Беседу вел Илья Вайсберг Интервью с В.Пузановым

Практически в центре Москвы, на историческом Ходынском поле, находится старейший отечественный авиазавод, выпускающий самые известные истребители в мире — МиГ-29. Сменив более чем за столетнюю историю несколько названий (наиболее известные за последние десятилетия – завод № 30, «Знамя труда», МАПО), в настоящее время завод называется -Производственный центр им. П.А. Воронина и входит в Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (ФГУП «РСК «МиГ»). Предприятие возглавляет директор, лауреат Государственной премии Виктор Пузанов, являющийся одновременно первым заместителем генерального директора – генерального конструктора ФГУП «РСК «МиГ».

«АП»: Виктор Михайлович, перед нашей встречей я побывал в заводском музее. История завода впечатляет, с ней связаны имена Поликарпова, Чкалова, Коккинаки… Здесь строились У-2, Ил-2, Ил-14, Ил-18… Насколько я знаю, Ваша жизнь также тесно связана с заводом?

В.П.: Заводу я отдал почти полвека, начинал фрезеровщиком, прошел все ступени производства, 15 лет работал главным инженером. Пожалуй, в авиационной отрасли такой легендарной истории, как у нашего предприятия, ни у кого нет. Об истории завода я могу говорить бесконечно, отмечу лишь несколько этапных событий. Завод образован в 1893 г., первая продукция – велосипеды. В 1909 г. – постройка первого в России дирижабля, далее – аэроплан, который в воздух поднял знаменитый Сергей Уточкин. С тех пор завод становится самолетостроительным предприятием. Символично, что в 1918 г. предприятие получило название «Государственный авиазавод № 1». Многие годы завод выпускал самолеты конструкции Н. Поликарпова (И-1, И-15, И-16), которые испытывали В. Чкалов, В. Коккинаки. Во время войны мы построили первые легендарные штурмовики Ил-2, а также Як-3, Пе-2. Долгие годы мы выпускали пассажирские самолеты Ил-12, Ил-14, а с конца 50-х гг. – турбовинтовой Ил-18, один из самых массовых и надежных лайнеров “Аэрофлота”. В 60-х гг. завод серийно выпускает истребители МиГ-21, МиГ-23, а затем МиГ-29 – основную продукцию нашего предприятия и сегодня.

«АП»: Виктор Михайлович, давайте подробнее поговорим о сегодняшнем дне завода. В частности, как изменился МиГ-29, выпускаемый Вами уже много лет? Кто его покупает?

МиГ-29В.П.: Более трех десятилетий предприятие связано с выпуском самолетов-истребителей «МиГ». С 1983 г. мы выпускаем МиГ-29 – легкий фронтовой истребитель, который и сейчас является лучшим истребителем в мире в своем классе. Это объясняется, с одной стороны, высоким потенциалом изделия, заложенным при его проектировании, с другой стороны – постоянными принципиальными конструктивными изменениями, которые с 1983 г. мы внедряем в процессе выпуска самолетов. Не меняясь по форме, МиГ-29 по существу постоянно модифицируется, улучшаются его летно-технические характеристики и боевая эффективность. Так, последующие модификации самолета могут реализовать:

  • увеличение максимальной бомбовой нагрузки;
  • установку комплекса средств радиоэлектронного противодействия;
  • увеличение максимальной дальности полета за счет применения трех подвесных топливных баков, увеличения внутреннего топлива в накладных баках и введения системы дозаправки топливом в воздухе;
  • по желанию заказчиков установку зарубежных систем навигации, посадки и государственного опознавания;
  • применение новых типов ракет телевизионного и радиолокационного наведения, ракет с активной головкой самонаведения и управляемых радиолокационных ракет «воздух – поверхность»;
  • введение учебно-тренировочного режима, позволяющего проводить тренировки летчиков по боевому применению, не поднимая самолет в воздух;
  • установку нового радиолокационного комплекса с более высокой помехозащищенностью, позволяющей сопровождать до десяти воздушных целей и производить одновременную атаку двух наиболее опасных целей.

Кроме вышеперечисленного идет постоянная модернизация самолетных систем по повышению эксплуатационных характеристик, надежности и модернизация комплекса наземного обслуживания.

