МиГ-21-93Закончены летные испытания первых двух истребителей МиГ-21бис UPG (российское название МиГ-21-93) индийских ВВС, и настало время подвести предварительные итоги, назвав некоторые вещи своими именами. Модернизация МиГ-21бис, проводившаяся четырьмя ведущими предприятиями аэрокосмической отрасли (РСК “МиГ”, НАЗ “Сокол”, Корпорация “Фазотрон-НИИР” и ГосНИИАС), позволила получить на выходе практически новый самолет – фронтовой истребитель с большими боевыми возможностями. “Союз четырех” наглядно продемонстрировал всем, чего можно добиться объединенными усилиями. Они смогли превратить МиГ-21бис, который военные специалисты и эксперты зарубежных стран называли не иначе как “устаревший”, “крайне устаревший” и “не могущий противостоять”, в истребитель четвертого поколения, способный успешно вести противоборство с современными боевыми самолетами и действовать по наземным (морским) целям. И этот феномен многих заставит задуматься.

На фоне впечатляющих результатов проделанной работы будет полезно напомнить об отправных пунктах данной модернизации. Неоспоримо, что ее основу составила многофункциональная многорежимная когерентная бортовая радиолокационная станция (БРЛС) “Копье”, которая расширила боевые возможности самолета за счет использования большого арсенала современного вооружения. И именно создателю БРЛС – Корпорации “Фазотрон-НИИР” принадлежала идея этой модернизации. Новое ракетно-бомбовое вооружение, которое теперь можно нести на борту и эффективно применять с помощью “Копья”, превращает модернизированный МиГ-21бис в надежного защитника стран, имеющих его в составе своих ВВС.

Сказать, что БРЛС “Копье” только расширяет функции истребителя – это не сказать почти ничего. Ибо фактически он становится совершенно другим самолетом: многофункциональным, многоцелевым и многорежимным, легко адаптирующимся к выполнению самых разнообразных задач не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Сегодня всеми понято и признано, что “Копье” – сердце данной модернизации.

А результаты проведенных испытаний подтвердили большие возможности этой маленькой БРЛС.

В режиме “воздух-воздух”:

  1. Обнаружение воздушных целей с измерением дальности.
  2. Сопровождение до 10 целей и одновременная атака двух из них ракетами (РВВ-АЕ, Р-73) по принципу “пустил-забыл”.
  3. Сопровождение одиночной цели с пуском ракет Р-27Р1 с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения (РЛ ГСН), а также ракет с активной РЛ ГСН и ИК ГСН.
  4. Ведение ближнего боя в режимах:
    • “вертикаль” — работа по целям вблизи курса;
    • “поле зрения КАИ” (коллиматорного авиационного индикатора) – автоматический захват целей, в секторе ± 14° ;
    • “оптический” — выбор и захват цели летчиком;
    • “шлем” — визирование антенны БРЛС с помощью нашлемной системы целеуказания НСЦ.

В режиме “воздух-поверхность”:

  1. Картографирование:
    • действительным лучом;
    • доплеровским обужением луча (сужение в 10 раз);
    • синтезированием апертуры антенны (сужение в 100 раз).
  2. “Замораживание” карты с выходом самолета на цель по программе.
  3. Морской поиск (обнаружение целей на поверхности моря).
  4. Обнаружение движущихся наземных целей.

Необходимо также отметить следующие особенности и отличия БРЛС “Копье” от других радаров:

  1. Наличие режима “СНП” (сопровождение цели на проходе), обеспечивающего обнаружение до 10 целей и выбор двух наиболее опасных из них для одновременной атаки без потери контроля за воздушным пространством. Летчик, действуя против нескольких самолетов противника, может “расстрелять” свой боезапас (например, 4 ракеты РВВ-АЕ) по целям, которые будут последовательно входить в, просматриваемую БРЛС зону, выбирая попарно две наиболее опасные и поражая их (в ходе летных испытаний все 12 выпущенных ракет попали в цели).
  2. Высокая скрытность работы во многих случаях не позволит бортовой системе предупреждения противника об облучении дать сигнал о начале атаки, и она станет полной неожиданностью.
  3. Отсутствие ограничений по высоте применения способствует своевременному обнаружению и при необходимости уничтожению воздушных целей, летящих и на больших, и на малых высотах.
  4. Режим “СНП” обладает высокой динамикой, обеспечивающей использование ракет РВВ-АЕ и Р-73 во всем диапазоне боевого применения.
  5. Режим непрерывного сопровождения обеспечивает применение всего бортового ракетного оружия (Р-27Р1, РВВ-АЕ, Р-73), но, конечно, в первую очередь предназначен для наведения Р-27Р1 с полуактивной РЛ ГСН.
  6. Обеспечиваемый БРЛС набор режимов ведения ближнего боя позволит каждому летчику подобрать для себя наилучший.
  7. Режим “картографирование” позволяет летчику вести ориентировку при полете на большой высоте, при плохой видимости и ночью, выйти по оптимальному маршруту на заданную наземную цель и возвратиться на свой аэродром.
  8. Высокая надежность при эксплуатации.
  9. Легкость обслуживания без использования наземных кондиционеров, достоверная система контроля и выявления неисправностей способствуют быстрому проведению регламентных работ.

Все вышеперечисленное стало возможным в результате нового подхода в Корпорации “Фазотрон-НИИР” к разрабатываемым БРЛС, которые теперь отличаются от своих предшественников многофункциональностью, высокой надежностью, значительно меньшими габаритами и весом, простотой эксплуатации. “Фазотрон” в кооперации с РСК “МиГ”, НАЗ “Сокол” и ГосНИИАС показал, что сегодня в России есть кому создавать системы управления оружием, отвечающие самым высоким требованиям. А также модернизировать самолеты, не просто продляя им жизнь, а фактически превращая в современные. Но в этом процессе должен обязательно участвовать их разработчик.

Здесь нельзя не вспомнить о конкурентах, в свое время критиковавших “Копье” и заявлявших о собственных разработках БРЛС для модернизации МиГ-21бис. Где эти БРЛС? Где результаты летных испытаний истребителей, имеющих их на борту? Думается, всем понятно кто победил в этой конкурентной борьбе радаров. А результаты летных испытаний МиГ-21бис UPG, в том числе одновременной работы по двум целям, обнаруженным и уничтоженным двумя ракетами с помощью БРЛС “Копье”, подтвердили выполнение заявленных в свое время в фазотроновских рекламно-информационных публикациях высоких тактико-технических характеристик и оснащенного им истребителя. Это также подтверждение, что слова “Фазотрона” не расходятся с его делами, и он является надежным партнером для любого заказчика.

Другой важный аспект: БРЛС “Копье” доведена до серийного изготовления. Первая партия уже сдана и отправлена заказчику – индийским ВВС. В ходе работы над этим радаром изменилась структура Корпорации. В ее состав вошли все необходимые для создания любых БРЛС предприятия, в том числе разрабатывающие и изготовляющие для “Фазотрона” специальные изделия электронной техники. Одновременно формировалась унифицированная система разработки и создания БРЛС и радиолокационных СУВ – ряды унифицированных составных частей БРЛС, а затем несколько базовых БРЛС. Это дает возможность Корпорации перейти в работе от ранее существовавшего принципа “для каждого истребителя – своя БРЛС” к принципу “адаптация 2-3 БРЛС ко всем типам самолетов”, что позволит сэкономить государству огромные средства на их разработку, изготовление и эксплуатацию. Таковы большие итоги появления на свет этой маленькой БРЛС, свидетельствующие, что ОАО “Корпорация “Фазотрон-НИИР” способно также успешно завершить и другие свои разработки.