Александр Саркисов,
генеральный конструктор
ГУП “Завод им. В. Я. Климова”
Михаил Саркисов,
генеральный директор
ЗАО “Двигатели “Владимир Климов – Мотор Сич”
Данила Изотов,
менеджер по рекламе
ГУП “Завод им. В. Я. Климова”
Почти 30 лет назад началась одного из самых известных наших турбовальных двигателей ТВ3-117. Он эксплуатируется на всех отечественных вертолетах среднего класса, составляющих более 90% вертолетного парка России и стран СНГ.

Ан-140 с двигателем ТВЗ-117ВМА-СБМ1В 1972 г. двигатель ТВ3-117, разработанный на “Климове”, успешно прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство на запорожском заводе “Моторостроитель” (ныне ОАО “Мотор Cич”). Коллективы двух предприятий, возглавляемые соответственно генеральным конструктором Сергеем Изотовым и генеральным директором Василием Омельченко, приложили немало усилий для того, чтобы у этого двигателя сложилась длинная и удачная жизнь.

Двигатель ТВ3-117 создавался на качественно новом уровне нежели газотурбинные двигатели (ГТД) второго поколения. При его внедрении впервые в СССР были освоены такие прогрессивные технологические процессы, как электронно-лучевая сварка и холодная вальцовка лопаток компрессора, которые впоследствии ввели в конструкции всех без исключения отечественных ГТД. По сравнению со своим предшественником ТВ2-117, двигатель имеет большую на 30% взлетную мощность при меньших габаритах и массе. ТВ3-117 — это:

  • прежде всего гарантия безопасного полета. Качество и надежность двигателя доведены до высочайшего уровня. За последние 10 лет не было ни одной аварии вертолета, связанной с отказом двигателя в полете по конструктивной или производственной причине;
  • более 22 тыс. двигателей, общая наработка которых превышает 12 млн летных часов;
  • семейство двигателей, включающее около 20 модификаций, установленных на все средние российские вертолеты “Ми” и “Ка”. Среди них: легендарный Ми-17, амфибия Ми-14, “палубники” Ка-27 и Ка-29, вертолет радиолокационной разведки Ка-31, “вертолет-танк” Ми-24, новейшие штурмовики Ми-28 и Ка-50, транспортный Ка-32. ТВ3-117 эксплуатируются в 60 странах Европы, Азии, Америки и Африки, а также в Арктике и Антарктике. В 90-х гг. модификации ТВ3-117ВМ/ВМА (серии 02) успешно прошли сертификационные испытания Авиарегистра МАК. Большое значение для продвижения двигателя на мировой рынок имеет получение Сертификатов типа в Канаде, Китае и Индии.

Отечественные вертолеты типа Ми-17 и Ка-32 с двигателями ТВ3-117 по обобщенному параметру технико-экономической эффективности являются безусловными мировыми лидерами в коммерческой эксплуатации машин аналогичного класса. Чрезвычайно эффективно применение наших вертолетов за рубежом при грузопассажирских перевозках, трелевке леса, тушении пожаров и т.п. Однако привлекательность такой коммерции привела в последние годы к появлению многочисленных малых предприятий и посреднических фирм по ремонту двигателей ТВ3-117, продлению ресурсов и другим видам работ у эксплуатантов. Мы вынуждены напомнить всем, кто эксплуатирует двигатели ТВ3-117: российский “Завод им. В.Я. Климова” и украинский “Мотор Сич” — единственные предприятия авиационной промышленности, производящие двигатели первой и второй категорий, выпускающие ремгрупкомплекты и обладающие авторскими правами на ремонтную и эксплуатационную документацию. Только этой документацией обязаны руководствоваться все без исключения организации, занимающиеся ремонтом и эксплуатацией ТВ3-117. Кроме того, лишь “Климов” обладает правом конструкторского совершенствования двигателей семейства “ТВ3-117”.

“Климов” определен головным предприятием в России по капитальному ремонту ТВ3-117 всех модификаций, а также выполняет работы по поддержанию двигателей в эксплуатации, продлению их ресурса и переделке одних модификаций в другие. У нас отработана оригинальная технология локального ремонта двигателя в условиях эксплуатации. Специалисты завода провели локальные ремонты у заказчиков, которые показали сокращение сроков и стоимости работ по сравнению с традиционным капремонтом в 3-5 раз! “Климов” — единственный, кто владеет правом на производство локального ремонта. Для обеспечения этих работ имеется развитая сеть поддержки заказчика, представители которой работают в Европе, Азии, Америке, Африке.

Несмотря на свой “почтенный” возраст, ТВ3-117 не исчерпал своих возможностей. Двигатель имеет большой уровень газодинамической устойчивости, что позволяет коллективам “Климова” и “Мотор Cич” (генеральный директор Вячеслав Богуслаев) все время совершенствовать его конструкцию и технологию производства, улучшать технические характеристики. В начале 2000 г. по их инициативе, поддержанной на самом высоком государственном уровне, было образовано ЗАО “Двигатели “Владимир Климов — Мотор Cич” (“ВКМС”). Основной задачей нового предприятия является координация работ двух заводов по производству, ремонту и эксплуатации ТВ3-117 в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Кроме того, “ВКМС” объединяет усилия российских и украинских авиадвигателестроителей по созданию новых модификаций на базе сертифицированного двигателя ТВ3-117ВМА и ряду других работ. Создание “ВКМС” нанесет ощутимый удар по подпольным, “левым” фирмам, которые осуществляют ремонт без всяких лицензий и в неаттестованных помещениях. Такой ремонт не отвечает ни одному требованию “Руководства по капремонту”, и, что самое главное, с момента установки на борт двигателей, прошедших “сарайный” ремонт, жизнь пассажиров оказывается под угрозой, не говоря уже об огромном ущербе, наносимом авторитету самого двигателя.

