Анатолий Киселев,
генеральный директор ГКНПЦ им. М.В.Хруничева
Александр Медведев,
первый заместитель генерального директора ГКНПЦ им. М.В.Хруничева
Разрабатываемое на основании указа Президента и постановления правительства РФ Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева семейство высококонкурентных перспективных ракет-носителей (РН) “Ангара” охватывает носители от легкого класса с грузоподъемностью на низких опорных орбитах от 1,7 до 4 т до тяжелого, с грузоподъемностью до 30 т. Строгий учет мировых тенденций при создании этого семейства позволит гарантировать им долгую “трудовую жизнь”.

РН семейства “Ангара”В основу этих носителей положен универсальный ракетный модуль (УРМ) с кислородно-керосиновым маршевым двигателем РД-191М (номинальная тяга у Земли до 196 т), являющимся “родным братом” РД-170, 171 (1 ступень РН “Зенит”), и РД-180 (1 ступень РН “Атлас III”, “Атлас V”). УРМ имеет высокую степень преемственности этих двигателей. Его параметры выбраны с учетом имеющихся в ГКНПЦ оборудования и технологической оснастки для изготовления и испытаний.

Один такой модуль является первой ступенью двух носителей легкого класса: “Ангара 1.1” (с разгонным блоком “Бриз-М”) и “Ангара 1.2” (с блоком типа “И”, создаваемым для модернизированной РН “Союз-2” в качестве второй ступени).

Носитель среднего класса образован путем добавления четырех УРМ (в качестве первой ступени) к ракете-носителю легкого класса с блоком “И”.

РН тяжелого класса образована четырьмя универсальными модулями в качестве первой ступени и одним параллельно расположенным и запускаемым с земли ракетным блоком второй ступени с водородно-кислородным двигателем (РД-0120) или с трехкомпонентным двигателем, работающим сначала на топливе “водород + керосин + кислород”, а затем на водороде и кислороде.

На этих носителях в зависимости от конкретных задач предусмотрено использование дополнительных ступеней — разгонных блоков типа “Бриз”, “Бриз-М” и кислородно-водородного разгонного блока.

Для исключения падения отработавших модулей первой ступени по трассе полета РН прорабатываются их возврат в район космодрома без промежуточной посадки с использованием крыла и турбореактивных двигателей, а также мероприятия по сокращению потребных площадей для падения отработавших частей (последние мероприятия вводятся с первого этапа).

Старты всех РН семейства “Ангара” предполагается осуществлять на космодроме Плесецк с пусковой установки, созданной ранее для РН “Зенит”. Начало запусков РН намечено на следующие сроки: “Ангара 1.1” — III кв. 2000 г., “Ангара 1.2” — I кв. 2002 г., “Ангара А5” — I кв. 2003 г., “Ангара А4” — II кв. 2005 г.

По своим технико-экономическим показателям РН семейства “Ангара” будут превосходить своих конкурентов примерно в 1,5 раза.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РН “АНГАРА”

Легкий класс Средний класс Тяжелый класс
Характеристики РН “Ангара 1.1” “Ангара 1.2” “Ангара А5-И” “Ангара А4-Э”
Стартовая масса, т 145 170 700 766
Масса полезной нагрузки на орбите, т:
— низкой околоземной (Плесецк/Байконур); 2,0 (63°)/2,1 (~51,6°) 3,7 (63°)/3,8 (~51,6°) 21/21,5 30/31
— геопереходной орбите (i=7°) (Плесецк/Байконур); 5,7 (6,8°)/6,2 (7,5°) 7,8/8,8
— геостационарной орбите (Плесецк/Байконур) 3,5 (4,0°)/3,9 (4,7°) 5.2/5,9

* — вариант ракеты-носителя с доработанным блоком “И”

Государственный космический научно-производственный
центр им. М.В. Хруничева
121087, Москва, ул. Новозаводская, д. 18.
Тел.: (095) 145-9802, факс: (095) 142-5900.
Телекс: 412-427 MIR SU.