрением в серию Ту-14.
14 мая 1953 г. вышел приказ МАП, который гласил: “В связи с тем, что Главный конструктор ОКБ-1 т.Кондратьев не в состоянии обеспечить создание новых опытных образцов самолетов, не имеет в этой области достаточного опыта и, по заключению экспертной комиссии, стал на путь технического авантюризма, ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Тов. Кондратьева освободить от обязанностей Главного конструктора ОКБ-1.
  2. Назначить Главным конструктором ОКБ-1 т.Сухого П.О. …”.

В августе 1953 г. в ОКБ Сухого разворачиваются работы над проектами фронтовых истребителей С-1 (со стреловидным крылом) и Т-1 (с треугольным крылом). Одновременно ведетя работа по созданию истребителей-перехватчиков С-3 (со стреловидным крылом) и Т-3 (с треугольным крылом). В дальнейшем Т-1 и С-3 снимаются с плана.
Для расширения производственных возможностей ОКБ Сухого приказом МАП от 26 октября 1953 г. переводится на новую базу — бывший завод № 51. Основным направлением нового ОКБ-51 становится создание самолетов-истребителей.
На базе опытного самолета С-1 создается семейство серийных самолетов Су-7 и его модификаций. После глубокой модернизации семейство продолжают самолеты Су-17 (Су-20, Су-22) с изменяемой стреловидностью крыла.
Эти самолеты строились большими сериями. В результате наши ВВС получили на вооружение весьма эффективный истребитель-бомбардировщик.
На базе Т-3 также создается семейство истребителей-перехватчиков Су-9 и Су-11, которые долгое время составляли основу истребительной авиации ПВО страны.
Дальнейшим развитием истребителей-перехватчиков стало семейство самолетов Су-15 и его модификаций.
В 1962 г. начались работы по созданию сверхзвукового разведывательного ударного комплекса Т-4 (“100”), а в августе 1972 г. состоялся первый вылет этого самолета. В дальнейшем работы по Т-4 были прекращены. Разрабатывались его модификации Т-4М и Т-4МС (“200”).
В силу ряда причин они также не реализовались.
В 1962 г. в ОКБ была развернута работа по созданию истребителя-штурмовика С-6, а в 1964 г. после сворачивания работ по С-6, начались работы над проектом истребителя-штурмовика укороченного взлета и посадки Т-6. В июле 1967 г. первый опытный экземпляр самолета Т-6-1 впервые поднялся в воздух. В дальнейшем на его основе было создано семейство самолетов Су-24. С созданием и внедрением Су-24 в серию наши ВВС получили мощный ударный самолет с самым современным бортовым автоматизированным прицельно-навигационным комплексом.
В 1975 г. совершил первый полет опытный самолет-штурмовик Т-8-1, ставший прототипом самолета Су-25. Самолеты СУ-25 строились серийно, в настоящее время они составляют основу армейской штурмовой авиации.
В 1969 г. началась разработка истребителей четвертого поколения под шифром Т-10, впоследствии получивших название Су-27 и ставших последней работой, которая велась под руководством Сухого.
15 сентября 1975 г. его не стало. Наша авиационная промышленность понесла тяжелую утрату.
Заслуги Сухого были отмечены присвоением ему в 1956 г. звания Генерального конструктора авиационной техники, в 1957 и 1965 гг. звания Героя Социалистического труда, присуждением ему в 1967 г. Ленинской премии, награждением семью орденами СССР.
В 1975 г. посмертно он был награжден Золотой медалью им. А.Н.Туполева.
Павел Осипович воспитал плеяду талантливых учеников, его сподвижников и ОКБ достойно продолжило добрые традиции Сухого. С 1977 по 1983 г. ОКБ возглавлял его соратник Е.А.Иванов. Он достойно продолжил дело своего учителя. Под его руководством проходили летные
испытания самолеты Су-25 и Су-27.
С 1983 г. и по настоящее время ОКБ возглавляет М.П. Симонов. Под его руководством разработаны многочисленные модификации Су-27, а также ряд новых боевых и спортивных самолетов, разработаны проекты перспективных гражданских самолетов.
Всего в ОКБ Сухого создано более 100 типов самолетов, из которых около 50 выпускались серийно.
В настоящее время ОКБ достигло вершин творческого совершенства. Без преувеличения можно сказать, что оно является одним из ведущих в мире. Но в обстановке общего спада экономики в стране, развала оборонной промышленности, ОКБ переживает не лучшие дни. Впервые сложилась такая ситуация, когда ОКБ способно загрузить серийные заводы многими современными разработками, но они становятся невостребованными. Несмотря на это, мы надеемся, что объединенными усилиями патриотов нашей Родины и патриотов авиации ОКБ будет спасено и не превращено в пепел.