Беседу вел Илья Вайсберг Санкт-Петербургская авиаремонтная компания “СПАРК” — ведущий авиаремонтный завод России, специализирующийся по ремонту вертолетов Ми-8 (всех модификаций), Ми-17, Ка-32. В феврале 1998г. на собрании акционеров ОАО “Спарк” Генеральным директором избран Юрий Морозов, в течение 20 лет проработавший на заводе инженером-технологом, начальником цеха, заместителем директора. О сегодняшних проблемах предприятия, его перспективах в интервью журналу рассказывает Генеральный директор.

“АП”: Юрий Тимофеевич, Ваше предприятие последние годы специализируется на ремонте вертолетов. Всегда ли это было в истории завода?

ОАО СпаркЮ.М.: Предприятие организовано в 1931 году, практически являясь ровесником аэропорта Пулково, где мы расположены. Многим авиаторам бывшего Союза и зарубежных стран мы были известны как авиаремонтный завод №21ГА — так наше предприятие называлось ранее, до преобразования в 1993г. в открытое акционерное общество “СПАРК”. Начинали мы с ремонта самолетов (У-2, Р-5, П-5, далее Як-12) и авиадвигателей. Думаю, читателям журнала небезинтересен и такой факт: в сороковые годы мы были не только авиаремонтниками, но и занимались серийным производством самолетов ША-2 и Ф-2. Впервые ремонт вертолетов мы освоили в пятидесятые годы — это были Ка-15 и Ка-18. В 1958г. завод начал освоение ремонта массового в то время вертолеты Ми-4 и с тех пор, более 40 лет, специализируемся только на ремонте вертолетов. Вехой в нашей истории стало освоение в 1969г. ремонта вертолета Ми-8 — самого массового вертолета в стране. В последующие годы освоили ремонт всех модернизаций Ми-8: МТ, МТВ-1, а также Ми-17. В это же время были реконструктированы старые и построены новые производственные помещения и ангары, составляющие основу современного комплекса предприятия. Все это способствовало освоению в 1990г. ремонта самолетов Ка-32ТС.

“АП”: Какие проблемы пришлось решать Вашему коллективу в период перехода к работе в условиях рыночных отношений? Не отразилось ли это на надежности отремонтированной авиатехники?

Ю.М.: Начну с ответа на второй вопрос. Я несколько лет работал заместителем директора по качеству — начальником ОТК, поэтому хорошо представляю значимость высокого качества и надежности отремонтированной авиатехники. Этот вопрос является для нас приоритетным, в ущерб надежности ремонта ни один вопрос на заводе не решается и решаться не будет. Признанием этого является, пожалуй, определение нашего предприятия как ведущего в системе ремонтного производства вертолетов в гражданской авиации России и получение одними из первых в отрасли соответствующих Сертификатов Федеральной авиационной службы России и Авиарегистра Международного авиационного комитета.

Если говорить о переходе к работе в условиях рыночных отношений, то он действительно был сложным. Падение объемов перевозок, и, как следствие, объемов ремонта, рост стоимости запчастей, возросшая конкуренция, неплатежи — все это отразилось и на нашей деятельности и привело, в том числе, к сокращению численности работников всех категорий. Однако нам удалось сохранить основной, обладающий высоким профессионализмом и патриотизмом кадровый состав, принять меры, с одной стороны, по расширению круга наших заказчиков, с другой стороны по освоению новых видов работ, помимо традиционного для нас капитального ремонта, при этом используя более гибкие формы и методы взаиморасчетов за выполненные работы.

К руководству заводом пришли молодые и энергичные специалисты, способные работать в современных условиях — это мои заместители Сергей Одинокин, Валерий Акуленко, главный инженер Валерий Смелянец и другие. Вместе с тем, мы поддерживаем и развиваем опыт и традиции, заложенные моими предшественниками на посту директора Алексеем Яковлевичем Гореловым и Борисом Артемьевичем Дмитриевым, который и сейчас трудится на заводе.

Золотой фонд нашего предприятия — ветераны, проработавшие на заводе более 40 лет: В.Козлянинов, В.Коломыцкий, А.Авилова и многие другие.

Пожалуй, наиболее показательно позитивные тенденции в работе завода характеризует факт увеличения численности работников за последний год более чем на 100 человек.

“АП”: Юрий Тимофеевич, какие виды работ, помимо традиционного капитального ремонта, СПАРК может предложить эксплуатационным предприятиям?

Ю.М.: Кстати, если говорить о ремонте, то мы можем предложить тоже новшество. Это выполнение ремонта отдельного вертолета в сжатые сроки, вне общего потока, при безусловном соблюдении высокого качества работ.

Кроме того, мы выполняем работы по различным схемам переоборудования и модернизации транспортных вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ, Ми-8МТ в пассажирский, в том числе с повышенной комфортностью, установкой дополнительных подвесных топливных баков.

Мы можем предложить заказчикам ремонт отдельных агрегатов практически по всей номенклатуре вертолетов Ми-8, Ми-17 и Ка-32ТС по отдельным заказам, в том числе недавно освоенных ремонтом локатора А-813Ц и магнитофоном П-503.

На заводе выполняется покраска вертолетов с использованием полиуретановых эмалей с нанесением трафаретов, опознавательных знаков, символики, изготовленных из специальных клеящих пленках с применением компьютерной технологии. Такая технология позволяет значительно повысить качество покраски, улучшить товарный вид, увеличить ресурс покрытия.

“АП”: На летно-испытательной станции Вашего предприятия я видел вертолет Ми-8 с аббревиатурой “СПАРК+” на борту. Что это за машины?

Ю. М.: Это вертолеты созданной на базе нашего предприятия авиакомпании “СПАРК+”, получившей соответствующие свидетельства на выполнение различных видов деятельности. В частности, мы можем выполнять пассажирские и грузовые авиаперевозки, туристические рейсы по историческим местам Севера-Запада России (Валаам, Соловки, Кижи), обзорные экскурсии над Санкт-Петербургом и его пригородами, охотничьи и рыболовные туры. Техническое оснащение вертолетов и высокий класс наших пилотов, имеющих также статус испытателей, позволяет выполнить уникальные строительно-летательные работы и перевозки грузов на внешней подвеске. Если сказать коротко — деятельность авиакомпании “СПАРК+” — важное направление в разнообразном спектре услуг, которые предлагает наше предприятие.

“АП”: Юрий Тимофеевич, с чем Вы связываете перспективы развития “СПАРК”?

Ю.М.: Прежде всего основой нашей работы будет, как и прежде, обеспечение высокой надежности ремонта. Мы уже сейчас на отремонтированную технику даем гарантийный ресурс, равный заводскому ресурсу. При этом цена капитального ремонта не превышает 20% первоначальной стоимости вертолетов. Учитывая, что тысячи вертолетов Ми-8 различных модификаций летают во всех уголках мира, нам еще на долгие годы предстоит ремонтировать эти машины, а значит, совершенствовать технологические процессы, расширять, в том числе и за рубежом, круг наших заказчиков. Кстати говоря, авиакомпании более 30 стран пользуются нашими услугами по ремонту вертолетов, участвуем мы и в подготовке специалистов, в ряде стран мы оказываем практическую помощь в освоении ремонта вертолетной техники.

Если говорить о более отдаленной перспективе, то мы собираемся осваивать ремонт новых вертолетов, в частности Ми-171 и Ми-172.

ОАО “СПАРК”
Санкт-Петербург, ул. Пилотов, 9., 196210
Тел.: (812) 104-16-06, Факс: (812) 104-16-02.
E-mail: spark@mail.wplus.net.