Политические и экономические перемены в стране в начале 90-х гг. в первую очередь больно «ударили» по предприятиям военно-промышленного комплекса. Закупки военной продукции свелись к минимуму, а по некоторым видам продукции — практически прекратились. Предприятия ВПК по существу были брошены на произвол судьбы. Им была предоставлена возможность самим погибать или выживать в новых жестких условиях. Единственным реальным выходом было добывание экспортных заказов на хорошо освоенную военную технику и мучительный поиск вариантов производства конверсионной продукции, обладающей широкими потенциальными возможностями сбыта как в стране, так и за ее пределами. В несколько лучшей ситуации оказались предприятия, имеющие экспортные заказы, что в полной мере относится к ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО), перед руководством которого встали проблемы сохранения сложившегося в ходе производства сильного коллектива профессионалов и отработки сложной современной авиационной техники высокого качества.

Вступивший в строй в 1935 г. и являющийся в настоящее время основой ИАПО, Иркутский авиационный завод № 125 специализировался на строительстве и доводке до уровня серийного производства высокотехнологичных машин. Наряду с широко известными самолетами СБ, Пе-2, Ил-4, Ил-28, Ан-12, Ан-24, МиГ-23УБ, МиГ-27, в активе ИАПО выпуск таких уникальных машин, как Ил-14, Ер-2, Ил-6, Ту-14 и Як-28. Сегодня ИАПО производит и поставляет для России и других стран военные самолеты Су-27 и Су-30 (Су-27УБ, Су-27УБК, Су-27ПУ, Су-30, Су-30К и Су-30МКИ). Су-30МКИ, обладающий уникальными летно-тактиче-скими характеристиками, разрабатывается и строится по заказу ВВС Индии совместно с «ОКБ Сухого».
Первый летный экземпляр Бе-200 после выкатки из цеха ИАПОВ ходе организованного руководством ИАПО тендера по выбору продукции, обеспечивающей сбалансированную загрузку производственных мощностей предприятия, предпочтение было отдано разработке ОКБ им. Г.М.Бериева — самолету-амфибии Бе-200. Тогда это была только мечта, которую необходимо было воплотить в жизнь. И два уникальнейших предприятия — ИАПО и Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева решили объединить свои усилия и создать самолет, не имеющий аналогов в мире.
Для консолидации усилий в работе над проектом Бе-200 в 1991 г. было создано совместное предприятие ЗАО «БЕТА ИР», в которое вошли ТАНТК им. Г.М.Бериева, ИАПО, Промышленно-инвестиционный банк Украины и швейцарская финансовая компания «ILTA Трейд финанс».
Уже тогда для экономии сил и средств было решено отойти от традиционной схемы создания нового самолета, при которой в ОКБ на опытном заводе строятся опытные образцы, проводятся испытания и только после этого серийный завод приступает к производству. Опытные самолеты стали строить в ОАО «ИАПО». Это позволило не только экономить средства, но и подготовить серийное производство самолета-амфибии Бе-200. Строительство самолетов, приобретение практически всех материалов и инструментов осуществлялось на средства ИАПО, которое вложило в этот проект более $90 млн — большую часть всех средств, израсходованных участниками проекта.
Несмотря на то, что проект получил поддержку Правительства, Президента и был причислен к приоритетным в области авиастроения, оказать финансовую поддержку данной работе государство оказалось не в состоянии. В условиях политической и экономической нестабильности в стране поиск участниками проекта источников финансирования оказался неразрешимой задачей. Было решено продолжать работы на собственные оборотные средства. В этой ситуации основной финансовый груз ложился на плечи ИАПО — единственного предприятия в этом проекте, самостоятельно зарабатывающего деньги. Руководство ИАПО и весь коллектив сознательно пошли на отвлечение финансовых средств, жертвуя настоящим благополучием, но обеспечивая себе будущее.
Сложность обстановки состояла еще и в том, что ИАПО строило опытные самолеты, практически получая чертежи непосредственно с конструкторской доски. Специалистами ИАПО и ОКБ ТАНТК была проделана огромная работа по изменению и доводке чертежей. Выполнен весь объем работ по проектированию и изготовлению технологической оснастки, разработке технологических процессов для строительства опытных самолетов и подготовки серийного производства. Разработаны и внедрены десятки единиц уникального оборудования стендов, необходимых для отработки и производства этого самолета.