Еще в конце 1994 г. “Климов” вышел с предложением о форсировании ТВ3-117ВМА на взлетном режиме до мощности 2400 л.с. и на чрезвычайном режиме — до 2700 л.с. Это позволило бы резко улучшить летно-технические характеристики как существующих вертолетов, так и вновь создаваемых (Ми-28Н, Ка-50-2 и др.). Двигатель получил индекс ВК-2500 (ТВ3-117ВМА-СБЗ). Новая конструкция турбины компрессора с лопатками “направленной кристаллизации” и другими усовершенствованиями позволила увеличить температуру газа перед турбиной и обеспечила повышение мощности. На двигателе применена новая цифровая система автоматического управления и контроля БАРК-78, обеспечивающая оптимизацию эксплуатационных характеристик двигателя и вертолета. Теперь вертолеты смогут подниматься на 1000 м выше при нагрузке, большей на 1-2 т (в зависимости от типа вертолета). При этом машина способна работать при температуре окружающего воздуха до +40 °С. Вертолеты, как гражданские, так и военные, получают принципиально новые возможности при эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом, увеличение скорости и улучшение маневренности. Двигатель ВК-2500 будет устанавливаться на все ранее выпущенные типы средних вертолетов “Ми” и “Ка”.

Летные испытания двигателя начались в конце мая 2000 г. в РВПК “Роствертол”. 28 мая состоялся первый полет, а 30 мая – официальная презентация модифицированного Ми-24 с двигателями ВК-2500. Большой вклад в осуществление этого проекта внесли недавно ушедший из жизни генеральный директор “Роствертола” Михаил Нагибин и его преемник Борис Слюсарь. В настоящее время двигатель проходит цикл испытаний, которые должны завершиться к концу года. получением Сертификата типа Авиарегистра МАК. Самым привлекательным для эксплуатирующих организаций в ТВ3-117 является то, что при выполнении ремонта любую его модификацию можно переделать в ВК-2500, что значительно улучшит летно-технические характеристики уже эксплуатирующихся вертолетов. Эти работы будут выполняться только на “Климове” и “Мотор Сич”.

Одновременно с началом работ по ВК-2500, в 1995 г. после многочисленных обсуждений было принято решение о применении серийного сертифицированного ТВ3-117ВМА в турбовинтовом варианте для двухдвигательного самолета МВЛ Ан-140. Первоначальная взлетная мощность ТВ3-117ВМА-СБ2 была определена в 1850 л.с. Поэтому с целью максимального использования узлов и деталей базового двигателя и сокращения сроков его создания выбрали схему с внешним валом винта и задним выносным редуктором, являющимся одновременно коробкой самолетных агрегатов. Два экземпляра двигателя в апреле 1997 г. одновременно поступили на стендовые испытания на “Климове” и “Мотор Cич”. А уже в сентябре опытный самолет Ан-140 совершил первый испытательный полет. В дальнейшем в связи с увеличением количества пассажиров с 44 до 52 потребовалось увеличить мощность двигателя до 2500 л.с. По объективным причинам и по взаимной договоренности доводкой двигателя, получившего обозначение ТВ3-117ВМА-СБМ1, занялся коллектив ЗМКБ “Прогресс” под руководством генерального конструктора Федора Муравченко. На двигателе была полностью сохранена схема предшественника. “Прогресс” успешно справился с поставленной задачей, и в апреле 2000 г. ТВ3-117ВМА-СБМ1 получил Сертификат типа Авиарегистра МАК. Двигатель передан в серийное производство на завод “Мотор Cич”.

В 1998-1999 гг. на “Климове” спроектирован на базе узлов ТВ3-117ВМА и ВК-2500 турбовинтовой двигатель ВК-1500 мощностью 1500 л.с. для самолетов МВЛ Ан-38-300, Ан-3, Бе-32. В конструкцию введена новая электронно-гидромеханическая система регулирования и контроля САУ-2000, разработанная в ОАО “Стар” (электронная часть) и ОАО НПП “ЭГА” (гидромеханическая часть). Большая унификация узлов и деталей позволит в кратчайшие сроки завершить сертификацию двигателя и внедрить его в массовое производство. В перспективе — проект турбовального ВК-1500В для вертолетов типа Ка-60/Ка-62.

Модифицированные двигатели ТВ3-117 применяются и в энергетики в качестве приводов электрических генераторов, высоконапорных гидравлических насосов, компрессоров и других приводных устройств. Установки с этими приводами находятся в промышленной эксплуатации с 1998 г. В арсенале “Климова”, “Мотор Сич” и их детища “ВКМС” много программ, направленных на развитие отечественной авиации, энергетики и турбиностроения в XXI веке.