Виктор Фидельский В целях поддержания летной годности парка воздушных судов советского производства разработана программа союзного государства России и Беларуси по созданию модифицированного самолета Ту-134М с высокоэффективными двигателями Д-436Т1-134. Для реализации программы в 2000 г. образовано совместное предприятие ЗАО «Межгосударственная авиационная корпорация «Интеравиа». О разработке нового самолета рассказывает исполнительный директор СП «Интеравиа» Виктор Фидельский.

«АП»: Виктор Брониславович, чем вызвана необходимость глубокой модернизации самолета Ту-134?

В.Ф.: Необходимость разработки и реализации программы создания модифицированного самолета Ту-134 обусловлена резким снижением численности парка авиатехники в странах СНГ в силу тяжелого экономического положения, сложившегося вначале 90-х гг. в авиационной отрасли. Задерживается ввод в эксплуатацию новых типов самолетов, в частности ближнемагистрального Ту-334, который должен был придти на смену самолету Ту-134.

Ту-134А КомиИнтерАвиа (КомиАвиа)Для сохранения конкурентоспособности авиакомпаний стран СНГ на мировом рынке до 2015 г. им потребуется 2700-2800 самолетов. Наряду с этим, авиазаводы в последнее время производят лишь несколько самолетов в год. Объемы воздушных перевозок в странах СНГ продолжают постоянно снижаться.

Авиакомпании СНГ в основном эксплуатируют воздушные суда, произведенные в странах бывшего СССР. На текущий момент авиапарк более чем на 90% состоит из судов, разработанных в 60-70-х гг. Это Ан-24, Ил-62, Ил-86, Ту-134, Ту-154, Як-40, Як-42 и др. На большей части самолетов требуется провести доработки, в соответствии с современными международными требованиями по экологии и безопасности полетов. Около 75% отечественных самолетов и вертолетов работает на продленных ресурсах, а с 1996 г. существенно возросли темпы списания ВС.

У подавляющего большинства авиакомпаний стран СНГ нет средств для приобретения новой техники. Меры, намеченные Правительством России по объединению отечественных авиакомпаний в несколько крупных холдингов, а также по централизации производства гражданской авиатехники на трех самых крупных заводах, должны быть реализованы лишь к 2004 г. В создавшейся ситуации иностранные фирмы активно осуществляют продвижение на рынок авиаперевозок стран СНГ, предлагая бывшие в эксплуатации самолеты производства корпораций США и Западной Европы на условиях лизинга по демпинговым ценам. В результате российские Ил-96, Ту-204, Ил-114 и др. пока не выдерживают конкуренции. Наряду с этим, эксплуатация самолетов иностранного производства требует дополнительных вложений в авиационную инфраструктуру, т.е. в средства управления воздушным движением, навигации и связи.

Системы лизинга в странах СНГ пока находятся в стадии развития и не могут составить серьезной конкуренции продвинутой лизинговой практике иностранных фирм.

Все перечисленные факторы ухудшают общее состояние в авиационных отраслях России, Беларуси и других стран СНГ.

Реализация программы модернизации Ту-134 позволит частично решить проблему сохранения и совершенствования парка отечественных самолетов, находящихся в эксплуатации.

«АП»: Что практически даст эксплуатантам реализация предлагаемой Вами программы?

В.Ф.: С технической точки зрения модернизация самолетов Ту-134 позволит продолжить эксплуатацию хорошо зарекомендовавшего себя самолета, но уже с улучшенными летно-эксплуатационными характеристиками и совершенными экологическими показателями. Это даст возможность самолету совершать полеты за рубеж без ограничений, несмотря на повышенные с 2001 г. требования Евросоюза к шуму и их дальнейшее повышение с 2006 г.

Авиакомпании России, Беларуси и стран СНГ с минимальными издержками получат самолет Ту-134М, который поддержит парк авиатехники и обеспечит конкурентоспособную эксплуатацию сроком более чем на десять лет.

Модернизированный самолет Ту-134М по классификации станет среднемагистральным самолетом. Это позволит авиакомпаниям более эффективно организовывать воздушные перевозки и быстрее накапливать средства, необходимые для закупок новой отечественной авиатехники. Вто же время авиационные КБ совместно с заводами завершат сертификацию новых типов ВС и приступят к их серийному производству.

