Гай Северин,
генеральный конструктор, генеральный директор ОАО НПП «Звезда», член-корреспондент РАН, профессор

В целях улучшения условий работы военных летчиков, повышения спасаемости летного состава и минимизации травматизма при аварийном покидании летательных аппаратов НПП “Звезда” разработало базовое катапультное кресло нового поколения К36Д-3,5. К настоящему времени оно успешно прошло полный цикл заводских и 70% государственных испытаний. Широкий спектр испытаний показал, что новое кресло более безопасно, чем его предшественник К36Д, выпущенный в количестве свыше 12000 единиц и прекрасно показавший себя в эксплуатации.

Испытание К36Д-3,5 на ЛЛ МиГ-25  (H=500 м,  V=900 км/ч)Новое кресло получило высокую оценку ведущих российских самолетостроительных конструкторских бюро. Оно выбрано для установки на самолеты Су-30МК, Су-30МКИ, Су-30МКК, Як-130 и МиГ АТ. В соответствии с требованиями заказчиков, для каждого из перечисленных типов самолетов разработан свой вариант кресла. В частности, на аэрокосмическом салоне Ле Бурже представлено кресло К36ЛТ для учебно-тренировочного самолета Як-130, создаваемого совместными усилиями фирмы “Аэромакки” (Италия) и ОКБ им. А.С.Яковлева.

Отличительной особенностью К36Д-3,5 является использование многопрограммной электронной системой управления движением кресла, связанной с информационной системой самолета. Анализируя параметры движения самолета в момент катапультирования, цифровая ЭВМ системы позволяет наилучшим образом адаптировать программу работы кресла к конкретным начальным условиям в целях обеспечения максимально безопасного катапультирования летчика. Анализируются скорость, высота, углы тангажа, крена, угловые скорости и другие параметры.

Применение электронной автоматики, сопряженной с информационной системой самолета, позволило решить задачу кардинального снижения минимально безопасной высоты потребной для безопасного катапультирования летчика на динамических режимах при неблагоприятном пространственном положении самолета. Вычислительная машина – российского производства, разработанная по ТТТ НПП “Звезда”. Она имеет более сотни жестких программ, реализующих оптимальные алгоритмы работы кресла в различных ситуациях. Выбор конкретной программы производится вычислителем в зависимости от параметров движения самолета в момент катапультирования.

При катапультировании из кабины самолета, летящего с большим креном, отрабатывается программа управления траекторией кресла в поперечной плоскости. После отстрела кресла из кабины включается двигатель бокового разворота, корректирующий угол крена, затем подается импульс на гашение угловой скорости вращения и вводится в действие подъемный двигатель для набора высоты, достаточной для раскрытия парашюта. В случае перевернутого полета двигатели не задействуются, а парашют вводится в действие непосредственно после отделения кресла от самолета, что позволяет существенно снизить минимально безопасную высоту катапультирования.

Отработка катапультирования К36Д-3,5 H=0 м, V=0 км/чПри проектировании нового кресла конструкторы НПП “Звезда” решали задачу: одновременно с переходом на электронную систему управления провести революционный пересмотр конструктивных и прочностных решений, использованных в кресле предыдущего поколения К36Д. В результате кропотливой инженерной работы, занявшей более пяти лет, вес кресла удалось снизить на 25 кг и одновременно уменьшить его габариты на 15-20 мм. При этом сохранены хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатации элементы кресла К36Д, в том числе системы стабилизации, защиты рук, подъема и притяга ног, дефлектор и другие.

Новое российское кресло не имеет аналогов в мире. При том же весе и стоимости, что и американское, оно значительно превосходит его по основным техническим характеристикам. Благодаря низкой массе и компактности, К36Д-3,5 может быть установлено в кабине любого боевого самолета. Практически являясь самым компактным креслом в своем классе, К36Д-3,5 имеет самый широкий диапазон регулировок по росту летчика, принимая, в соответствии с новыми международными требованиями, весь антропологический ряд пилотов — от маленькой женщины весом 44 кг до крупного мужчины весом 111 кг. При этом ЭВМ вносит необходимые коррекции в программы катапультирования.

Новое кресло предоставляет летчику более комфортные условия работы, чем его предшественники. Для повышения переносимости перегрузок, возникающих при маневрировании в ходе воздушного боя, развиты опорные поверхности кресла. Улучшен обзор задней верхней полусферы за счет уменьшения подголовника.

В случае поставок на экспорт кресло может быть доработано в соответствии с требованиями заказчика. В частности, возможна установка кислородного оборудования иностранного производства, адаптация кресла к защитному снаряжению летчиков.

Использование российского кресла нового поколения дает возможность существенного снижения расходов на летный состав. Известно, что стоимость подготовки летчика-истребителя ВВС США обходится в $8-10 млн. Новаторские технические решения, примененные в конструкции кресла К36Д-3,5 разработки НПП “Звезда”, позволяют существенно повысить безопасность катапультирования в широком диапазоне высот и скоростей полета (H=0-25 км, Vi=1400 км/ч, М< 3,0) и, таким образом, способствовать сохранению ценных летных кадров. Уникальные характеристики и модульный принцип конструкции базового кресла, позволяющий создать на его основе серию модификаций для конкретных типов самолетов, дают НПП “Звезда” надежду на получение большого объема заказов от российских и зарубежных производителей летательных аппаратов.

ОАО “НПП Звезда”
140070, пос. Томилино,
Московская обл., ул. Гоголя, д. 39.
Тел. (095) 557-3065, 557-1677.
Факс: (095) 557-3388.
E-mail: npstar@npstar.msk.su