Сергей Григорьев Малайзийские ВВС рассматривают возможность расширения своего парка путем приобретения партии многофункциональных истребителей. Малайзия проводит независимую внешнюю политику, подчеркнуто дистанцируется от мировых центров силы. Именно этим объясняется решение по одновременной закупке в 1993-94 гг. истребителей F/A-18C/D в США и МиГ-29СЭ в России. В борьбе за новый Малайзийский контракт вновь столкнулись американские и российские компании.

Новые истребители необходимы Куала-Лумпуру для воплощения в жизнь изменившейся военной стратегии. Руководство страны считает, что угрозы безопасности становятся более широкими в географическом плане и менее определенными по масштабам. Поэтому вооруженные силы должны быть готовы к решению военных задач будущего, в числе которых, сдерживание противника на дальних рубежах, немедленное реагирование на ограниченные угрозы в конфликтах низкой интенсивности, ведение длительной полномасштабной войны.

F/A-18ЕДля формирования единого оборонного пространства в стране протяженностью свыше 2 тыс. км необходимо оружие дальнего действия. Экономические интересы Малайзии требуют освоения континентального шельфа, в том числе и в районе островов Спратли в Южно-Китайском море, на которые претендуют многие государства региона. Для завоевания господства в воздухе над архипелагом нужен истребитель с радиусом действия не менее 1000 км. Самолеты дальнего радиуса действия требуются и для защиты внутренних морских коммуникаций между Малаккским полуостровом и островом Калимантан, растянувшихся на 800 км.

У Малайзии есть давние территориальные споры практически со всеми соседями: Сингапуром, Индонезией, Вьетнамом и Китаем. Перечисленные страны активно наращивают свои военные возможности. К концу 2001 г. Сингапур намерен довести число истребителей F-16С до 49 машин за счет приобретения современных машин серии В1оск 52. Китай проводит масштабное перевооружение ВВС на истребители Су-27СК и Су-30МКК и рассматривает возможность приобретения партии истребителей Су-30КН для авиации ВМС. Вьетнам закупает истребители Су-27. Современные боевые самолеты намеревается приобрести Индонезия.

Малайзия обеспокоена военными приготовлениями стран-соседей. Местные аналитики считают, что боевой потенциал малазийских ВВС следует поднять в два раза. Возможный объем закупок оценивается в 16-18 самолетов. При этом имеющиеся самолеты — МиГ-29, F/A-18C/D и Hawk могут надежно обеспечить решение боевых задач в ближней зоне, однако их ТТХ недостаточны для действий по удаленным целям, и они не удовлетворяют современным требованиям многофункциональности.

После длительного обсуждения возможных альтернатив малайзийские военные пришли к выводу, что наилучшим образом новым требованиям отвечают тяжелые истребители Су-30 и F/A-18E/F Super Hornet.

Рассмотрев предложения российских производителей, малазийские эксперты как правительственные, так и независимые склоняются к выбору Су-30МКИ в качестве прототипа для нового истребителя ВВС Малайзии. Первые серийные Су-30МКИ поступят на вооружение ВВС Индии в течение года, а в 2003 г. начнется их сборка на заводе компании HAL, которому передает соответствующую лицензию Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО). В Су-30МКИ удалось воплотить многие передовые технические достижения, основанные на научных и технологических заделах 90-х гг., опыт работ по программам Су-27М и Су-27ИБ.

Аналитические исследования показывают, что Су-30МКМ (малазийский вариант Су-30МК) и F/A-18E/F Super Hornet, относящиеся к классу тяжелых истребителей поколения «4+», будут иметь соизмеримую боевую эффективность.

Су-30МКИПри сравнении летно-технических показателей американская машина впереди по боевой живучести. За российским самолетом преимущество в максимальной массе боевой нагрузки и тактическом радиусе. Наша машина имеет более широкий диапазон скоростей и высот полета. При проектировании Super Hornet: американские специалисты ставили себе задачу достичь маневренных характеристик Су-27. Но пока американцы работали над Super Hornet, Россия сделала следующий шаг — «сверхманевренность». Су-30МКИ, оснащенный передним горизонтальным оперением и двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ), стал первым в мире серийным сверхзвуковым истребителем с обеспечением режимов «сверхманевренности». Считается, что в региональных конфликтах истребители противоборствующих сторон будут довольно часто вести маневренный воздушный бой, в котором Су-30МКИ нет равных.

