Юрий Гуськов О модернизации авиационных комплексов

Реформирование всех звеньев государственного управления Российской Федерации миновало апогей. В экономике наметились устойчивые положительные тенденции. Появляющиеся средства государство стало направлять на повышение благосостояния народа и укрепление своей обороноспособности.

Су-33 на палубе ТАВКРЗадача совершенствования Вооруженных Сил России становится сегодня одной из важнейших. И в первую очередь авиации, ибо она со времен второй мировой войны играет ведущую роль в боевых действиях армий всех стран. Но удовольствие это очень дорогое, если иметь ввиду создание чего-то нового. Поэтому на данном отрезке времени мы, как и все в мире, выбрали модернизацию, которая обеспечит многолетнее и эффективное использование имеющихся самолетов и вертолетов путем их максимального оснащения современнейшим «умным» оборудованием. В частности, для истребительной авиации существует несколько ее вариантов.

Модернизация «обводной канал». Модернизация БРЛС самолетов Су-27 и МиГ-29 с помощью так называемого «обводного канала» фактически состоит во встраивании в их штатные радары Н-001 и Н-019 соответственно (унифицированные между собой) дополнительного приемного тракта для работы в режиме «картографирование поверхности», обеспечивающем действия по наземным целям. Недостатки налицо:

  1. Снижается надежность доработанной БРЛС, т.к. после 17-18 лет эксплуатации к ней еще добавляется большое количество электрорадиоэлементов блоков «обводного канала».
  2. Суммарная стоимость модернизации с учетом всего жизненного цикла оказывается высокой, ибо требуются постоянные затраты на закупку дорогих ЗИП и ремонт БРЛС. Это подтверждает опыт эксплуатации МиГ-29 в иностранных государствах.
  3. Элементная база БРЛС была разработана 20-30 лет назад. Многие производители элементов за это время прекратили свое существование, либо сняли их с производства. Для возобновления выпуска потребуются дополнительные вложения средств.
  4. Из-за “закрытости” архитектуры старых БРЛС очень сложно наращивать их новые функции.
  5. Такая «заплатная модернизация» позволит использовать самолет примерно в течение 4-6 лет, причем с ограниченными боевыми возможностями, частыми отказами и непомерными затратами на эксплуатацию. Она сдерживает создание и внедрение новых современных БРЛС.

Модернизация «по-фазотроновски». Предлагаемый Корпорацией «Фазотрон-НИИР» вариант предусматривает следующую схему. Старые БРЛС Н-001 (Су-27) и Н-019 (МиГ-29) заменяются соответственно на современные «Жук-МС» и «Жук-М» с более совершенными режимами «воздух-воздух» и «картографирование поверхности». Они демонтируются, проверяются на авиаремонтных заводах и продаются в эксплуатирующие Су-27 и МиГ-29 страны для укомплектования блочных и узловых ЗИП. Достоинства этого варианта очевидны. Они явно перекрывают все возможные проблемы, в том числе даже необходимость проведения новых лётных испытаний:

  1. БРЛС Н-001 (Н-019) заменяется на совершенную «Жук-МС» («Жук-М») с более высокими характеристиками (увеличенная в 1,7 раза дальность, значительно большее количество функций и др.).
  2. «Открытость» архитектуры «Жук-МС» («Жук-М») обеспечивает последующее поэтапное улучшение характеристик и расширение количества функций без замены всей БРЛС (аналогично американским АР6-73 и APG-71).
  3. Новая элементная база, используемая при производстве «Жук-МС» («Жук-М»), обеспечивает (гарантирует) эксплуатацию в течение 20 лет.
  4. Снятые БРЛС Н-001 (Н-019) после проведения профилактического ремонта на авиаремзаводах ВВС РФ могут быть целиком или поблочно (для ЗИП) проданы в страны, эксплуатирующие Су-27 (МиГ-29), а вырученные средства — направлены на проведение модернизации или обеспечение эксплуатации отечественных истребителей.
  5. Существенно возрастает надежность и снижаются затраты на эксплуатацию БРЛС.
  6. В режимах «воздух-воздух» станут возможны обнаружение и сопровождение до 20 целей и одновременная атака до четырех из них пуском ракет по принципу «пустил-забыл» (вместо соответственно 10 и одной).
  7. Обеспечиваются ранее отсутствовавшие совершенные режимы картографирования с применением управляемых и неуправляемых средств поражения.

Все изложенное означает, что модернизация по предлагаемому варианту, основой которого должен быть новый фазотроновский радар, обеспечит высокую боевую эффективность истребителей на срок 15-20 лет до их снятия с вооружения.

Летать по-русски, считать по-американски. Важнейшей составной частью реформы Вооруженных Сил России является их оснащение современным «умным» оружием. Корпорация «Фазотрон-НИИР» уже свыше 10 лет активно работает в этом направлении и выпускаемые ею новые радары широко известны. К тому же отличительной чертой деятельности «Фазотрона» всегда было проведение опережающих научных исследований и разработок, создающих мощный задел. В результате через год-два «Фазотрон» может начать поставку ВВС России, в первую очередь для модернизации самолетного парка, новейших суперрадаров «Жук-ФМ» с ФАР и др. Они способны обеспечить самолетам кажущиеся сегодня фантастическими возможности:

  • увеличенную дальность действия (даже самолеты типа «Стелс» смогут успешно обнаруживаться, сопровождаться и атаковываться);
  • скрытные способы атак целей;
  • распознавание целей в группе с определением типов, классов, степени опасности;
  • обнаружение и сопровождение до 30 целей и одновременную атаку ракетами четырех-шести из них;
  • сверхвысокое разрешение в режиме «картографирование поверхности» (до 40 х 40 см), позволяющее перейти к «радиовидению».

И «Фазотрон» уже показал, как с помощью его новой БРЛС «Копье», позволяющей применять современное высокоточное оружие, истребитель второго поколения МиГ-21бис превратился в истребитель четвертого (МиГ-21бис UPG или МиГ-21-93). Конкуренты по данному проекту уже признали, что проиграли нам модернизацию этой машины в индийских ВВС. Мы считаем, что процесс модернизации самолета любого типа надо рассматривать в комплексе, т.е. для своей страны и зарубежья, и как единую задачу. Тогда можно достичь сразу нескольких целей: повышения боевой эффективности самолетов российских ВВС, авторитета России и ее авиатехники; укрепления долговременных связей с зарубежными странами (техобслуживание и ремонт у них техники нашего производства) и др.

Хороший урок такого подхода преподносят США на примере продаж за рубеж и модернизации в собственных ВВС истребителей F-16. Основой модернизации во всех случаях является замена радара на новый. Американцы умеют считать деньги и отлично понимают, что с учетом всего жизненного цикла самолета именно этот вариант дает значительную экономию. Вот почему и в России должен быть реализован вариант, предлагаемый «Фазотроном». Мы не настолько богаты, чтобы позволить себе такой «дешевый» вариант, как «обводной канал».