Геннадий Селезнев,
председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ

Сегодня главной задачей всех ветвей власти и всех общественных сил России является воссоздание сильной, независимой, конкурентоспособной на мировом рынке экономики. Опыт новейшей истории убедительно свидетельствует о том, что эту сверхзадачу невозможно решить без системы развитых всеобъемлющих высоких технологий, лежащих в основе всех видов деятельности — от обороны до сферы массовых коммуникаций.

Су-30МКИМировой рынок наукоемкой продукции составляет сегодня $2,3 триллиона в год. По предварительным расчетам, этот рынок в течение 15 лет достигнет уровня $ 3,5-4 триллионов. Семь развитых стран контролируют 80% рынка сложной продукции, они владеют 46 из 50 так называемых макротехнологий, представляющих собой сплав знаний и производственных возможностей.

На Россию, имеющую 12% ученых всего мира, 22-28% минеральных ресурсов, приходится лишь 0,3% от мирового производства наукоемкой продукции. При этом в стране сохраняются высокие потенциальные возможности экономического роста за счет использования достижений оборонных отраслей промышленности, ее военно-промышленного комплекса (ВПК).

В настоящее время предприятия и организации нашей “оборонки” находятся в сложном финансово-экономическом положении. Это в первую очередь связано с задолженностью федерального бюджета за выполненные работы по оборонному заказу, неравномерностью текущего финансирования, крайне ограниченными возможностями государства по кредитованию конверсионных программ и расходов на содержание мобилизационных мощностей. В условиях постоянного (в течение ряда лет) сокращения государственного оборонного заказа производственные мощности ВПК существенно недозагружены. Значительно ухудшилась технологическая и возрастная структура основных фондов, прежде всего парка машин и оборудования.

Согласно данным, представленным Минэкономики РФ участникам проведенных в феврале с.г. парламентских слушаний по проблемам оборонных отраслей отечественной промышленности, каждое второе предприятие ВПК находится на грани банкротства. Государство задолжало “оборонке” 24,5 млрд. деноминированных руб. за выполнение государственного оборонного заказа. В то же время общая кредиторская задолженность предприятий достигла на 1 января 1999 г. 110,6 млрд. руб., из них долг в бюджеты всех уровней составил 13,3 млрд руб., остальное составляют пени и штрафы за просроченную задолженность и долги перед поставщиками.

Ан-70Ослабление ВПК приводит к утрате позиций России на внешнем рынке. В такой отрасли, как ракетно-космическая, где наша страна всегда являлась признанным лидером, ее доля участия в освоении международного космического рынка составляет менее 3%. Нарастают угрозы превращения российской державы в отсталую в экономическом отношении страну, фактически в поставщика сырьевых ресурсов. Постепенно утрачивается технологическая независимость, приходят в упадок научные школы и целые направления в разработке и производстве новых и перспективных видов техники и оборудования.

В условиях отсутствия необходимого бюджетного финансирования практически не выполняются профильные федеральные программы, в том числе “Развитие гражданской авиации до 2000 года”, “Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности 1998-2000 гг.”, “Национальная технологическая база” и ряд других, призванные не допустить скатывания России к плачевному состоянию второразрядного государства.

Для того чтобы решительно переломить существующие негативные тенденции, необходимы выверенные и согласованные действия всех звеньев системы органов государственного управления РФ. Так, мы надеемся, что в предстоящий период значительную роль в возрождении производства сыграет Бюджет развития, поддержанный и принятый Государственной Думой с федеральным бюджетом на 1999 г.

В частности, в рамках Бюджета развития определена сумма расходов на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции под заключенные контракты и реализацию программ конверсии в размере 2 млрд руб. на срок до одного года. Нами поддержана впервые предложенная правительством система государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов, в том числе:

  • в оборонных отраслях (производство гражданской продукции и продукции двойных технологий) — 2,8 млрд. руб.;
  • в авиакосмической промышленности — 2,4 млрд. руб.;
  • в атомном машиностроении — 2,1 млрд. руб.;
  • в судостроении — 1,9 млрд. руб. и так далее.

Кроме того, для отраслей, производящих дорогостоящую продукцию (авиация, судостроение), предусмотрены средства для реализации механизма финансового лизинга в размере 9,5 млрд. руб. По нашим расчетам, уже принятые федеральные законы, направленные на снижение налогового бремени с отечественных товаропроизводителей, и расширенные льготы по их налогообложению (при условии вложения этих средств в производство, позволят оборонным предприятиям более активно использовать созданные конверсионные производственные мощности.

Государственная Дума консолидированной позицией большинства своих фракций поддержала планы правительства выделить на закупки вооружения и военной техники 14,95 млрд. руб. на оплату военных НИОКР — 12,6 млрд. руб. Кроме того, из этих средств 3,0 млрд. руб. будет направлено на погашение задолженности предприятиям за выполненные работы государственного оборонного заказа в 1998 г.

