Юрий Лужков,
мэр города Москвы

Оборонная промышленность столицы России — это многоотраслевой комплекс, несущий в себе огромный потенциал самых современных технологий. В Москве сосредоточено более четверти всех предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) нашей страны, около 80% конструкторских и научных сил. На долю столицы приходится порядка четырех пятых всех российских вузов, готовящих специалистов для отечественной “оборонки”. Из 17 государственных научных комплексов семь расположены на территории нашего города. Это тот потенциал, к которому правительство Москвы должно относиться с особым вниманием, если, конечно, мы хотим сохранить саму обороноспособность России как сегодня, так и в отдаленном будущем.

К сожалению, общие тенденции развития предприятий столичного ОПК не выглядят обнадеживающими. Так, объем производства оборонного комплекса Москвы в 1998 г. составил 93% к году предыдущему. И это при том, что в целом по городу объем производства промышленной продукции даже несколько превысил показатели 1997 г. Сократились до 95% и объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Средняя зарплата в московской “оборонке” существенно отстает от средней по городу. Она составила в промышленности 1245 руб., а в науке — 1020 руб. А ведь это — индикатор предпочтительности работы в том или ином секторе экономики. Ясно, что в 1999 г. федеральное правительство не сможет — по крайней мере, в денежной форме — ликвидировать огромную задолженность по оборонному заказу. А следовательно, правительству Москвы придется ликвидировать задолженность оборонным предприятиям, городскому бюджету и городской инфраструктуре.

Мало надежд, что в текущем году удастся переломить ситуацию с иностранными промышленными инвестициями. Вероятнее их спад, а не рост. Очевидно, что произойдет и очередное снижение оборонного и государственного заказов. Накопленный в столице опыт позволяет уточнить концептуальные подходы. Естественным образом выделяются три объекта промышленной политики: само предприятие, высокоэффективный проект, оборонная промышленность в целом. Если иметь в виду нынешний год, то в круг забот московского правительства попадет тщательно отобранная группа дееспособных предприятий, отвечающая трем требованиям.

Первое из них — это возможность имеющимся набором инструментов и средств оздоровить финансовое состояние предприятия до степени, обеспечивающей эффективность предоставляемых нами льгот и других мер поддержки.

Второе требование — в результате принимаемых мер предприятие может быть выведено на рентабельный уровень работы. В идеале оно будет полностью или оптимально загружено. В том числе гражданской продукцией, пользующейся спросом у потребителя.

Следующее требование — московское правительство получает контроль над предприятием, достаточный для гарантированного возврата произведенных бюджетных расходов в виде увеличения поступлений налогов и платежей.

По вполне понятным причинам столичным властям, помимо проведения позитивной промышленной политики, придется заниматься и негативными ее аспектами. В частности — безнадежно недееспособными предприятиями. При этом главная забота будет состоять в том, чтобы вычленить и спасти то, что никак нельзя терять, — уникальную часть терпящего бедствие производства. Здесь я вижу два возможных варианта: либо уникальную составляющую в какой-то форме передать другому предприятию, либо на ее основе создать новую, очищенную от налогового бремени структуру, способную устойчиво работать. Параллельно правительство Москвы будет реализовывать конкретные высокоэффективные инвестиционные проекты, предлагаемые оборонными предприятиями. Но эта работа будет проводиться также на жестких условиях. Прежде всего любой предлагаемый проект должен быть хорошо просчитан с учетом реального, даже пониженного спроса. Под реализацию проекта намечается создавать предприятие с участием столичной исполнительной власти в объеме, соразмерном вкладу города, будь то гарантии правительства по кредиту или капитализиронные льготы по налогам и платежам городской инфраструктуре. Наконец, реализация проекта должна способствовать решению городских проблем.

Очевидно, что в ближайшей перспективе у государства не найдется столько средств, сколько реально необходимо для вывода оборонного комплекса из кризиса, для его глубокой реструктуризации и модернизации. Поэтому одну из своих главных задач мы видим в системном задействовании всей возможной неденежной государственной поддержки оборонной промышленности, в отработке экономических механизмов государственного регулирования. Именно регулирования, а не администрирования.

Одновременно нам следует более грамотно разобраться с тем, в каких формах, на каких условиях и с каким результатом может быть использована интеллектуальная мощь столичной “оборонки”. Наши специалисты полагают, что Москва может предложить как внутренним, так и зарубежным инвесторам по меньшей мере 10-12 крупных международных проектов, к которым на принципах разделенного риска могли бы присоединиться в качестве партнеров разные страны. А также несколько сотен “средних” по объемам инновационных проектов, гарантирующих выход на рынок наукоемкой продукции. Согласно предварительным подсчетам, в совокупности эти проекты способны принести стране десятки миллиардов долларов.

По замыслу эти проекты должны стать своего рода “ядром” планируемого на первую половину следующего года Первого Московского международного форума “Высокие технологии оборонного комплекса”. Столица сегодня обладает всей необходимой инфраструктурой для проведения подобных мероприятий и накопила большой опыт в их организации. Планируется провести комплексное мероприятие, включающее международные и тематические конференции, выставку продукций и технологий, конкурс инвестиционных проектов. Уверен, что предприятия московского ОПК и само столичное правительство смогут превратить предстоящий форум в настоящий “полигон” отработки новых эффективных механизмов реализации того огромного научно-технического и рыночного потенциала, которым обладает отечественная оборонная промышленность.

А то, что такой потенциал до сих пор имеется, подтверждает приближающееся проведение 4-го Московского авиационно-космического салона — “МАКС-99”. Мы уже привыкли к тому, что выставка в Жуковском становится демонстрацией неограниченных и удивительных возможностей отечественной индустрии и науки на самом наукоемком направлении — авиационно-космическом.

Горд тем, что и в этот раз на “МАКС” широко представлена московская оборонная промышленность, ее научно-исследовательские институты и центры. Мы связываем с данным мероприятием большие надежды. Главная российская авиакосмическая выставка выходит на уровень, когда она начинает эффективно выполнять свою основную задачу — непосредственно способствовать развитию авиационного и космического бизнеса в России, что, в свою очередь, позволит и в будущем сохранить за нашей страной завоеванное десятилетиями лидерство в высокотехнологичных и наукоемких отраслях.

Пользуясь случаем, хочу пожелать организаторам, участникам и гостям “МАКС-99” успехов в реализации их текущих и долгосрочных планов по выводу отечественной авиационно-космической промышленности из нынешнего кризисного состояния на новые рубежи мировой науки и производства.

В заключение хочется подчеркнуть, что только комплексный подход к решению проблем ОПК Москвы позволит сохранить промышленный, научный и кадровый потенциал этих отраслей, являющийся национальным достоянием всей России. Рачительное использование этого потенциала может быть источником научно-технического прогресса во всех областях науки, техники, экономики и обороны страны, что обеспечит нашей стране достойное место в мировом сообществе.