Александр Дондуков,
генеральный конструктор, председатель Совета директоров ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева»
Локальные конфликты 70-90-х гг. показали несомненную перспективу дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА), прозванных американцами «дешевыми умножителями боевой мощи». Толчком к активному развитию данного вида авиационной техники в СССР послужили события 1982 г., когда относительно простые по конструкции малоразмерные ДПЛА ВС Израиля «Мастиф» и «Скаут» совершали полеты в долину Бекаа (Сирия), где с их помощью удалось идентифицировать и засечь местоположение сирийских ЗРК, а также получить характеристики их радиолокационных излучений, что позволило в течение часа уничтожить 29 ЗРК ПВО Сирии.

старт ДПЛА «Пчела-1»
Была начата активная работа по созданию отечественной системы ДПЛА, в рамках которой был разработан комплекс «Строй-П». ОКБ им. А.С.Яковлева было поручено создание ДПЛА «Пчела-1», который впервые демонстрировался на авиавыставке «Мосаэрошоу-93» в августе 1993 г. в г.Жуковском.
«Пчела-1» — многоразовый ДПЛА, предназначенный для ведения разведки в тактической глубине боевого порядка противника. Его старт осуществляется с помощью двух твердотопливных ускорителей с короткой направляющей, размещенной на гусеничном шасси боевой машины десанта. Летательный аппарат управляется или по введенной заранее программе, или оператором, которому достаточно ввести в ЭВМ только новые цонные по высоте и курсу. Посадка ДПЛА осуществляется с помощью парашюта В качестве амортизационной системы используются четыре неубирающиеся посадочные опоры с разрывными стальными пластинами в качестве энергогасящего элемента.
Посадка на парашюте допускается на неподготовленную ровную площадку. Модульная схема фюзеляжа позволяет быстро заменить поврежденные агрегаты, а также проводить замену отдельных элементов конструкции. Применение стеклопластика в конструкции планера обеспечивает снижение затрат на серийное производство, простоту технического обслуживания и ремонта и малую степень повреждаемости при эксплуатации.
ДПЛА «Пчела-1» действует в составе комплекса «Строй-П», включающего: 10 летательных аппаратов, наземный пункт дистанционного управления, который вместе с пусковой установкой размещен на десантируемом бронетранспортере БТР-Д, технологическую машину (на базе КамАЗа) и транспортно-заряжающую машину (на базе ГАЗ-66). Комплекс полностью обеспечивает техническое обслуживание ДПЛА перед пуском, его пуск и управление в полете, прием и отображение в реальном масштабе времени телевизионной информации на экране оператора, передаваемой с борта ДПЛА. На видеоконтрольном устройстве отображаются также маршрут аппарата и его текущие координаты.
Диапазон высот полета (над уровнем моря) ДПЛА — 100…3000 м, скорость полета — 120… 180 км/ч, продолжительность полета — 2 ч, взлетная масса ДПЛА — до 138 кг.
Помимо военного, имеется также несколько направлений гражданского использования ДПЛА. Вот некоторые из них:

  • борьба с терроризмом;
  • выявление наркотических посевов и криминальных баз в труднодоступных районах;
  • поиск нарушителей границы;
  • контроль территорий, терпящих стихийные бедствия;
  • разведка рыбных запасов;
  • контроль состояния нефтегазопроводов, перекачивающих станций, ЛЭП;
  • контроль за распространением песных пожаров;
  • патрулирование автомагистралей;
  • контроль таможенных зон;
  • экологический контроль воздушной, наземной и водной сред и т.д.

Несмотря на сложное экономическое положение, конструкторы ОКБ им. А.С.Яковлева продолжают работы по тематике ДПЛА. Они ведутся по двум направлениям: совершенствование базового варианта «Пчелы» и разработка новых многоцелевых аппаратов, которые могут применяться в военных и гражданских целях.
Диапазон наших интересов довольно широк — от аппаратов «индивидуального действия» массой 6-8 кг до боевых беспилотных самолетов вертикального взлета и посадки. Старейшее в России конструкторское бюро им. А.С.Яковлева готово к сотрудничеству со всеми потенциальными партнерами в западном полушарии.