О Павле Осиповиче Сухом, выдающемся советском авиаконструкторе, известно достаточно много, как и о созданных в его прославленном КБ самолетах, многие из которых состояли и до сих пор находятся на вооружении армии РФ и других стран. Но какие-либо сведения о деятельности одного из самых важных подразделений КБ — отдела проектов — до недавнего времени были тайной за семью печатями.

30 лет назад Павел Осипович Сухой подписал приказ по заводу о создании в структуре ОКБ отдела генерального конструктора — отдела проектов, первым начальником которого был назначен его идеолог — Олег Самойлович. Воздавая должное памяти этого человека, сегодня можно в доступных пределах проследить предысторию и саму историю работы его “детища” и понять, насколько удалось реализовать задуманное.

Ныне ни для кого не секрет, что лишь малая часть всех рассматриваемых вариантов проектов новых самолетов доходит до этапа постройки, еще меньшая — до этапа летных испытаний, внедрения в серийное производство и передачи в эксплуатацию. В какой-то степени это является результатом политики руководства государства или авиапромышленности. Но по большей части — это объективная реальность, специфика инженерной работы при создании современной, сложной и исключительно дорогостоящей техники, когда концептуальная ошибка, допущенная в самом начале проектирования, в лучшем случае обойдется потерей времени и средств.

Одной из особенностей отдела проектов является “работа на корзину”. Несведущему человеку такая деятельность «на корзину” может показаться изощренной формой самоистязания. Заслуга и показатель уровня руководства фирмы в данной ситуации — в правильной постановке задачи, рассмотрении возможно большего числа альтернативных вариантов и грамотном, терпеливом решении возникающих проблем с широким привлечением специалистов и ученых отраслевых НИИ. В остальном все решает профессионализм коллектива отдела проектов.

Отдел проектов, отдел 100, или «сотый», как его называют, возник не на пустом месте. Непосредственным его предшественником в ОКБ, последовательно возглавляемом Сухим на заводах 135, 289 и 134, была бригада общей компоновки самолета. В 1939-1949 гг. эта бригада носила номер 7, а ее бессменным начальником был Н. Фомин. В этот период коллективом бригады под непосредственным руководством Сухого был выполнен огромный объем работ по предварительному проектированию и компоновке летательных аппаратов различного назначения — от истребителей до транспортных самолетов. Уже тогда во всем многообразии проявился творческий почерк коллектива конструкторов: ни одно КБ не имело такого широкого спектра проектов!

В 1949 г. волевым решением руководства страны — КБ Сухого в составе завода 134 было расформировано, а вместе с ним распущен и весь немногочисленный состав бригады 7 — бригады проектов, или общих видов.

ОКБ Сухого возобновило работу лишь в мае 1953 г., когда Павел Осипович был назначен главным конструктором ОКБ-1 вместо снятого с этой должности В. Кондратьева. Организованное менее года назад КБ создавалось в целях копирования американского истребителя F-86 “Сэйбр”, хорошо показавшего себя в корейской войне в начале 50-х гг. Коллектив КБ, весьма немногочисленный и довольно разношерстный, был собран по разнарядке МАП с различных предприятий отрасли. К счастью, авантюрная идея по копированию “Сэйбра” изжила себя, и на базе ОКБ-1 было воссоздано бюро под руководством Сухого.

В последующие годы к Сухому вернулось большинство его прежних сотрудников, но среди них не оказалось Фомина, решившего не менять преподавательское кресло в МАИ на хлопотную должность начальника бригады (хотя и такой важной). Вместо него бригаду общих видов, которая получила номер 1, возглавил Е. Адлер, хорошо подготовленный специалист, бывший сотрудник ОКБ А.С. Яковлева.

Вклад Адлера в работу бригады общих видов был достаточно весом. При его непосредственном участии, с согласия Сухого, был серьезно переработан первоначальный вариант проекта С-1 (на основе которого был создан получивший мировую известность истребитель-бомбардировщик Су-7). Введена подкосная схема крыла, цельноповоротное горизонтальное оперение и основные опор шасси с механическим подтягом. При нем была основательно проработана схема самолета Т-3 с треугольным крылом, который в дальнейшем послужил основой для создания перехватчиков Су-9/Су-11. В 1955 г. Адлер по собственной инициативе возвратился в ОКБ Яковлева. (Много позже Адлер выразил желание вернуться в ОКБ Сухого, но Павел Осипович после некоторых раздумий ответил ему отказом.)

