Владимир Карнозов Разработка конструкторской документации на двухместный перехватчик Су-30, серийно производящийся в Иркутске, была закончена более десяти лет назад. С тех пор военно-политическая и финансово-экономическая ситуация в мире изменилась. Спрос на узкоспециализированные боевые самолеты снижается, но потенциал, заложенный в конструкцию Су-30, позволяет путем доработки БРЭО превратить перехватчик в многоцелевой истребитель. ИАПО, ”ОКБ Сухого” и “Русская авионика” объединили свои усилия по модернизации самолета с целью поддержания его востребованности как со стороны ВВС России, так и иностранных государств.

Дозаправка в воздухе Су-30Боевые действия в Ираке и Югославии показали возросшую роль ударной авиации. ВВС стран НАТО продемонстрировали их способность вести “неконтактную” войну, когда между воюющими сторонами есть огневой контакт при отсутствии физического. При этом значительно расширился круг и объем огневых задач, решаемых многофункциональными истребителями. Самолеты, способные вести решать задачи “неконтактой” войны, нужны ВВС России и могут найти спрос на мировом рынке.

Перехватчик Су-30 и учебно-боевой Су-27УБ, производящиеся Иркутским Авиационным Производственным Объединением (ИАПО), имеют большой потенциал по использованию их в качестве ударных при сохранении истребительных качеств. Они несут боевую нагрузку до восьми тонн, обладают высокой маневренностью, большой дальностью полета и хорошей живучестью. Су-30 и Су-27УБ имеют двухместные кабины. Экипаж из двух человек лучше справляется с решением целого ряда боевых задач, особенно при полете на малой высоте. В таких случаях летчик может полностью сосредоточится на решении задач пилотирования и огневого применения, а оператор берет на себя функции навигации, поиска целей и управления оружием.

Самолеты Су-27УБ и Су-30, выпускаемые с 1985 и 1992 г., изначально не предназначались для борьбы с наземными целями, однако им можно придать такие функции. По инициативе ИАПО, разработаны планы модернизации как серийно выпускаемых, так и ранее выпущенных машин с целью превращения их в многофункциональные. Реализация этих планов даст возможность получения новых экспортных контрактов и создать базу для модернизации парка ВВС России с целью поддержания его боевого потенциала при умеренных финансовых затратах, что особенно важно в нынешних экономических условиях.

ИАПО удалось найти взаимопонимание с ЗАО ОКБ “Русская авионика”, имеющей опыт модернизации самолетов МиГ-29. Был заключен договор по двухэтапной модернизации самолета Су-30К на базе технических решений, разработанных и реализованных в программе МиГ-29СМТ. Для проведения работ по первому этапу ИАПО выделило самолет Су-30К с бортовым номером 302 (далее — “Борт 302”).

Группа специалистов ИАПО и “Русской авионики” провела необходимые изменения и дополнения в математическое обеспечение, разработанное для МиГ-29СМТ и провела доработки Борта 302, связанные с частичной заменой старого и установкой нового, дополнительного радиоэлектронного оборудования. Работы начались в феврале с.г. и заняли две недели. А к концу апреля уже удалось получить первые, весьма обнадеживающие, результаты наземных и летных испытаний.

Доработкам подверглась система управления вооружением СУВ-27. Теперь она обеспечивает эффективное применение управляемого оружия действия по наземным и надводным целям. Работу удалось провести в предельно сжатые сроки за счет использования элементов унификации, заложенных при создании РЛПК самолетов МиГ-29 и Су-27. При доработке введены новые элементы, в том числе процессор “Багет-55” разработки НИИ Системных Исследований РАН (руководитель — Владимир Бетерин директор, направление ведет Андрей Першин).

В комплексе с существующим БРЭО, по принципу “обводного канала”, работает БЦВМ МВК (базе процессора Intel 80486) разработки “Русской авионики”. ЕЕ основные черты: избыточность, открытая архитектура, решение задач картографирования, обмен данными по мультиплексной шине MIL-1553B. Доработка РЛПК-27 и установка МВК позволили дополнить режимы работы РЛС режимом картографирования местности, построенном на принципе синтезированной апертуры. Это позволило резко повысить точность наведения оружия. В частности, с высокой точностью наземные и надводные цели можно поражать ракетой Х-31А. В режиме селекции движущихся целей можно “видеть” на фоне земли малоразмерные цели типа танк.

Первый этап модернизации ограничивается работами, связанными с приданием РЛС новых режимов. После проведенной модернизации Борт 302 может поражать воздушные, наземные и надводные цели в любое время суток используя управляемые ракеты с телевизионным наведением Х-59М (дальность пуска свыше 100 км), пассивным радиолокационным Х-31П (110-130 км) и активным радиолокационным Х-31А (70 км).