Тяжелые истребители с высокими ЛТХ эффективны при выполнении патрульных полетов в мирное время. В малазийской прессе сравнивались два инцидента. Первый из них — апрельское столкновение истребителя F-8II ВВС КНР с американским самолетом-разведчиком ЕР-3 Orion, которое закончилось гибелью китайского летчика вместе с боевой машиной. Второй — аналогичное происшествие над Баренцевым морем 13 сентября 1987 г., когда с советским Су-27 столкнулся базовый патрульный самолет Р-3В Orion ВВС Норвегии. Потеряв часть киля, Су-27 благополучно вернулся на базу, а Р-3В с трудом дотянул до ближайшего аэродрома.

По расчетам экспертов, за Су-30МКМ — почти полуторное преимущество в воздушном бою над Super Hornet. Российская машина оснащена БРЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР), которая способна осуществлять многоканальный обстрел целей без потери функции обзора воздушного пространства. Наличие современного радара на истребителе позволит малайзийским ВВС решить проблему отсутствия в боевом составе самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. БРЛС с ФАР планируется установить на Super Hornet  только в 2005-2006 гг.

Ударные задачи Super Hornet решает лучше (на 17% — одноместный F/A-18Е и на 23% — двухместный F/А-18F). После модернизации в 2005 г. отрыв увеличится до 23% и 29% соответственно. Превосходство обеспечивается более совершенной аппаратурой РЭБ, способностью применять высокоточные боеприпасы, оснащенные приемниками спутниковой системы GPS, а также наличием «длинной руки», роль которой выполняет ракета АGМ-84Н SLAM-ER с дальностью пуска до 270 км.

Однако американский истребитель объективно проигрывает по средствам борьбы с кораблями противника, имея в своем арсенале только дозвуковые ракеты AGM-84D «Гарпун», тогда как Су-30М сможет нести два типа сверхзвуковых ракет: X-31А ближнего и «Яхонт» дальнего радиуса действия.

Интегральная оценка боевых возможностей самолетов говорит о преимуществе российской машины над американской (на 8% над вариантом «Е» и на 3% — над «F»). С установкой на Super Hornet; в 2005 г. усовершенствованной обзорно-прицельной системы это превосходство может быть утеряно, если «Сухой» и ИАПО не проведут работы по совершенствованию своего самолета.

Российские эксперты, рассчитав стоимость жизненного цикла истребителей Су-30МКМ и F/А-18Е/F, пришли к выводу, что отечественная машина — примерно на треть дешевле в эксплуатации.

Однако конкурентоспособность американской авиатехники может быть существенно повышена, если Boeing реализует обещание предоставлять истребители в лизинг, начиная с 2006 г. Не исключены и другие шаги по повышению привлекательности F/А-18Е/F. Например, выкуп имеющихся у Малайзии F/А-18С/D с заменой их на новые самолеты.

У России — свои козыри. Отечественные предприятия идут на более тесную кооперацию при работе над совместными проектами, чем американские. В частности, возможна передача высоких технологий, а также привлечение весьма развитой высокотехнологичной промышленности Малайзии к выпуску боевых самолетов.

Во-вторых, для России не характерно прекращение по каким-либо политическим причинам поставок запчастей и боеприпасов для ранее проданной боевой техники, а для Вашингтона это — обычное дело.

В-третьих, США, имеющие военно-политические интересы во всех регионах мира, искусственно ограничивают боеспособность проданной техники. Так, ракеты «воздух — воздух» АIМ-120, уже оплаченные заказчиками, хранятся на американских базах и будут переданы владельцам только тогда, когда Вашингтон сочтет это целесообразным.

Преимущества сотрудничества с Россией хорошо просматриваются на примерах совместных российско-индийских программ в военной области. Этот опыт внимательно изучают в Малайзии — по понятным геополитическим причинам Куала-Лумпур считает Дели своим союзником. Начало лицензионного производства Су-30МКИ и создание в Индии мощного сервисного центра снимают традиционную озабоченность покупателей российского оружия по поводу его обслуживания и создают предпосылки для становления региональной военно-промышленной кооперации.

Малайзия стоит перед нелегким выбором между российским и американским предложениями. Многое будет зависеть от позиции высшего государственного руководства и умения российских переговорщиков вести дело единой командой. Твердая позиция «Рособоронэкспорта», которая позволила избежать конфликта между российскими авиастроительными фирмами, вселяет надежду на то, что на сей раз выгодный контракт упущен не будет.