Любопытная деталь: в испытаниях первой машины возрожденного КБ Сухого — С-1 принимал участие Герой Советского Союза, летчик-испытатель В. Махалин, тот самый Махалин, который в начале корейской войны в составе группы генерал-лейтенанта Благовещенского так неудачно преследовал “Сэйбра”.

С 1955 по 1970 г. работой 1-й бригады руководил И. Цебриков, давний соратник Сухого и бывший начальник весовой бригады. Этот 15-летний период стал для коллектива бригады временем творческого взросления: по разработанным в ней проектам были спроектированы, испытаны и последовательно внедрены в серийное производство четыре базовых типа самолетов — фронтовой истребитель Су-7, перехватчики Су-9/Су-11 и Су-15, истребитель-бомбардировщик Су-17, послужившие основой для многочисленных модификаций.

В рамках бригады работами по всему комплексу развития самолета Су-7 и семейства Су-17 руководил А. Поляков, заместитель Цебрикова. Отдавая должное заслугам этих людей, следует все же отметить, что по тем или иным причинам, большая часть усилий коллектива шла на обеспечение запросов серийного производства и работ по модификациям существующих типов самолетов. Со временем в деятельности бригады стал наблюдаться определенный застой в поисково-исследовательской сфере, некритическое следование уже испытанным и проверенным стереотипам проектирования, частое отсутствие проработки возможных альтернативных вариантов.

Сухой как опытный руководитель понимал, что для успеха нужны новые решения и нестандартные подходы к проектированию. Было решено привлечь молодежь. Одним из первых “новичков” в бригаде стал Олег Самойлович. Его пыл и неуемность в работе были достаточно быстро замечены, и вскоре с согласия Сухого Самойлович в рамках бригады общих видов возглавил группу для работ по перспективной тематике. В группу постепенно и очень осторожно вливались свежие силы проектировщиков – недавних выпускников вузов. Отбор был очень тщательным.

Начиная с 1962 г. группа, работавшая практически в отрыве от остального коллектива бригады (что было обусловлено еще и территориальным выделением группы), выполняла самостоятельную проработку компоновки ставшей впоследствии легендарной “сотки” (Т-4, изделие “100”) и проекта С-6, известного в дальнейшем под обозначениями Т-58М и Т-6.

К 1967 г. был спроектирован и построен опытный самолет КВП Т6-1 с подъемными и и маршевыми двигателями, работы по которому в дальнейшем привели к осознанию необходимости полного пересмотра концепции применения самолета и проектированию на его базе нового многорежимного самолета с изменяемой стреловидностью крыла — фронтового бомбардировщика Су-24 и его модификаций. В начале 70-х гг. началась постройка “сотки” — шедевра ОКБ, к сожалению из-за политиканства в МАП так и не внедренного в серию. Это нанесло большой урон нашей стране в военно-политическом отношении.

Постепенно, по мере проработки проектов и привлечения новых специалистов, соотношение “старичков” и “новичков” менялось в пользу последних при одновременно быстром росте их профессионального мастерства. Кроме того, со временем в бригаде в отдельное направление выделились работы по компоновке оборудования кабины самолета. По количеству тем, их сложности, объемам работ, а также по своей численноси бригада общих видов уже явно переросла рамки такого подразделения, как бригада.

К концу 60-х гг. несоответствие форм и методов работы требованиям времени стало очевидным и для руководства ОКБ — нужно было принимать принципиально новое решение. И оно было принято. К этому времени в актив группы Самойловича уже можно было занести успешное завершение работ по темам “сотка” и Т-6, по каждой из которых уже заканчивалось строительство опытных образцов. В перспективе уже начинался этап изысканий по новым темам — армейскому штурмовику и истребителю нового поколения, которые впоследствии привели к созданию (теперь уже получивших мировую известность и признание) штурмовика Су-25 и истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-27. В результате 19 февраля 1970 г. Сухой подписал приказ о создании отдела генерального конструктора — отдела 100 под руководством Самойловича.

(Окончание следует)