Анатолий Канащенков
генеральный директор, генеральный конструктор «ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР»
Юрий Гуськов
зам.генерального директора, первый зам. генерального конструктора
 

Корпорацию «Фазотрон-НИИР» с ОКБ “Сухой” связывает многолетнее плодотворное сотрудничество. Первая полностью самостоятельная разработка БРЛС нашего предприятия под названием “Орел” началась в 1957 году под рукововдством главного конструктора ОКБ-339 (так назывался в те годы “Фазотрон”) Г.М.Кунявского. БРЛС “Орел” была принята на вооружение в составе истребителя-перехватчика Су-11. За ней последовали разработки БРЛС “Орел-Д” для Су-15, “Тайфун” и “Тайфун-М” главного конструктора Ф.Ф .Волкова для Су-15 ТМ и, наконец, система управления вооружением СУВ-27 ( на основе БРЛС Н-001) для Су-27, главный конструктор В.К.Гришин.

Су-27 с его многими опережающими время конструкторскими новинками стал одним из лучших истребителей мира и был приобретен многими зарубежными странами. Отличные прочностные характеристики, высокая маневренность, способность нести на борту большое количество разнообразного оружия и многие другие передовые технические решения позволяют Су-27 и его модификациям еще много лет уверенно продолжать полет.

Однако происшедшие за последние годы политические и экономические преобразования в мире изменили назначение этой замечательной машины – из истребителя, ведущего перехват бомбардировщиков и бой с истребителями, он превратился в многофункциональный самолет, способный кроме вышеуказанных функций выполнять и новые – наносить удары по наземным и надводным целям, в том числе с использованим современного высокоточного оружия (что стало одной из важнейших задач современных локальных войн, конфликтов, а также при осуществлении крупных антитеррорестических операций).

Работа по земле Су-27 может быть реализована лишь созданием и введением в бортовой радар режима радиолокационного обзора (просмотра) земной поверхности с выводом результатов на индикатор в виде карты участка земной поверхности. Такой режим работы бортового радара получил название “режим картографирования”. Работа в этом режиме позволяет пилоту:

  • самостоятельно ориентироваться на местности по такой карте без использования внешних средств (спутниковой связи и т.п.);
  • выделять наземные цели и средства их обороны;
  • определять рациональные трассы выхода на цель с непрерывной выдачей корректирующего канала навигационным системам самолета, выдавать целеуказание бортовым системам оружия.

Расширение функций Су-27 и его модификаций также потребовало заметного улучшения других характеристик бортового радара, обеспечивающих увеличение: дальности действия, количества одновременно сопровождаемых и атакуемых целей, номенклатуры и количества управляемого с помощью радара оружия (целеуказание, непрерывное управление или коррекцию траектории полета которого осуществляет бортовой радар.

Современные радары разработки корпорация «Фазотрон-НИИР» обеспечивают выполнение всех вышеуказанных функций, при этом радары с щелевой антенной решеткой (ЩАР) обеспечивают одновременное обнаружение до 10 целей и стрельбу по 2-4 из них, а радары с фазированной антенной решеткой (ФАР) обеспечивают одновременное обнаружение до 30 целей, со стрельбой по 6 из них , что позволяет успешно использовать радары с ФАР в новом качестве – для защиты задней полусферы ( или, как это принято называть, для “защиты хвоста”).

В результате складывается следующая картина использования радаров “Фазотрона” в модернизациях и новых разработках самолетов ОКБ “Сухого”.

Модернизация Су-25 ТМ (Су-39)

Су-39 (Су-25Т)Использование подвесного (контейнерного) варианта БРЛС “Копье” (с ЩАР) позволяет в войсковых условиях весьма быстро с минимальными доработками самолета и с минимальными затратами ввести в его состав радар. При этом обеспечиваются новые качества-всепогодная круглосуточная работа самолета, а также все вышеуказанные новые возможности боевой работы с единственным недостатком – некоторым ограничением по зонам в режиме “воздух-воздух” из-за затемнения носовой частью самолета углов обзора радара.

Дальность обнаружения цели в режиме “воздух-воздух” 57 км.

Количество одновременно сопровождаемых целей – 8 , одновременно обстреливаемых – 2.

Такая модернизация осуществлятся с 1999 года, в настоящее время идет успешные летные испытания Су-25 ТМ с контейнерным вариантом БРЛС “Копье”.

При размещении радара “Копье-М” в носовой части самолета обеспечиваются все вышеуказанные для модернизации Су-25 боевые возможности без ограничения обзора радара и уменьшения зон в режиме “воздух-воздух”. Объем доработок и стоимость модернизации самолета несколько выше. Кроме того появляется новая возможность – сопровождать движущиеся по земле цели ( за счет наличия в составе “Копья-М” усовершенствованного вычислителя: вместо ППС – МПС Ц400 перепрограммируемого процессора).

Кроме того, дальность обнаружения увеличивается в 1,5 раза и составляет 75 км, количество одновременно сопровождаемых целей – 8, одновременно обстреливаемых – 2.

Модернизация Су-27 и палубных Су-33 и Су-27 КУБ

Использование радара “Жук-М” (с ЩАР) вместо Н-001 обеспечивает выполнение всех вышеуказанных функций, в том числе работу по морским целям. “Жук-М” обеспечивает дальность обнаружения – 180 км. Одновременно сопровождает 10 целей, обстреливает – 2.

Су-30МК

Использование радара “Сокол” (с ФАР) обеспечивает выполнение всех вышеуказанных функций. “Сокол” обнаруживает цели на расстоянии 180 км одновременно сопровождает 20 целей, из которых обстреливает 6.

Новые разработки ОКБ “Сухой”

Для новейшиих самолетов разработки ОКБ “Сухой” корпорация “Фазотрон-НИИР” предлагает свою новинку – систему управления вооружением и обороной (СУВО) самолета, состоящую из многофункциональной прицельной БРЛС передней полусферы “Сокол” с ФАР, прицельной БРЛС защиты дальней полусферы “Фараон” с ФАР и РЛС кругового оповещения об угрозе, совместное использование которых создает эффективную систему круговой обороны самолета.

Подробные данные о радарах “Копье”, “Жук-м”, “Сокол”, “Фараон” приведены в таблицах 1-4.

Следует отметить, что созданная корпорацией унифицированная система базовых радаров и рядов унифицированных блоков, используемых в них, позволяют резко сократить затраты на их эксплуатацию и техническое обслуживание, в том числе за счет резкого сокращения ЗИПов.