В целом программа модернизации самолетов Ту-134 может послужить одним из «локомотивов», который приведет к положительным тенденциям не только в авиации, но и в общем состоянии экономики России и Беларуси. Реализация программы будет служить дальнейшему процессу интеграции между Россией и Беларусью, а также Украиной, участвующей в программе.

«АП»: Виктор Брониславович, какие конструктивные доработки предусматривает модернизация Ту-134?

В.Ф.: Определяющим объемом работ при модернизации самолета является замена устаревших двигателей Д-30 на новые высокоэффективные Д-436Т1-134, замена вспомогательной силовой установки ТА-8 на модернизированную ТА-8М, соответствующие доработки конструкции и систем самолета и установка нового оборудования. Установка специально спроектированных для Ту-134М двигателей Д-436Т1-134 значительно повысит экологические характеристики самолета. Уровни параметров эмиссии вредных веществ, выделяемых этим двигателем, значительно ниже уровней, установленных нормативами ИКАО, и находятся в диапазоне лучших показателей, достигнутых при создании зарубежных авиадвигателей. Например, на взлетно-посадочном режиме (наиболее влияющем на загрязнение атмосферы) удельные параметры эмиссии Д-436Т1-134 по окислам углерода более чем в два раза ниже нормативов ИКАО, по несгоревшим углеводородам — более чем в четыре раза, а по числу дымности — почти в три раза.

«АП»: Кто принимает участие в программе и на какой срок рассчитана ее реализация?

В.Ф.: В качестве государственных заказчиков программы должны выступать авиационные администрации России и Республики Беларусь.

Работы по модернизации самолетов Ту-134А/Б/УБЛ в вариант Ту-134М будут выполняться на производственной базе республиканского унитарного предприятия «Минский авиаремонтный завод».

Общей координацией всех работ занимается СП «Межгосударственная авиационная корпорация «Интеравиа».

Участниками проекта, кроме Минского авиаремонтного завода, являются: ОАО «Туполев», ОАО «Мотор Сич», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, ЗМКБ «Прогресс», республиканское унитарное предприятие «Национальная авиакомпания «Белавиа», ОАО «Комиинтеравиа», опытно-экспериментальный завод ОАО «Туполев», ОАО «Научно-производственное предприятие «Аэросила». Наземные и летные испытания будут проведены в ГосНИИ ГА.

Реализацию программы модернизации планируется осуществлять в два этапа.

Первый этап предусматривает изготовление узлов, агрегатов и двигателей, подлежащих замене, подготовку производства и выполнение работ по модернизации самолета-лидера, проведение наземных и летных испытаний Ту-134М, разработку эксплуатационной документации и передачу самолета заказчику. Срок завершения первого этапа — первый квартал 2002 г.

Второй этап должен начаться с серийной модернизации самолетов Ту-134А/Б/УБЛ в вариант Ту-134М с производительностью 2-3 самолета в месяц. Вся программа предусматривает модернизацию 60-100 самолетов. Второй этап должен начаться с 2002 г. и рассчитан на 4-5 лет (до окончания модернизации всех Ту-134А/Б/УБЛ, целесообразность доработки которых будет подтверждена).

Для заказчиков предусматриваются две схемы модернизации Ту-134. Первая — это договора с СП «Интеравиа». Такая схема не требует привлечения дополнительных финансовых средств. По второй схеме СП «Интеравиа» выкупает у авиакомпаний самолеты Ту-134А/Б/УБЛ, имеющие достаточный запас по ресурсу, и передает их Минскому авиаремонтному заводу. После проведения модернизации СП «Интеравиа» будет реализовывать самолеты Ту-134М или сдавать их в лизинг.

Программа модернизации должна «стартовать» уже осенью 2001 г. Задержка с началом реализации программы более, чем на полгода отнимает у нее шансы на успех, т.к. текущая ситуация может привести к переориентации отечественных заказчиков на приобретение авиатехники западного производства.

Авиакомпании многих регионов России и стран СНГ в условиях острой нехватки финансовых средств с 1996 г. проявляют живой интерес к модернизации самолета Ту-134. В ряде деловых встреч выражаются твердые намерения эксплуатантов незамедлительно приступить к модернизации принадлежащих им самолетов Ту-134.

Финансирование программы модернизации должно осуществляться из бюджета союзного государства, а также из средств заинтересованных организаций.

Приглашаю к сотрудничеству всех, кто нуждается в обновлении парка Ту-134.