Интервью с В. Горячевым Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) — общепризнанный центр отраслевой науки. Генеральный директор, доктор технических наук, действительный член Академии транспорта РФ Виталий Горячев рассказывает об основных направлениях деятельности института.

«АП»: Виталий Андрианович, в 2000 г. ГосНИИ ГА будет отмечать свое 70-летие. Расскажите, пожалуйста, об основных этапах развития института?
В.Г.: 4 октября 1930 г. приказом начальника Главной инспекции Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) на базе конструкторской группы А.И.Путилова и авиамастерских «Добролета» был создан Научно-исследовательский институт ГВФ.
До 1936 г. НИИ ГВФ осуществлял деятельность по проектированию и опытно-конструкторским разработкам цельнометаллических самолетов и авиационных двигателей, а далее выполнял функции отраслевой научной организации и решал многочисленные задачи, связанные с деятельностью и перспективами развития гражданского воздушного флота.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. специалисты НИИ ГВФ работали над проблемами эффективности использования гражданских самолетов в военных целях, а уже в 1945 г. началась совместная с ОКБ С.В. Ильюшина работа по созданию пассажирского самолета Ил-12. С тех пор НИИ ГВФ, а впоследствии ГосНИИ ГА в качестве головного отраслевого института играет большую роль в создании и развитии отечественной ГА. Были испытаны и внедрены в эксплуатацию десятки типов пассажирских и грузовых самолетов и вертолетов — сначала с поршневыми, а затем с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями, начиная от Ту-104 и Ил-18 — до Ил-96-300 и Ту-204, от Ми-4 — до Ка-32 и Ми-34. Проведен большой объем научных исследований и разработок по всем направлениям эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники, обеспечения безопасности полетов и экономической эффективности работы ГА.
В институте работали многие выдающиеся ученые и испытатели. Нельзя не упомянуть руководителей института — генералов Н.А. Захарова, Г.С.Счетчикова; доктора технических наук, профессора Р.В.Сакача; заместителя начальника института по летным испытаниям, Главного маршала авиации А.Е.Голованова; докторов наук М.М.Кулика, И.В.Якобсона, Н.Н.Смирнова, В.И.Кузнецова, В.И.Ямпольского, Е.Г Пинаева; летчиков-испытателей, Героев Социалистического Труда СССР Б.А.Анопова и Г.А.Никифорова; Героя России В.Ч.Мезоха.
На базе подразделений ГосНИИ ГА были созданы Всесоюзный НИИ сельскохозяйственной авиации (теперь НПО ПАНХ), ГосНИИ «Аэронавигация», научная часть института «Аэропроект», рижский филиал (теперь совместное российско-латвийское предприятие).
«АП»: Вам довелось возглавить институт в сложный период перехода к рыночным отношениям в экономике. Какие направления являются приоритетными в работе института?
В.Г.: Я был назначен начальником ГосНИИ ГА в ноябре 1988 г. после того, как был избран на эту должность коллективом института. С ГосНИИ ГА связана вся моя трудовая жизнь. В 1959 г. пришел сюда молодым специалистом, двадцать лет работал методистом на летных испытаниях гражданских самолетов, начальником научного отдела безопасности полетов, летно-методического отдела, отдела авиационных тренажеров, защитил кандидатскую и докторскую диссертации.
Последние одиннадцать лет не были, мягко говоря, самыми легкими в нашей жизни. Я могу с уверенностью сказать, что ГосНИИ ГА в этих труднейших условиях не растерял свой интеллектуальный потенциал. Мы строим свою научно-техническую политику в соответстви новными проблемами, с которыми сталкиваются предприятия отрасли.
Прежде всего — это проблемы эксплуатации стареющего парка воздушных судов. Сегодня поддержание летной годности парка стало главным направлением деятельности института. Высококвалифицированные специалисты под руководством кандидата технических наук М.С.Громова разработали и внедряют системы объективной документированной оценки технического состояния и летно-технических характеристик воздушных судов, основанные на самых современных информационных технологиях. Мы уверены, что внедрение этих систем в практику государственной сертификации экземпляра воздушного судна позволит через некоторое время отказаться от поэкземплярного продления ресурса самолетов.