Применение этих ракет не потребовало изменения информационного-управляющего поля кабины. Почти все внесенные изменения – “внутри” самого самолета. Единственное, что поменялось в кабине – место штатного индикатора занял многофункциональный индикатор с цветной жидкокристаллической матрицей МФИ-55, работающий в графическом и телевизионном режимах. Он оснащен графическим процессором и 20 многофункциональными управляющими кнопками по периметру экрана (размер экрана 127 мм на 127 мм). Управление новыми режимами работы РЛС и оружием – с помощью кнопок на самом МФД. По одному МФД установлено в кабинах летчика и оператора. Оба члена экипажа могут выполнять функции работы с РЛС и управления оружием, то есть сохранена логика работы экипажа двухместного самолета.

При проведении первого этапа модернизации Су-30 исходили из критерия минимизации стоимости при придании самолету функций ударного по стационарным и движущимся наземным и морским целям в любое время суток. Также обеспечивалась возможность проведения работ по доработкам самолетов уже находящихся в эксплуатации непосредственно на базах их владельца. Это дает больше шансов получить заказы от ВВС иностранных государств.

На втором этапе мы хотим создать самолет более продвинутый. Заменить существующую антенну РЛС на ФАР, ввести многоканальный обстрел воздушных целей. Самолет выйдет на новый качественный уровень, станет в один ряд с новейшими западными многофункциональными истребителями в плане эффективности борьбы с несколькими воздушными целями.

МиГ-29СМТКабина Су-30К будет оснащена по типу МиГ-29СМТ/МиГ-29УБТ. Три МФД в кабине летчика и 2-3 (это сейчас решается) в кабине оператора. Кабины МиГов и Су будут унифицированными. Самолеты как оружие должны действовать одинаково. Спутниковая навигация используется. Она дает возможность существенно повысить точность бомбометания. Сигналы от Глонасс и GPS. Лазерное оружие – вопрос второго этапа.

По началу отношение ОКБ “Сухого” к нашему проекту было отрицательное, пытались даже мешать. Но это отношение поменялось. Находим поддержку у генерального директора ОКБ “Сухой” Михаила Погосяна. Анатолий Ситнов и Юрий Клишин поддерживают наш проект. Начальник вооружений МО РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов.

Если полный цикл испытаний как новое оборудование, то надо примерно 1000 полетов, а так – только проверка новых режимов. НИИ ВВС этот подход поддерживают. Очень важен момент унификации с МиГ-29СМТ. Работа рассматривается как единая, две машины – Су-30К (302) и МиГ-29СМТ идут в паре. Ядро модернизации – единое, унифицированное. Испытания на Су-30К зачитываются для МиГа и наоборот.

Можно сказать, что ОКБ сейчас поддерживает проект и участвует в нем. От ОКБ “Сухого” работы возглавляет Михаил Коржуев, ныне занимающий пост заместителя генерального конструктора. От ИАПО – дирекция программ НИОКР. Совместная работа между ИАПО, ОКБ и “Русской авионикой” строится по принципу максимального использования достигнутого для достижении максимальной ценности конечного продукта. Есть решение, по которому военные участвуют в этой работе. НИИ ВВС – за этот проект. ВВС рассматривает возможность выделить второй самолет Су-27УБ/Су-30 для работ по модернизации.

Модернизированы могут ранее выпущенные самолеты Су-27УБ, превращаясь в ударные самолеты. На сегодня самолет 302 – очень мощный ударный самолет. Стоимость модернизации на порядок ниже закупки нового самолета. Бывшая авиация ПВО после объединения с ВВС. Надо придать перехватчикам ударные функции. Повысить боеготовность и боевую эффективность нашей авиации в условиях ограниченных финансовых ресурсов можно только путем модернизации.

Наши вариант модернизации предлагается четырем странам – всем пользователям Су-27УБ и Су-30. Китай, Индия, Вьетнам и Эфиопия. Одни заказчики хотят одного, другие – другого. Есть заказчик, которому надо топить корабли – дай активную Х-31! Другому надо прорывать ПВО противники – дай пассивную Х-31!

Модернизация по критерию “стоимость/эффективность”. Ставить дорогую антенну смысла нет. Сам радар ведь мы не меняем, а он ограничивает разрешающую способность. Идем на модернизацию радара, которая стоит в 10-15 раз дешевле, нежели установка нового. Если установить новейшие РЛС НИИПа или “Фазатрона”, то надо новое управляемое оружие соответствующее им. А где оно? В случае модернизированного РЛС возможности существующих ракет и РЛС стыкуются. Отсюда – экономическая эффективность такой модернизации.

Блок коммутации (БК). БРЭО работает в штатном режиме, но мы вводим “обводной” канал. Блок коммутации “подменяет” информацию, но только ту, что нужно. А БРЭО работает в штатном режиме.

664020, г. Иркутск, ул. Новаторов, д. 3.
Тел.: (395-2) 32-29-09, 32-29-42.
Факс: (395-2) 32-29-45, 32-29-41.
Телекс: ГРОМ.
E-мail: axc 640 @ iaia.irк.ru
http: //www.iaia.irk.ru
Московский офис:
Тел.: (095) 290-6039, факс: (095) 290-3404.