На этот раз под «рождением» имеется в виду не проведение на чертеже строительной горизонтали, и даже не самый первый полет прототипа этого самолета (Т10-1), который состоялся весной 1977 г., а полет первого прототипа серийного самолета Су-27, реализованного в новой компоновке с заводским обозначением Т-10С (самолет Т10-7 или Т10С-1, серийный № 04-03).

Самолет Су-27 (Т10-7) поднял в воздух шеф-пилот «ОКБ Сухого», Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель генерал-майор авиации B. C. Ильюшин. Это произошло 20 апреля 1981 г. на аэродроме в подмосковном г. Жуковском.

Палубный учебно-боевой самолет Су-27КУБНынешней весной исполнилось 20 лет со дня этого знаменательного события. Самолеты Су-27 давно уже состоят на вооружении ВВС и ПВО России, а также поставляются на экспорт (КНР, Вьетнам, Эфиопия). Есть самолеты Су-27 в СНГ и странах ближнего зарубежья (в Украине, Белоруссии, Узбекистане и Казахстане). В «ОКБ Сухого» на базе стандартного истребителя ПВО Су-27 созданы новые варианты — учебно-боевой самолет Су-27УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-30МКИ (по заказу ВВС Индии). Су-30МКК (для ВВС Китая), истребитель-бомбардировшик Су-32, палубный истребитель Су-33 (ранее имел обозначение Су-27К), палубный учебно-боевой самолет Су-27КУБ, многоцелевые истребители Су-35/Су-37.

Помимо прямых поставок на экспорт, в Индии и Китае разворачивается серийное производство таких самолетов по лицензии — 140 Су-30МКИ и 200 Су-27СК/УБК соответственно. До сих пор самолеты этих типов удивляют мир на международных авиационно-космических салонах головокружительными маневрами: «кобра Пугачева», «хук», «кульбит», «чакра Фролова». Стандартные самолеты Су-27 и Су-27УБ в 1992 г. посетили базу американских ВВС «Лэнгли», где провели учебные бои с истребителями такого же класса — F-15. Американцы не выиграли ни одного боя. О выдающихся характеристиках этого самолета (рекордный самолет, получивший обозначение П-42) говорит еще и то, что им установлен 41 мировой рекорд.

Самолет Су-27 является надежным и живучим. Хотя он пока не участвовал в полномасштабных боевых действиях, есть ряд свидетельств, говорящих в пользу этого. Су-27 неплохо показал себя в скоротечных воздушных боях во время боевых действий между Эфиопией и Эритреей. В сентябре 1987 г. Р-3 «Орион» норвежских ВВС производил наблюдение за группой советских военных кораблей в Баренцевом море в 90 км от границы. Летчику самолета Су-27 (борт 36) было дано задание осуществить учебный перехват, после выполнения которого он повторно сблизился с «Орионом» сзади снизу, закрывая норвежскому самолету обзор для фотографирования кораблей. В ходе опасного маневрирования истребитель задел радиопрозрачной законцовкой киля лопасти воздушного винта одного из двигателей «Ориона». В’ результате произошло разрушение винта, осколки которого пробили фюзеляж самолета, и он вынужден был срочно приземлиться на ближайшей авиабазе. Су-27 также благополучно совершил посадку на своем аэродроме.

Су-30МКК2 апреля 2001 г. похожий вариант американского разведывательного самолета ЕР-3 «Орион» в аналогичной ситуации был перехвачен парой китайских истребителей F-8. В результате опасного маневрирования также произошло столкновение, но один из китайских истребителей был потерян, а летчик погиб. Возможно, что в подобном случае самолет Су-27 смог бы выполнить безаварийную посадку.

Производство самолетов Су-27 было развернуто в КнААПО, которое в настоящее время является крупнейшим высокоэффективным предприятием с широкой диверсификационной программой. КнААПО и ранее занималось производством боевых самолетов. А с 1957 г. оно начало изготавливать самолеты, созданные в «ОКБ Сухого». На протяжении 20 лет этот дальневосточный завод выпускал целый ряд вариантов самолетов Су-7 и Су-17, а с 1964 г. начал поставлять эти самолеты на экспорт. В общей сложности около 2000 таких самолетов различных модификаций были поставлены в 18 стран мира.

С 1976 г. началось освоение новой машины — истребителя Су-27. В основном это были одноместные самолеты. В то же время на заводе было налажено производство двухместного варианта — Су-27УБ, которое затем было передано в ИАПО. Серийный выпуск истребителей Су-27 начался в КнААПО в 1982 г., и первый серийный самолет (Т10-15, серийный № 05-01) был поднят в воздух уже в июне того же года. КнААПО занимается изготовлением истребителей Су-27, Су-27СК (для ВВС Китая и Вьетнама) и Су-30МКК (для ВВС Китая), палубных истребителей Су-33 и учебно-тренировочных самолетов Су-27КУБ; был разработан и построен также вариант Су-30КИ для Индонезии.

Су-33Здесь же были построены многофункциональные истребители Су-35 и Су-37. КнААПО имеет обширные связи с Китаем, где ведется производство по лицензии самолетов Су-27. Согласно заявлению Владимира Дейнека, директора программы КнААПО «Авиация корабельного базирования», силами объединения в настоящее время на базе палубного самолета Су-33 разрабатывается разведчик-целеуказатель.

Наряду с самолетами, завод изготавливает и отдельные агрегаты к ним. В середине 80-х гг. на предприятии выпускались крылья, хвостовые части фюзеляжа и двигательные отсеки для фронтовых бомбардировщиков Су-24. В настоящее время достигнуто соглашение с некоторыми самолетостроительными объединениями об изготовлении для их самолетов отдельных агрегатов.

Несколько раньше, в 70-е гг., предприятие приобрело опыт в области гражданского самолетостроения, выпуская элементы хвостового оперения пассажирских авиалайнеров Ил-62. В период с 1977 по 1991 г. было изготовлено 116 килей, 124 стабилизатора и 51 обтекатель. Это в значительной степени способствовало дальнейшей успешной реализации программ по созданию конкурентоспособных на авиарынке самолетов гражданского назначения. Предприятие активно участвует в реализации программы легкого самолета-амфибии Бе-103, а также многофункционального самолета С-80 для местных и региональных авиалиний.

Су-35В КнААПО на правах дочерних входят также предприятия, выпускающие товары народного потребления, которые объединение предлагает на внутренний и внешний рынок, — катера, медицинская и транспортная техника. Такой гигант в области самолетостроения, как КнААПО, играет ведущую роль в экономике края, являясь источником финансовых поступлений в краевую и государственную казну. Особенностью объединения является его градообразующая роль. Своей стабильной работой оно поддерживает социальную инфраструктуру Комсо-мольска-на-Амуре и дает работу тысячам горожан.

В процессе подготовки к производству такой боевой техники, как истребитель пятого поколения, КнААПО активно осваивает технологию создания, поддержки и применения единой информационной модели на всех этапах жизненного цикла продукции — от ее проектирования до эксплуатации и утилизации — CALS (Continuous Aquisition and Life-cycle Support).

А что же с юбиляром, самолетом Су-27 (Т10-7)? К сожалению, в 1981 г. эта машина была потеряна в ходе летных испытаний и не смогла по праву занять почетное место в каком-либо из национальных музеев. На территории АО «ОКБ Сухого» устанавливается другой самолет Су-27.