Реформирование отечественной промышленности должно осуществляться на принципах сочетания цивилизованного рынка с регулирующей ролью государства, в создании благоприятной среды для работы крупных корпораций. Законодатели ориентируют исполнительную власть на создание таких крупных интегрированных структур и оказание им действенной помощи в формировании климата, стимулирующего инвестирование капитала в новейшие технологические проекты. Вместе с тем мы призываем правительство не допустить здесь повторения ошибок его предшественников, в том числе в авиапроме, когда созданный в 1995 г. в результате объединения МАПО и ОКБ им. А.И. Микояна ВПК “МАПО” не решил ни одной из стоящих перед разработчиками и производителями прославленных “МиГов” проблем.

Ту-144ЛЛВ этой связи профильные комитеты Думы высказываются за взвешенный и комплексный подход правительства и в вопросе предлагаемой реструктуризации и реорганизации КБ и предприятий, входящих в АВПК “Сухой”. Крайне важно, на наш взгляд, не допустить здесь непоправимых ошибок, которые могут привести к утрате Россией наиболее известной за рубежом авиационной школы разработчиков и производителей.

На протяжении всех почти уже четырех лет работы нынешнего состава Государственной Думы законодатели вели неустанный поиск путей оказания действенной помощи отечественной оборонной промышленности. Будучи основным законотворческим органом, нижняя палата Федерального Собрания в лице своих профильных комитетов (промышленности, конверсии, безопасности, обороны и др.), депутатских фракций и отдельных парламентариев обеспечивала правовую основу преобладания государственного патриотического подхода в выработке концепций промышленной и технологической политики России на рубеже столетий.

Дума намерена продолжить подготовку и довести до конца принятие наиболее важных для российского ВПК законодательных актов. Предполагается, что они должны регулировать вопросы реструктуризации и институциональных преобразований комплекса, повышения эффективности управления государственной собственности в нем, особенностей проведения процедуры банкротства организаций, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности государства. Так, в целях правового обеспечения преодоления кризисных явлений в отечественной промышленности, нами принято решение обеспечить первоочередное рассмотрение в ближайшее время следующих законопроектов:

  • “О государственной поддержке высокотехнологического промышленного комплекса”;
  • “О государственной поддержке отечественного производителя”;
  • “О принятии и реализации федеральных целевых программ”;
  • “Об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечению социально-экономического развития страны”.

Для создания благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности российских высокотехнологичных отраслей промышленности Государственная Дума придает приоритетный статус проектам следующих федеральных законов:

  • “О внесении дополнений в Закон РФ “О таможенном тарифе” в связи с проводимой модернизацией предприятий отечественной промышленности с привлечением иностранных кредитов”;
  • “О внесении изменений в Закон РФ “О финансово-промышленных группах”.

Кроме того, нами принято решение в течение оставшегося срока работы нижней палаты разработать и внести на рассмотрение проекты следующих федеральных законов:

  • “О государственной собственности в экономике”;
  • “О национальной промышленности”;
  • “О государственных холдингах (государственных предприятиях)”;
  •  “О научно-технической информации”;
  • “Об управлении государственными долями акционерных предприятий”;
  •  “О мобилизационных мощностях в промышленности Российской Федерации”.

В целях принятия исполнительной властью действенных и срочных мер по стабилизации ситуации в отечественной экономике правительству РФ рекомендовано:

  • разработать четкую систему приоритетов при реализации программы экономического роста на базе наукоемких технологий, имея в виду, что основными проблемами российской экономики являются платежный кризис и критический спад инвестиционной активности;
  • создать единую информационно-аналитическую систему, обеспечивающую устойчивое управление оборонным комплексом в рыночных условиях. Предусмотреть для этого соответствующее финансирование из средств федерального бюджета на 1999-2000 гг.;
  • ускорить разработку и утверждение государственной инновационной и промышленной политики, обеспечивающей подъем конкурентоспособности отечественной продукции, эффективное использование национальных материальных ресурсов и интеллектуального капитала;
  • конкретизировать направления региональной инновационной и промышленной политики, определить характер взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в ходе ее реализации;
  • разработать комплекс мероприятий, направленных на совершенствование деятельности правительства РФ в сфере управления государственной собственностью и регулирования экономических процессов в стране;
  • ввести для предприятий оборонного комплекса России мораторий на три года на повышение цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, а также продукцию сырьевых и ресурсных отраслей промышленности;
  • исключить практику сокращения средств, выделяемых из федерального бюджета на исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники;
  • составить реестр потенциально рентабельных предприятий оборонной промышленности для обеспечения адресной поддержки и предоставления государственных гарантий при создании конкурентоспособной гражданской продукции;
  • усилить государственную поддержку федеральных программ Министерства экономики РФ, Министерства РФ по атомной энергии, Российского космического агентства, обеспечив их бюджетное финансирование в 1999-2000 гг. в предусмотренных объемах;
  • оказать реальную государственную поддержку российскому проекту многоцелевой авиационно-космической системы МАКС. Предусмотреть для этого финансирование из средств федерального бюджета на 1999-2000 гг.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что Государственная Дума РФ в своей экономической стратегии исходит из того базисного положения, что наша страна есть и будет индустриальной державой. Поэтому именно возрождение оборонной промышленности на основе высоких технологий станет определяющим фактором положения России в геополитической конкуренции ХХI века.