Николай Новичков  

В последние годы военно-техническое сотрудничество (ВТС) между Россией и Грецией развивается по нарастающей. Очередным подтверждением стали итоги выставки обычных вооружений “Дефендори-2000”, которая проходила с 3 по 8 октября 2000 г. в греческом порту Пирей в 14 км от Афин. В работе выставки приняли участие 785 фирм из 43 стран. Россия была представлена четырьмя спецэкспортерами – ГК «Росвооружение», концерном «Антей», Тульским КБ приборостроения и Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) «МиГ», под эгидой которых выставлялись более 50 оборонных предприятий.

Греция стала первой страной НАТО, осуществившей крупные закупки российских вооружений через «Росвооружение» и «Антей». С 1998 г. по линии «Росвооружения» туда отправлен 21 зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Оса-АКМ», два дивизиона ЗРК С-300ПМУ-1 и сейчас успешно выполняется контракт на поставку двух десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр». Компания «Росвооружение” участвовала в «Дефендори» в пятый раз и привезла рекордное число участников — 24 предприятия и КБ.

Под эгидой концерна “Антей” объединились 12 предприятий, участвующих в выпуске ЗРК “Антей-2500”, “Тор-М1”, “Оса-АКМ”, радиолокационных средств охраны границ и объектов. “Антей” во второй раз участвовал в “Дефендори”. Однако впервые он самостоятельно развернул свою экспозицию, на которой представил широкую гамму средств ПВО и радиолокационных систем. «Антей» заключил в 1999 г. крупнейший контракт на поставку Греции 50 ЗРК «Тор-М1» на сумму более $1,2 млрд. Поставка 21 комплекса была оформлена твердым контрактом на $560 млн, а 29 — опционом на $700 млн. Заключение контракта вывело «Антей» на второе место среди российских поставщиков вооружений после компании «Росвооружения» и позволило ему по итогам прошлого года войти в число 100 крупнейших мировых экспортеров оружия. Поскольку греческая сторона удовлетворена ходом сотрудничества с «Антеем» и выполнения контракта на поставку 21 комплекса «Тор-М1», ею было принято решение о переводе части опциона в твердый контракт и дополнительной поставке еще 10 ЗРК. Одним из главных событий на «Дефендори-2000» стало подписание концерном «Антей» контракта с министерством обороны Греции на выполнение ряда оффсетных программ. Суммарная стоимость оффсета, рассчитанного на четыре года и предусматривающего выполнение шести программ, составляет около $820 млн. В ходе выставки “Антей” предложил министерству обороны Греции провести интеграцию имеющихся на вооружении этой страны разнородных ЗРК и систем в единую эшелонированную систему ПВО.

МиГ-АТВ связи с выдачей заказов на новые самолеты греческие ВВС изучают предложения по усовершенствованию системы подготовки своих боевых летчиков. Западноевропейский консорциум «Еврофайтер интернэшнл» планирует уже к концу года завершить переговоры о продаже Греции 60 многоцелевых истребителей «Тайфун» и получении опциона еще на 30 самолетов. Наряду с заказами на новые и модернизированные истребители «Мираж-2000-5», выданными Грецией французской компании «Дассо авиасьон», приобретение «Тайфунов» предъявит повышенные требования к подготовке греческих летчиков. В частности, при их обучении придется учесть различия в типах ударных самолетов. Новая программа, которая будет вводиться с будущего года, предусматривает закупку примерно 40 учебно-тренировочных самолетов (УТС) на общую сумму более $1 млрд. Начало поставок планируется с 2002 г.

По мнению специалистов, конкурентная борьба за получение греческого заказа будет связана с заключением целого пакета соглашений, включая предложения по обучению летного состава, поставке УТС и сотрудничеству с ВВС страны-поставщика. В число претендентов входят РСК «МиГ» с российско-французским УТС МиГ-АТ, чешская фирма «Аэро водоходы» с УБС L-159, британская «Бритиш аэроспейс системз» с “Хоук” и европейское объединение EADS с разрабатываемым УБС “Мако”.

