Олег Дорофеев,
генеральный директор производственного объединения “Полет”
Объединение “Полет” — одно из крупнейших аэрокосмических предприятий с широким диапазоном производства: от ракет-носителей (легкого класса “Космос”), космических аппаратов (уникальных спутников навигации, связи, экологического мониторинга), авиационной техники (среднемагистральных самолетов Ан-74, Ан-3) до различных изделий народнохозяйственного назначения и товаров народного потребления (нефтедобывающего, угольного, инструментального оборудования, — всего около четырехсот наименований). Последним достижением объединения является изготовление легкого многоцелевого самолета Ан-3.

Объединение начиналось как самолетостроительный завод (на базе трех московских авиазаводов, эвакуированных в г. Омск в начале Великой Отечественной войны). Первым директором предприятия был назначен летчик, Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский. Первый самолет, собранный на предприятии, — бомбардировщик Ту-2 (декабрь 1941 г.).

Легкий многоцелевой самолет Ан-3ТВ дальнейшем завод производил истребители Як-7 и Як-9, модернизированные Ту-2, реактивные бомбардировщики Ил-28, а в 1955-60 гг. — пассажирские самолеты Ту-104.

В начале 60-х объединение приступило к выпуску боевых ракет и космических аппаратов. Наиболее известное изделие предприятия — РН легкого класса “Космос”. В 1978 г. было налажено производство сверхмощных двигательных установок ракеты-носителя “Энергия”.

Объединение “Полет” принимало участие более чем в сорока программах по международному сотрудничеству: в рамках ИНТЕРКОСМОСА, КОСПАС-САРСАТА, двухсторонних соглашений, включая запуск индийских спутников “Ариабхата”, “Бхаскара-1”, “Бхаскара-2 “, французского спутника “Снег-3”, американского КА “Файсат-1”, шведского спутника “Астрид”, а также участвовало во многих отечественных космических исследованиях.

В 1992 г. в рамках конверсионных программ на предприятии возобновлено гражданское авиастроение. В настоящее время ведется серийный выпуск многоцелевого самолета Ан-74.

Новинкой предприятия является изготовление легкого многоцелевого самолета Ан-3, созданного Киевским авиационным научно-техническим комплексом им. О.К. Антонова. Ан-3 является дальнейшим развитием и модификацией широко известного самолета Ан-2, эксплуатирующегося во многих странах мира на протяжении 50 лет. Всего заводами в СССР, Польше и Китае было выпущено более 15500 самолетов Ан-2. Более 6000 успешно зксплуатируется и в настоящее время в различных географических районах: в горах, в песках пустынь, в африканских саваннах, в южноамериканских сельвах, в Арктике и Антарктиде, на речных, озерных и прибрежных акваториях и многих других труднодоступных местах.

Отличительной особенностью самолета Ан-2 является его простота, высокая надежность, неприхотливость и возможность эксплуатации с грунтовых, длиной всего 500 м, площадок. Он сертифицирован во Франции, Бразилии, в Польше и Китае (в последних двух странах производится и настоящее время).

Модификация Ан-2 заключается в замене поршневого двигателя Аш-62ИР (N=1000 л.с.) на более мощный турбовинтовой двигатель ТВД-20 (N=1375 л.с.) с трехлопастным реверсивным винтом АВ-17 и регулятором оборотов Р-17, изменении компоновки кабины экипажа, установке системы обогрева и вентиляции кабин, изменении электротехнического и пилотажно-навигационного оборудования, установке централизованной системы сигнализации, новой противопожарной системы и улучшении навесного широкозахватного сельхозоборудования.

Особо существенной явилась возможность повышения взлетной массы самолета (а, значит, и поднятия коммерческой загрузки при сохранении той же потребной взлетно-посадочной полосы), и возможность использования керосинов и масел, применяемых для всех других типов самолетов (например, Т-1, ТС-1), вместо бензина.

Модификация позволила:

  • в 1,2 раза увеличить коммерческую нагрузку, в 1,2 раза — скорость полета и в 1,85 раза — скороподъемность самолета;
  • повысить надежность и безопасность полета самолета;
  • обеспечить комфортные условия экипажу, снизить уровень шума и вибрации в кабине экипажа;
  • сохранить возможность выполнения полетов с грунтовых площадок длиной 500 м;
  • улучшить экономические показатели: производительность самолета (например, в сельскохозяйственном варианте — это опыление, опрыскивание и т.д.) увеличилась в 1,5 раза.