Хотел бы отметить, что в процессе серийного производства самолета МиГ-29 мы постоянно осваиваем новые виды технологических процессов и оборудования. В частности, внедрили новые виды сварки, штамповки, литья, а также систему автоматизированного проектирования плазово-шаблонной оснастки и т.д. С целью обеспечения высокого качества на предприятии внедрена система качества, разработанная на основе международного стандарта ИСО-9002, базирующаяся на внутрифирменных, отраслевых и государственных стандартах.

Если говорить об экспортном потенциале МиГ-29, то он достаточно высок. Несколько сотен МиГ-29 стоят на вооружении в 24 странах — Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Кстати говоря, в Германии, где также эксплуатируются наши МиГ-29, они в учебных боях выигрывали у американских F-16. Хорошим примером эффективной работы на международном рынке вооружений является поставка 18 истребителей МиГ-29 в Малайзию. Контракт был подготовлен вместе с компанией «Росвооружение» и полностью выполнен.

«АП»: В какой стадии находится работа по созданию новой модификации МиГ-29 и военно-учебного самолета МиГ-АТ?

МиГ-АТВ.П.: В настоящее время одним из основных направлений деятельности предприятия выбрана программа создания модернизированного истребителя МиГ-29СМТ, который имеет улучшенные летно-технические характеристики: увеличенную дальность, возможность применения более эффективного оружия, в том числе класса «воздух – поверхность», увеличенные дальности обнаружения и количество поражаемых целей до четырех и т.д. В результате появляется машина с многофункциональными возможностями, которые вполне обеспечат потребности российских ВВС и зарубежных заказчиков на много лет вперед. В ближайшее время завершатся летные испытания, которые должны привести к сертификации МиГ-29СМТ в целом. Мы также планируем и готовы возобновить программу производства корабельного варианта – МиГ-29К для поставки их Индии.

В планах нашего предприятия предусматривается дальнейшее совершенствование военно-учебного самолета МиГ-АТ, программа испытаний которого продолжается. Пока на сертификацию представлен МиГ-АТ с французским двигателем «Ларзак», однако в 2001 г. предполагается установка на самолеты нового отечественного двигателя РД-1700, спроектированного на ТКМБ «Союз». Кроме того, дальнейшее развитие МиГ-АТ предполагает выпуск его в многофункциональном варианте учебного и боевого самолета, что может быть весьма привлекательным с финансовой точки зрения для отечественных ВВС и зарубежных заказчиков. Предполагается установка современного компьютерного и электронного оборудования, позволяющего при обучении пилотов на МиГ-АТ моделировать особенности пилотирования различных типов воздушных судов.

«АП»: Виктор Михайлович, какие перспективы Вашего предприятия по выпуску гражданской авиатехники?

Ту-334В.П.: Некоторые проекты по выпуску гражданской авиатехники мы уже реализуем в последние годы. Вместе с Луховицким заводом мы участвуем в производстве самолета общего назначения Ил-103, который, как известно, первым из российских самолетов получил сертификат типа FAA и производственный сертификат FAA. Ил-103 имеет неплохой экспортный потенциал.

Кроме того, завод продолжает выпуск гражданских самолетов: Т-101 «Грач», «Авиатика-890». Хотел бы особо отметить вариант «Авиатики» с оборудованием для выполнения сельскохозяйственных работ, которым по заявке заказчика мы можем его комплектовать. Безусловно, выпуск легких гражданских самолетов не компенсирует падение объемов производства из-за снижения заказов на военную авиатехнику. Поэтому особое внимание мы уделяем подготовке предприятия к организации серийного выпуска самолетов Ту-334 в кооперации с авиационными заводами России и Украины. Мы рассчитываем уже в ближайшие два-три года после завершения программы испытаний приступить к выпуску Ту-334. Многолетний опыт производства самолетов Ил-18 позволит нам успешно освоить выпуск Ту-334. На мой взгляд, будущее нашего предприятия – сбалансированный выпуск военной и гражданской авиатехники.

ПЦ им. В.А. Воронина ФГУП «РСК «МиГ»
125040, Москва, 1-й Боткинский проезд, д. 7.
Тел.: (095) 252-8001.
Факс: (095) 250-0059.