С учетом конъюнктуры греческого рынка РСК «МиГ» представила на выставке макет кабины УТС МиГ-АТ. По оценкам экспертов, МиГ-АТ, созданный на основе широкой международной кооперации, имеет хорошие перспективы на мировом авиационном рынке. Он предназначен для обучения пилотированию на всех этапах летной подготовки и является одним из самых современных в своем классе. Уникальная система управления самолета позволяет имитировать пилотирование практически любых современных истребителей, в том числе F-16, «Мираж» и МиГ-29. На стендах корпорации «МиГ» были также представлены модернизированный истребитель МиГ-29СМТ, легкий многоцелевой Ил-103 и региональный турбовинтовой самолет МиГ-110.

Как сообщил руководитель делегации РСК “МиГ” Игорь Амосов, действующий макет кабины МиГ-АТ с французской авионикой вызвал большой интерес греческих военных. При посещении стенда министр обороны Греции Акис Цохадзопулос подчеркнул, что для его страны особенно важен факт оснащения российского самолета французскими двигателями и авионикой. В настоящее время Греция имеет полностью укомплектованную инфраструктуру для обслуживания состоящих у нее на вооружении истребителей «Мираж-F1» и «Мираж-2000», поэтому создавать новые службы для ремонта двигателей и авионики МиГ-АТ не потребуется. Греческие военные также отметили высокую надежность МиГ-АТ. В отличие от конкурентов, он — двухдвигательный, а система управления выполнена с четырехкратным резервированием и полностью компьютеризирована. РСК «МиГ» может поставлять МиГ-АТ как с французскими двигателями «Ларзак», так и с новейшими российскими РД-1700. Более того, конструкторы готовы интегрировать с новым УТС любое заказанное вооружение.

Для усиления своих позиций в предстоящем греческом тендере по УТС корпорация «МиГ» вместе с французскими партнерами разрабатывает пакет оффсетных программ. Кредит для закупки во Франции комплектующих к МиГ-АТ будет открыт в ближайшее время. После этого состоится подписание контрактов между корпорацией «МиГ» и французскими предприятиями, участвующими в совместной программе создания УТС. Затем начнется производство комплектующих к 15 самолетам МиГ-АТ, которые сейчас находятся в разной стадии сборки. Два опытных образца МиГ-АТ уже совершили 550 вылетов, налетав в общей сложности 400 ч.

Неплохие перспективы на греческом авиационном рынке у российских производителей вертолетов. Казанский вертолетный завод (КВЗ), в частности, будет участвовать в тендере с транспортным вертолетом Ми-17-1В. Его генеральный директор Александр Лаврентьев сообщил, что тендер на закупку 32 вертолетов и дополнительный опцион официально объявят в декабре этого года. Однако российская машина уже прошла предварительные испытания в Греции этим летом вместе с вертолетами американской фирмы «Сикорский» и западноевропейского консорциума «Еврокоптер». По большинству летно-технических характеристик Ми-17-1В оказался впереди своих будущих конкурентов. С участием в тендере КВЗ связывает надежды на расширение экспортных поставок своих вертолетов на мировой рынок.

Имеет шансы в Греции и «Роствертол», планирующий экспортировать в 2001 г. четыре тяжелых вертолета Ми-26. По словам генерального директора Бориса Слюсаря, один Ми-26 собираются поставить в Грецию через местную фирму «Скорпион», которая является посредником российского предприятия на этом рынке.

МЧС России предложило правительству Греции создать национальную систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, включающую две составляющие — космическую и авиационную. В качестве космической составляющей может быть использован российский спутник со спецоборудованием, в качестве авиационной — парк вертолетов Ми-26, Ка-32, Ми-17 и самолетов-пожарных Ил-76 и Бе-200. Российское Агентство по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций представило также уникальное оборудование – прибор АФ-07, — позволяющий летчикам обнаруживать в условиях сильной задымленности непосредственно очаг самого пламени.

Подводя итоги работы “Дефендори-2000”, президент оргкомитета выставки Мари Димитрополу подтвердила, что ВТС между Россией и Грецией развивается по нарастающей. В целях его расширения Афинам предложены различные программы модернизации ранее поставленной военной техники и оффсетные программы, реализация которых позволит Греции значительно стимулировать национальную промышленность и освоить уникальные технологии.