Предусмотрены следующие варианты применения самолета Ан-3:

  • транспортный Ан-3Т;
  • конвертируемый грузопассажирский Ан-3ТК;
  • сельскохозяйственный Ан-3СХ;
  • лесопожарный Ан-3П;
  • санитарный Ан-3С;
  • десантный Ан-3Д.

Модификация осуществляется путем переоборудования самолетов Ан-2, взятых из эксплуатации с остаточным ресурсом не менее 50%. Переоборудование Ан-2 в Ан-3 производится на ПО “Полет” в г. Омске.

Двигатель спроектирован Омским моторостроительным конструкторским бюро. Серийно изготавливается Омским моторостроительным предприятием им. Баранова.

Самолет Ан-3Т, например, предназначен для перевозки различных грузов на местных воздушных линиях с возможностью эксплуатации как на ВПП с искусственным покрытием, так и на грунтовых ВПП с прочностью грунта не менее З,5 кг/см2 , и заснеженных ВПП с толщиной свежевыпавшего снега до 35 см (на лыжном и колесном шасси).

Самолет Ан-3 наследует все лучшие качества самолета Ан-2, его систему послепродажной поддержки и ремонта. Его сертификация проводится в Авиарегистре Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) в соответствии с существующими авиационными правилами. Ан-3 соответствует всем требованиям сертификационного базиса самолета, разработанного на основе действующих нормативно-технических документов. Основные характеристики самолета Ан-3 приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные летно-технические характеристики самолета Ан-3
Максимальная взлетная масса, кг 5800
Двигатель:
тип ………………………………………..
мощность, л.с………………………………..
.
ТВД-20
1375
Максимальная коммерческая нагрузка, кг…. 1800
Крейсерская скорость, км/ч (ИС):
максимальная…………………………
максимальной дальности………………..
.
260
220
Крейсерская высота полета, м……………………

* Практическая дальность, км:

с максимальной нагрузкой……………..

с грузом 1500 кг……………………………..

с грузом 1200 кг……………………………..

перегоночная…………………………………

Длина разбега, м………………………………………

Длина пробега, м………………………………………

Расход топлива, кг/ км………………………………

Потребная длина ВПП, м …………………………

Высота аэродрома, м………………………………..

2000

250

550

875

960

140

140

0,8- 0,9

500

до 3000

* Примечание: Практическая дальность полета дана без учета установки дополнительных топливных баков на 400 литров

Достоинства создаваемого самолета Ан-3 могут быть продемонстрированы путем его сравнения с лучшими зарубежными аналогами. Характерным представляется сравнение самолета Ан-3Т в транспортном варианте с аналогами — самолетами семейства “Цессна Караван”.

Самолеты “Цессна-208” представляют собой семейство многофункциональных самолетов “Цессна Караван”, производимое фирмой “Цессна” (США). В настоящее время они являются лучшими самолетами АОН. Их парк насчитывает около 1000 самолетов, эксплуатирующихся в 54 странах мира. Более 40% этого парка используется исключительно для грузовых перевозок. Самолетами “Караван” обслуживается более 50% пригородных перевозок. В настоящее время завершается их сертификация в АР МАК.

Сравнение Ан-3Т с самолетами “Караван” показывает, что Ан-3Т превосходит последние по целому ряду функциональных свойств. Он имеет более объемную грузовую кабину (объем больше на 2/3, чем у “Караванов” и на 20% больше, чем у самолета “Гранд Караван”) и с большей высотой (1,85 м против 1,3 м), что обеспечивает на Ан-3Т улучшенный комфорт для пассажиров и перевозку большего количества грузов малой плотности (80…100 кг/м3 ), характерной для грузов на пригородных авиалиниях.

Самолет Ан-3Т имеет большую грузоподъемность, чем самолеты “Караван”:

  • на 400 кг (1800 против 1400) по сравнению с самолетом “Караван”;
  • на 200 кг (1800 против 1600) по сравнению с самолетом “Гранд Караван”.

Ан-3Т имеет преимущество по характеристике “груз-дальность” на дальностях до 550 км по сравнению с “Гранд Караваном” и на дальностях до 900 км по сравнению с “Караваном”.

Самолет Ан-3Т существенно превосходит “Караваны” по взлетно-посадочным характеристикам и, особенно, по обеспечению безопасности из-за почти в два раза меньшей скорости сваливания (60 км/час против 113). Кроме того, Ан-3Т обеспечивает систематическую эксплуатацию на неподготовленных ВПП с низкой прочностью покрытия (грунт, галька, снег, травяной покров). Самолеты “Караван” из-за их схемно-конструктивных особенностей (шасси с носовой опорой, небольшой клиренс винта, колеса малого диаметра) могут эксплуатироваться на аэродромах с потребной длиной ВПП в 1,4 раза большей, чем для Ан-3Т, и упрочненным покрытием (бетон, асфальтобетон, твердый грунт). Это существенно расширяет область применения Ан-3Т и повышает его конкурентоспособность. Кроме того, самолет Ан-3Т, в отличие от “Караванов”, имеет возможность применения на авиационно-химических работах в сельском и лесном хозяйствах (вариант Ан-3ТСХ) и в лесопожарном варианте, что также повышает его конкурентные возможности.