Еще на этапе проектирования ОКБ ТАНТК поставило перед собой задачу облегчить «проникновение» самолета на зарубежный рынок. С этой целью при выборе разработчиков, поставщиков самолетных систем и комплектующих проводились тендеры. В них участвовали как российские, так и зарубежные фирмы. В результате поставщиками и разработчиками стали и те, и другие.
К самолету был проявлен большой интерес со стороны различных ведомств — МЧС РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ. Министерства провели независимые экспертные оценки ТТХ самолета и определили свои потребности в самолетах Бе-200. Так, Федеральная служба лесного хозяйства РФ нуждается в 30 самолетах Бе-200 до 2010 г.
Есть потребности в этом уникальном самолете и в дальнем зарубежье. Он интересует южнокорейскую морскую полицию и китайскую береговую охрану, которой необходимы патрульные самолеты (китайцы имеют опыт эксплуатации ранее выпускавшихся самолетов-амфибий ОКБ им. Г.М.Бериева). Общая потенциальная емкость рынка Бе-200 на сегодняшний день составляет 400 машин. Разработано несколько основных модификаций самолета: противопожарный, поисково-спасательный, патрульный, грузопассажирский, экологического контроля и т.д.
В 1995 г. ИАПО построило и передало ТАНТК самолет для проведения статических испытаний, в 1997 г. — машину для ресурсных испытаний. 24 сентября 1998 г. в Иркутске совершил первый полет самолет, предназначенный для заводских и сертификационных летных испытаний. Первый этап испытаний проводился также в ИАПО, а весной 1999 г. самолет был передан в ТАНТК для продолжения испытаний, в том числе и с воды.
В настоящее время первым и главным заказчиком Бе-200 является самое мобильное и технически оснащенное Министерство по чрезвычайным ситуациям, руководитель которого сумел распознать и оценить в рождающейся машине будущего незаменимого помощника. В работе с МЧС большую роль сыграло руководство ИАПО. ЗАО «БЕТА ИР» и МЧС РФ заключили контракт на поставку семи самолетов-амфибий Бе-200, согласно которому первая машина будет поставлена в 2000 г., а последняя — в 2004 г. Этим контрактом предусмотрено также оборудование станции техобслуживания Бе-200, гидробазы в городах Геленджике и Таганроге. На выполнение контракта на 2000 г. выделено из госбюджета 80 млн руб. и около 450 млн руб. МЧС РФ непосредственно под работы по Бе-200. В настоящее время на ИАПО заканчивается строительство четвертого опытного самолета (Бе-200ЧС), выполненного с учетом требований МЧС РФ. В начале 2001 г. он будет готов и вместе с самолетом, выпущенным в 1998 г., примет участие в сертификационных испытаниях. Техническое лицо самолета было определено совместно специалистами ИАПО, ТАНТК и МЧС.
Стоимость Бе-200 оценивается в $25 млн. Согласно контракту МЧС получает самолеты фактически по себестоимости. При поставках на экспорт требования заказчика по комплектации самолета оборудованием для наземного обслуживания, тренажерами и необходимость обучения персонала могут повысить цену самолета до $26 млн.
В настоящее время ОАО «ИАПО» без снижения объемов по строительству боевых самолетов семейства «Су», находясь в начальной стадии серийного производства Бе-200, готово выпускать до четыре таких машин в год. При формировании достаточного портфеля заказов производственные мощности позволяют увеличить выпуск до 12 Бе-200 в год на имеющихся производственных площадях. Возможно и дальнейшее увеличение количества изготавливаемых самолетов-амфибий за счет наращивания производственных мощностей либо в результате пересмотра товарной программы — со снижением и/или приостановкой выпуска другой продукции.

(Продолжение следует)

ОАО «Иркутское авиационное производственное объединение»
664020, г. Иркутск, ул. Новаторов, д. 3.
Тел.: (395-2) 32-2909, 32-2942.
Факс: (305-2) 32-2945, 32-2941.
Телекс: ГРОМ. E-mail: axc640@iaia.irk.ru http://www.iaia.irk.ru
Московский офис: тел.: (095) 290-6030,
факс: (095) 290-3404.