Беседу вел Илья Вайсберг На российском рынке авиационных услуг появилась новая авиакомпания – «ЦЕНТР-АВИА». Уже с первых шагов своей деятельности авиакомпания реализует главный принцип – уровень обслуживания пассажиров и уровень безопасности полетов, в том числе на внутренних рейсах, должен соответствовать международным стандартам. Генеральный директор ОАО «ЦЕНТР-АВИА» Александр Романов рассказывает о деятельности и планах авиакомпании.

«АП»: Александр Павлович, кто создавал авиакомпанию, какой парк воздушных судов Вы эксплуатируете?

А.Р.: Авиакомпания “ЦЕНТР-АВИА” создана в декабре 1999 года, является членом объединения авиационных и металлургических предприятий “АТ-Альянс”, в которое входят также Научно-производственное объединение “Авиатехнология”, Быковский авиаремонтный завод, Ступинский металлургический комбинат, Аэропорт “Быково”, лизинговая компания “Авиатехнология”, Кулебакский металлургический завод. Благодаря усилиям Генерального директора “АТ-Альянса” и Заместителя Председателя Совета директоров нашей авиакомпании Владимира Черняева достигнута главная цель – объединены в интегрированную структуру предприятия, производящие металлопродукцию, авиаремонтный завод и конечные потребители – авиакомпания и аэропорт. В результате 1999 г.: под руководством Черняева команде высокопрофессиональных менеджеров и специалистов при поддержке ФСВТ РФ удалось “поставить на крыло” флот “ЦЕНТР-АВИА”: 17 самолетов ЯК-42Д, оснастить их современными навигационными комплексами, аудио-видео системами, салонами первого, бизнес и улучшенного экономического класса, 3 ЯК-40 для деловых перевозок, завершить в аэропорту “Быково” строительство международного сектора. В декабре 1999 г. В.В. Путиным подписано соответствующее Распоряжение Правительства Российской Федерации об открытии аэропорта “Быково” для международных полетов. К летней навигации будет открыт отвечающий международным стандартам зал бизнес и деловых перевозок.

«АП»: Почему в качестве базового самолета авиакомпании был выбран именно Як-42?

А.Р.: На наш взгляд, самолет Як-42, особенно его модификация Як-42Д, который мы эксплуатируем, имея большой потенциал и ряд преимуществ по сравнению со стареющими и шумными Ту-154 и Ту-134, а также нерентабельными 8-9 месяцев в году Ил-86. Оснащенность наших самолетов Як-42Д современным оборудованием и их высокая комфортность, наличие пассажирских самолетов разного класса обслуживания делает их привлекательными и востребованными как на внутренних, так особенно на международных авиалиниях. Кроме того, наша ставка на Як-42Д связана также с наличием инфраструктуры по техническому обслуживанию и ремонту этих самолетов на Быковском авиаремонтном заводе и в аэропорту Быково.

“АП”: Александр Павлович, на Ваш взгляд, какие проблемы развития авиационных перевозок требуют решений на федеральном уровне?

А.Р.: Система лицензирования и квотирования провозных емкостей на внутренних воздушных линиях, многие положения которой просто изжили себя, требует немедленного пересмотра и доработки. Не секрет, что квотирование провозных емкостей изначально лоббировалось рядом авиаперевозчиков с целью сохранения своего присутствия на рынке любой ценой. Их заявления о наступлении хаоса на рынке внутренних авиаперевозок при отмене квот – грамотная, наукообразная, но софистика. Радостно, что ФСВТ РФ начала, наконец, на наш взгляд, совершенно правильную жесткую политику контроля использования авиакомпаниями лицензий и коммерческих прав.

С одной стороны, явный недостаток оборота самолетно-моторного парка, нерегулярность расписания, отсутствие системы качества обслуживания пассажиров, в том числе по первому и бизнес классу, в сочетании с действующими нормативными актами по лицензированию дают возможность авиаперевозчикам жить по принципу “сам не летаю и другим не дам”. Уверен, что ближайшее время все расставит по своим местам.

В рамках Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта нами, совместно с рядом других авиакомпаний, готовятся предложения по совершенствованию лицензионной деятельности. На наш взгляд, необходимо в ближайшее время разработать и представить в государственные органы предложения по паритетному выходу российских авиаперевозчиков на регулярные международные линии, где монополия по-прежнему за “Аэрофлотом-РМА”. Приоритет в этом вопросе должен быть однозначно отдан российским авиаперевозчикам, эксплуатирующим отечественную новую технику.

“АП”: Какие планы авиакомпании на 2000 г.?

А.Р.: Прежде всего мы планируем расширить географию полетов, реализовав, в частности, программу чартерных рейсов, которая, надеюсь, заинтересует наших партнеров и заказчиков. Важнейшим событием для нас будет начало эксплуатации самолетов Ту-204 осенью этого года. Здесь также есть проблемы как для нас, так и для других авиакомпаний.

Не имея от государства в лице ФСВТ четких гарантий по эксплуатации новых воздушных судов на более или менее рентабельных линиях, невозможно внятно и четко доказать владельцам воздушных судов или кредитно-заемным организациям окупаемость вложенных средств.

На наш взгляд, такой подход созвучен новой экономической программе правительства и Президента В.В. Путина по созданию прежде всего условий для отечественного предпринимательства, а не прямых денежных вливаний.

В условиях спада авиаперевозок необходим альянс авиакомпаний, имеющих разный парк воздушных судов для более рентабельного использования провозных емкостей, например, под единым кодом, по единому расписанию и с размещением ресурсов мест в единой системе. Предварительные переговоры, проведенные нами с рядом авиакомпаний, показали интерес к такому предложению. Гарантии прав и обязательств членов объединения будут обеспечены совместным участием в едином для всех проекте – лизинге авиатехники. Поскольку переговоры еще не завершены, подробности проекта будут сообщены позднее.