Практическая отработка новых идей по поддержанию летной годности воздушных судов проводится в Научно-испытательном центре института, которым руководит кандидат технических наук М.Е.Хаймзон. Центр имеет необходимые сертификаты на выполнение всех форм технического обслуживания самолетов Ту-154, Ту-134, Ан-12, Ил-76 и др.
Сертификация воздушных судов по-прежнему остается важнейшим направлением работы института. Наши летчики-испытатели и специалисты Авиационного сертификационного центра, которым руководит В.А.Еремин, принимают самое активное участие в летных испытаниях самолетов Ту-214, Ил-114, Ан-140, Ту-334, Ту-234, Ил-96Т, Ил-103.
Не могу не отметить с чувством гордости, что в 1999 г. два наших главных летчика Р.Т.Есаян и С.Н.Завалкин, пользующиеся заслуженным авторитетом в ГА и авиационной промышленности, удостоены высокого звания заслуженных летчиков-испытателей России.
К сертификации воздушных судов в последние годы добавились такие области сертификации, как сертификация эксплуатантов, служб и средств поиска и спасания и авиационной безопасности, а также авиаГСМ, форменной и защитной одежды и другие.
Одно из важнейших направлений нашей деятельности — разработка перспектив развития ГА в рыночных экономических условиях. Научные работники подразделений, которыми руководят В.Б.Ромашкин и И.А.Самойлов, совместно со специалистами ГПИиНИИ «Аэропроект и ГосНИИ «Аэронавигация» разрабатывают научно-технические обоснования программ развития отрасли отдельных ее составляющих, программ развития авиационной техники. Мы осваиваем новые методы научного прогнозирования, позволяющие учитывать факторы неравномерного развития экономики и кризисные явления.
Среди других областей деятельности института можно отметить: разработку прогрессивных методов восстановления деталей авиационной техники, эффективных средств борьбы с коррозией конструкции воздушных судов, современных методов аэрофотосъемки; решение проблемы сохранения зрения у летного состава и пр.
«АП»: Какие направления деятельности связаны с международной тематикой?
В.Г.: ГосНИИ ГА широко известен мировой авиационной общественности как ведущая экспертная организация гражданской авиации. С начала 90-х гг. мы активно участвуем в освоении российскими авиакомпаниями зарубежных воздушных судов. В процессе российской сертификации они все прошли через руки наших летчиков-испытателей и специалистов Авиационного сертификационного центра.
Мы давно и успешно работаем совместно с зарубежными партнерами по программам TACIS, сотрудничаем с органами ИКАО по проблемам экологической безопасности, регулярно участвуем в международных авиационных салонах, при содействии Межгосударственного авиационного комитета налаживаем взаимовыгодное сотрудничество с Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Арменией.
«АП»: Что Вы считаете наиболее важным в деятельности института в ближайшие годы?
В.Г.: Прежде чем говорить о перспективах, отмечу, что наша главная проблема сегодня — возраст специалистов. Поэтому мы ставим себе задачу: создать такие условия работы и оплаты труда, которые были бы привлекательными для молодых специалистов. Для этого нам придется привести в строгое соответствие наши потребности в зданиях, сооружениях, оборудовании нашим финансовым возможностям.
Безусловно, будем поддерживать научные разработки перспектив развития ГА, поскольку выработка оптимальных стратегий управления отраслью невозможна без научной поддержки.
Рассчитываем на постепенный выход из кризиса авиационной промышленности и расширение работ по научному сопровождению переоснащения парка российских авиакомпаний новыми отечественными воздушными судами.
Будем развивать на основе новых информационных технологий работу по поддержанию летной годности действующего парка, созданию всеобъемлющей системы анализа и обобщения опыта его эксплуатации.
Продолжим развитие нашего Авиационного научно-технического центра — своеобразного полигона для отработки технологий технического обслуживания и диагностики авиационной техники.
Мы с оптимизмом смотрим в будущее и уверены в том, что история Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации будет продолжаться еще не одно десятилетие.

Беседу вел Илья Вайсберг