Представленные Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева (ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) на авиакосмических салонах в Ле Бурже и Жуковском (МАКС-2001) новые разработки вызвали огромный интерес у многих посетителей. В связи с необходимостью широкого освещения разносторонней деятельности в ГКНПЦ образована служба международного сотрудничества и информации, руководителем которой назначен заместитель генерального директора Денис Пивнюк. По его инициативе 11 сентября проведен «День открытых дверей» для представителей средств массовой информации. Встречу провел генеральный директор ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Александр Медведев, который подробно на протяжении трех часов непосредственно на стендах рассказал о разработках Центра. Здесь же он дал интервью специально для журнала «Авиапанорама».

Александр Медведев — доктор технических наук и заведующий кафедрой Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе работал в КБ «Салют на инженерных и руководящих должностях. В 1995 г. был назначен на должность первого, а в феврале 2001 г. в возрасте 48 лет назначен его генеральным директором. Александру Алексеевичу присуждено звание “Заслуженный конструктор РФ”, а в 1999 г. –Премия Правительства РФ в области науки и техники. Своей главной задачей Александр Медведев считает обеспечение работникам Центра высокого жизненного уровня и сохранение тем самым высокого научно-технического потенциала. Александр Алексеевич женат, имеет четверых детей. Свобод время, которое бывает крайне редко, любит посвящать семье. Увлекается баскетболом и плаванием.

“АП”: Александр Алексеевич, охарактеризуйте кратко новые разработки ГКНПЦ: «Протон-М», «Бриз-М», «Ангара», «Рокот», «Байкал», «ФГБ-2», «Яхта».

А.М.: В настоящее время предприятие ведет работы по модернизации РН «Протон». Модернизированная «Протон-М» по энергетическим, экологическим и эксплуатационным характеристикам превосходит показатели «Протона». Внешние габариты ракеты-носителя (за исключением головного обтекателя — его размеры значительно увеличены), весовые характеристики конструкции, характеристики двигателей при модернизации остаются практически прежними. Главное изменение — замена устаревшей системы управления.

Одновременно с модернизацией РН введены в строй технический Комплекс, специально оборудованный под «Протон-М», и стартовый комплекс, дооборудованный под эту ракету, который является теперь универсальным и обеспечивает пуски РН 2. «Протон» и «Протон-М». Первый старт последней состоялся 7 апреля 2001 г. В результате на геостационарную орбиту успешно был выведен спутник связи «Экран-1М».

В первом запуске «Протона-М» применен новый разгонный блок (РБ) «Бриз-М», разработанный ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и значительно повышающий возможности РН по выведению КА в широком диапазоне орбит. Сейчас он находится на стадии летных испытаний (начаты в 1999 г.).

РБ имеет компактную компоновку, состоящую из центрального блока и окружающего его сбрасываемого тороидального дополнительного топливного бака. Применение стандартного долгохранящегося жидкого топлива, обладающего высокой плотностью, позволило также создать очень компактную и легкую конструкцию баков.

Получаемые при этом преимущества вполне окупают некоторую потерю удельного импульса по сравнению с криогенными топливами, а применение сбрасываемого дополнительного топливного бака повышает энергетические характеристики РБ и увеличивает гибкость его применения для различных вариантов схем выведения полезных нагрузок.

Кроме применения «Бриза-М», в первую очередь, на РН «Протон» и «Протон-М», ГКНПЦ рассматривается возможность его применения на перспективной российской РН «Ангара», разработка которой ведется на предприятии в настоящее время. Возможно также применение РБ РН «Зенит».

Его широкие возможности для применения в нескольких вариантах на различных ракетах, в том числе автономность предстартовой подготовки и функционирования в полете, а также имеющие преимущества позволяют реально рассматривать его применение на зарубежных РН, например, на РН семейства «Ариан».

«АП»: Каковы сегодняшние позиции и перспективы ГКНПЦ на мировом рынке коммерческих запусков?

А.М.: По оценкам экспертов в ближайшие 10-15 лет мировой рынок коммерческих запусков будет стабилен (30-35 пусков спутников связи в год). При этом 70-80% дохода будет приходиться на запуски РН среднего и тяжелого классов на геопереходную орбиту. До 2015 г. емкость этого рынка можно оценить примерно в $75 млрд.