Ан-3Т имеет в 2,5-3 раза меньшую стоимость, чем самолеты “Караван”. Расчеты показывают, что стоимость его эксплуатации будет примерно в 1,5 раза меньшей, чем “Караванов”. Таким образом, по функциональным и экономическим показателям самолет Ан-3Т превосходит самолеты “Караван”.

Сравнение сельскохозяйственного варианта самолета Ан-3СХ с аналогами — сельхозсамолетами PZL M-18А (Польша) и АТ-503 (США) показывает, что и он тоже превосходит своих конкурентов, особенно по взлетно-посадочным характеристикам.

Диапазон выпускаемой продукции объединения “Полет” очень широк. Хотя приоритетной областью его специализации является ракетно-космическая и авиационная техника, но богатые технологические возможности объединения позволяют уже сегодня выпускать около четырехсот наименований товаров народного потребления и делают его способным в кратчайшие сроки осваивать новые виды продукции. Широко известна и популярна продукция предприятий “Полета”:

  • завода нефтедобывающего оборудования;
  • инструментального завода;
  • завода “Металлург”;
  • ЗАО СП “Сибус”;
  • завода стиральных машин.

На предприятиях объединения, располагающего разнообразной производственной базой соответствующего уровня, имеются следующие виды производств: литейное, кузнечно-штамповочное, заготовительно-штамповочное, сварочное, механосборочное, производство резинотехнических изделий, деталей из пластмасс, гальванохимические и лакокрасочные покрытия, термообработка, изготовление и испытание трубопроводов, инструментальное производство, контрольно-испытательная и летно-испытательная станции.

Объединение имеет следующие технологические возможности:

  • литье крупногабаритное по выплавляемым моделям из сталей всех марок весом заготовки до 200 кг, из алюминиевых сплавов — до 10 кг. Литье в кокиль из алюминиевых сплавов весом заготовки до 60 кг. Литье под давлением из алюминиевых сплавов весом заготовок до 10 кг и литье в песчаные формы из сталей всех марок весом заготовок до 300 кг;
  • изготовление поковок из сталей всех марок, алюминиевых, титановых, магниевых и медных сплавов весом до 100 кг и горячих штамповок из тех же сплавов весом до 50 кг;
  • изготовление деталей из листа на кривошипных прессах усилием до 800 т, на гидропрессах усилием до 2500 т, на молотах с весом падающих частей до 5 т;
  • сварка аргонодуговая деталей из алюминиевых и магниевых сплавов, нержавеющих сталей и жаропрочных сплавов толщиной от 1 мм и выше;
  • электронно-лучевая сварка деталей из нержавеющих сплавов толщиной 0,1…20 мм;
  • контактная точечная сварка деталей из черных и цветных металлов толщиной 0,5…5 мм;
  • сварка титановых узлов с габаритными размерами до 500 мм в камерах с контролируемой атмосферой;
  • сварка трением биметаллических переходников;
  • раскрой стальных и алюминиевых листов толщиной до 5 мм и шириной до 5000 мм;
  • лазерная резка металлов толщиной 0,1…10 мм и многое другое.

Предприятие производит почти все виды покрытий: цинкование, кадмирование, меднение, хромирование, фосфатирование, электрополирование, пассивирование, никелирование, химникелирование, лужение, серебрение, золочение и т.п.

Станочный парк предприятия включает станки токарной, фрезерной и шлифовальной групп, обрабатывающие центры, координатно- и горизонтально-расточные станки.

Разнообразными являются виды проводимых испытаний: на герметичность и прочность, вибрацией и на тряску (удар), климатические испытания.

Проверка качества произведенных и покупных изделий проводится в лабораториях: входного контроля, неразрушающих методов контроля, химического и спектрального анализов, рентгенконтроля и т.п.

Широкий “набор” технологий позволяет объединению “Полет” в кратчайшие сроки производить подготовку и освоение новых изделий как ракетно-космической тематики, так и гражданской продукции.

Государственное предприятие
”Производственное объединение “Полет”
644021, г. Омск-21, ул. Б. Хмельницкого, д. 226.
Тел.: (3812) 57 70 21, факс: (095) 251-3769.