Юрий Коптев,
генеральный директор Российского авиационно-космического агентства
В целях осуществления единой государственной политики в области авиационной и ракетно-космической промышленности правительством РФ принято решение о передаче функций государственного регулирования авиационной промышленности Российскому космическому агентству (РКА). Указом Президента России Бориса Ельцина РКА переименовано в Российское авиационно-космическое агентство.

На агентство возложены следующие новые функции, относящиеся к области авиационной деятельности:

  • осуществление координации и государственного регулирования деятельности предприятий и организаций в области создания и производства военной и гражданской авиационной техники и вооружения, в сфере проведения экспериментальных работ, разработки и выполнения программ конверсии и реструктуризации авиационной промышленности;
  • решение вопросов обеспечения летной годности и сертификации воздушных судов, использования научно-технического и технологического потенциала в области авиационной техники;
  • осуществление лицензирования деятельности по разработке, производству и утилизации авиационной техники;
  • реализация межправительственных соглашений в области авиационной техники.

Космонавтика всегда была связана с авиацией. Расширение функций агентства еще в большей степени будет способствовать объективной тенденции установления тесной взаимосвязи ракетно-космической и авиационной техники и, в частности, созданию в перспективе многоразовых космических транспортных систем (МКТС) нового поколения. Практическая история отечественных аэрокосмических систем началась 15 ноября 1988 г. успешным запуском ракеты-носителя “Энергия” с многоразовым пилотируемым орбитальным кораблем “Буран”. Переход в будущем на системы нового поколения представляется закономерным. В целях развития этого направления РКА с 1993 г. совместно с предприятиями ракетно-космической и авиационной промышленности реализует программу комплексных исследований по обоснованию перспективных направлений развития МКТС и созданию необходимого научно-технического задела для их разработки. Создание этого задела и опережающая разработка ключевых технологий является стержнем технической политики агентства в области создания МКТС.

В настоящее время правительство РФ поддержало предложение агентства о разработке федеральной целевой программы “Технология многоразовых космических систем”, по результатам выполнения которой может быть принято решение о проведении полномасштабных опытно-конструкторских работ по созданию МКТС.

Это перспектива. А сегодня, накануне предстоящего в г. Жуковском IV Международного авиационно-космического салона (МАКС-99), представляют интерес некоторые данные, характеризующие роль и значение авиационной и ракетно-космической промышленности для национальных интересов России, развитие которых является стратегической целью государства.

Космонавтика по сравнению с авиацией — новая сфера деятельности. Она в существенной степени оказывает влияние на экономическую, научно-техническую и оборонную мощь государства. В настоящее время около 130 государств включилось в процесс освоения космоса, но только два из них — Россия и США — располагают возможностью заниматься космической деятельностью (КД) по всем направлениям, которые присущи космонавтике.

Мировая орбитальная группировка космических аппаратов (КА) приближается к 700 единицам. Из них порядка 130 — российские КА, находящиеся в различном состоянии. Доля аппаратов, выработавших гарантийный срок активного существования, возросла за пять последних лет с 57% до 73%.

Работы по всем направлениям, обеспечиваемые российской группировкой, нашли свое место в Федеральной космической программе России на период до 2000 г.

В законе о бюджете РФ на 1999 г. предусмотрено выделение РКА на космическую деятельность 2976,5 млн руб. (с учетом работ по международной космической станции), что составляет около 42% от требуемого уровня финансирования.

Вследствие хронического недофинансирования сегодняшнее состояние космонавтики ухудшилось и характеризуется следующими показателями (в сравнении с 1990 г.):

  • объем выпускаемой по государственному заказу ракетно-космической техники сократился практически в 14 раз;
  • численность работающих на промышленных предприятиях, в НИИ и КБ сократилась приблизительно в два раза;
  • только 15% технологического оборудования отрасли имеет в настоящее время срок эксплуатации до 10 лет, а доля морально и физически устаревшего оборудования , эксплуатирующегося свыше 20 лет, превышает 55%;
  • на 30-40% сократилась орбитальная группировка КА, снизилась надежность техники;
  • свернуты многие работы по созданию научно-технического задела.

Однако в настоящее время российская космическая промышленность обладает пока средствами, необходимыми для обеспечения гарантированного доступа в космос в интересах социально-экономической сферы, науки и безопасности страны.

Авиационная промышленность существует во многих странах мира, но имеются только 3 центра — Россия, США и Объединенная Европа, в которых разрабатывается и производится широкий спектр гражданской и военной авиационной техники.

Роль и значение авиационной промышленности для национальных интересов России определяют 3 основополагающих фактора: обеспечение воздушных перевозок; поддержание обороноспособности страны; создание рабочих мест, а следовательно обеспечение реальной экономики.

Объем воздушных перевозок в России в пассажирокилометрах составляет примерно 40% от общего пассажирооборота (рис. 1). Воздушный парк авиакомпаний России в настоящее время составляет 7352 самолета и вертолета, подавляющее большинство которых выпущено в 70-80-е гг. Из них 70% находятся на заключительной стадии эксплуатации.

Российской авиапромышленностью в рамках президентской “Программы развития гражданской авиационной техники России до 2000 г.” созданы и продолжают разрабатываться необходимые типы самолетов и вертолетов. Создано их новое поколение: Ил-96-300, Ту-204, Ту-334, Ил-114, Ми-34, Ка-126 и другие, по летно-техническим характеристикам находящиеся на уровне зарубежных аналогов. Эти воздушные суда удовлетворяют всем международным требованиям по экологии. Однако ввиду отсутствия оборотных средств как у авиационных заводов, так и у авиакомпаний, а также отсутствия развитой системы лизинга российских самолетов производство авиационной техники в России в последние годы весьма ограничено.

Тяжелая ситуация сложилась также и в секторе военного авиастроения.

Президент и правительство РФ уделяют серьезное внимание развитию отечественной авиационной промышленности. Решением правительства Российскому авиационно-космическому агентству совместно с Министерством экономики и Федеральной службой воздушного транспорта России поручено разработать в 1999 г. проект федеральной целевой программы развития гражданской авиационной техники на 2001-2015 гг.