Новые разработки предприятия — модернизированная РН «Протон-М» с РБ «Бриз-М» и семейство «Ангара» позволят ему завоевать большую долю международного рынка.

В настоящее время стоимость выведения 1 кг коммерческой полезной нагрузки РН «Протон» с космодрома Байконур на геостационарную орбиту составляет около $17000. На «Протоне» с «Бризом-М» эта цифра может быть снижена до $13000, а выход на мировой рынок в 2005-2006 гг. семейства «Ангара» может эту цифру довести до $8-9 тыс.

Российско-американское совместное предприятие Launch Services (с российской стороны ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, с американской — «Локхид-Мартин»), предлагающее на мировом рынке коммерческих запусков услуги российских РН «Протон», «Протон-М» и американской ракеты «Атлас», сейчас имеет 50% рынка. После выхода на этот рынок РН «Ангара» 115 сможет рассчитывать на увеличение своего присутствия до 60%.

С запуском «Протона» и «Прото-на-М» с Байконура одновременно с пуском «Ангары» с Плесецка позиции России на мировом рынке коммерческих запусков будут усиливаться.

«АП»: Известно, что РБ «Бриз» применяется также на РН легкого класса «Рокот» («Бриз-КМ»). Охарактеризуйте кратко эту ракету.

РН легкого класса "Рокот"А.М.: Она создана на базе снимаемых с вооружения баллистических ракет SS-19 и предназначена для выведения КА массой до 2 т на низкие околоземные орбиты. К настоящему времени в рамках летных испытаний осуществлено четыре успешных пуска РН «Рокот»: три — из шахтной пусковой установки с космодрома Байконур и один — с наземной ПУ с космодрома Плесецк.

В преддверии первого полноценного коммерческого пуска «Рокота» с космодрома Плесецк, который запланирован на 19 ноября с.г., с начала августа в ГКНПЦ работала многочисленная делегация представителей заказчиков пуска по проекту «Грейс» в целях проверки готовности ракетно-космического комплекса.

В заключении созданной комиссии было отмечено, что при условии выполнения выданных ею рекомендаций запуск двух спутников «Грейс» с помощью РН «Рокот» на круговую околополярную орбиту в оговоренные сроки должен пройти успешно.

Проект «Грейс», научной целью которого является моделирование гравитационного поля Земли, представляет собой уникальный пример международной кооперации, в которой участвуют до 20 различных организаций и компаний. Основным инвестором и хозяином спутников является американское космическое агентство НАСА. Изготовитель спутников и технический исполнитель — германская компания «Астриум-Дорнье». Заказчик пусковых услуг — германское космическое агентство DLR

Хорошим заделом для организации пуска спутников «Грейс» является так называемый «сухой прогон» — генеральная репетиция запуска КА «Иридиум», которая проходила с конца августа до конца сентября на космодроме Плесецк. Несмотря на «шумное» банкротство компании «Иридиум», оказавшее негативное влияние на состояние рынка запусков КА связи в целом, образование новой компании IRIDIUM-LCC позволило вновь вернуть запуски с помощью «Рокота». Первый пуск двух КА «Иридиум» состоится летом 2002 г. Планируются также запуски в 2003 и 2004 г. Проект «Грейс» представляет собой редкий случай, когда государственный заказ от космических агентств Германии и США был выигран в конкурентной борьбе иностранной компанией. Как правило, федеральные запуски доверяют компаниям собственной страны, чтобы поддержать отечественного производителя. Причем нашими основными конкурентами выступали американская РН «Афина» («Локхид-Мартин») и российская РН «Космос», в прошлом году осуществившая пуск КА «Чемп», который является своего рода аналогом и предшественником спутника «Грейс». Успешный запуск по проекту «Грейс», в первую очередь, открывает нам широкий путь к наиболее перспективному в настоящее время для малых носителей рынку европейских спутников научного назначения. Хорошие перспективы у «Рокота» на азиатском рынке — ряд японских и южнокорейских фирм проявляют к нам активный интерес.

«АП»: Сейчас ГКНПЦ им. М.В. Хруничева в рамках перспективной программы «Ангара» ведет разработку целого ряда ракет-носителей от легкого до сверхтяжелого класса. Какие проблемы позволит решить это семейство РН?

А.М.: Создаваемый ряд РН в техническом плане мог бы заменить почти все существующие на сегодня носители: «Рокот», «Стрела», «Днепр», «Космос», «Циклон», «Зенит» и другие. Кроме того, ключевое звено в этом ряду — РН тяжелого класса рассматривается как транспортная основа космической программы России XXI века.

Заслуживает особого внимания новое интересное техническое решение, используемое при разработке семейства РН «Ангара», — многоразовый ускоритель «Байкал». Применение таких ускорителей за счет их многократного использования позволит значительно снизить удельную стоимость выведения. По предварительным оценкам в 2 раза.

В настоящее время уже завершена конструкторская и технологическая разработка унифицированного ракетного модуля и РН легкого класса на его основе. Завершается подготовка к выпуску и началу наземных испытаний реальных изделий.

Основное место старта РН «Ангара» — российский космодром Плесецк. Уникальные технические решения позволят с одной пусковой установки осуществлять пуск всех РН семейства «Ангара». Это обеспечит России независимый доступ в космос для всех диапазонов полезной нагрузки.

Сроки создания семейства РН очень жесткие. Так, первые пуски ракет-носителей легкого класса «Ангара-1.1» и «Ангара-1.2» планируются уже в 2003 и 2004 г. соответственно. Первый пуск РН тяжелого класса «Ангара-5» также планируется на 2004 г.

«АП»: Считается, что суперэкспонатом авиасалонов в Ле Бурже и Жуковском стал многоразовый ракетный ускоритель «Байкал», вызвавший бурю эмоций на Западе. Какое техническое решение вызвало удивление посетителей?

А.М.: Создаваемый совместно с НПО «Молния» ускоритель «Байкал» по аэродинамической схеме напоминает дозвуковой самолет, способный осуществлять посадку в автоматическом режиме по самолетному на штатную ВПП аэродрома «Перо» Плесецка за счет поворотного крыла. Он разрабатывается для применения в составе первых ступеней семейства РН «Ангара».

По «Байкалу» пока только начинается разработка, однако уже выпущен ряд проектов, сделаны 4 модели для продувок. Проведен цикл таких испытаний в ЦАГИ на скоростях 0,5-10 скоростей звука. ГКНПЦ приступил уже к выпуску конструкторской документации. Запуск «Байкала» планируется через три-четыре года после первого выхода «Ангары» на летные испытания.

«АП»: Александр Алексеевич, несколько слов о проектах «ФГБ-2» и «Яхта».

А.М.: Решением Росавиакосмоса, ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, РКК «Энергия» и ЦНИИМАШ функционально-грузовой блок ФГБ-2 (дублер модуля «Заря») включен в состав российского сегмента (РС) по надирному порту служебного модуля «Звезда» в качестве многофункционального модуля с выполнением функций адаптации двух научно-исследовательских модулей, кораблей «Союз», «Прогресс», а также функций, связанных с переработкой электроэнергии от научно-энергетической платформы РС МКС.

К сегодняшнему дню в целом от общего объема работ по созданию ФГБ-2 в конфигурации дублера модуля «Заря» выполнено около 70%. Он может быть пристыкован к МКС до конца 2003 г.

Проект «Яхта». Наше предприятие разрабатывает универсальную космическую платформу «Яхта», на базе которой планируется создание семейства миниспутников, которые будут решать различные задачи: дистанционное зондирование и мониторинг Земли, телекоммуникация и другие. Конструкция «Яхты» обладает хорошей ремонтопригодностью и легка в изготовлении. Весит около 350 кг. Мощность солнечных батарей — 3,5 кВт.

Первый спутник «Монитор-Э» планируется запустить в первом квартале 2002 г. с оптической аппаратурой Красногорского завода с разрешением 8 м . В настоящее время заключено соглашение с агентством Интерспутник для запуска КА на геостационарную орбиту в 2003 г. Для предоставления информации со спутника в удобном для заказчика формате на территории ГКНПЦ им. М.В. Хруничева создается координационно-аналитический центр. При этом устанавливается антенна диаметром 9 м . Управление спутником будет осуществляться с центра управления полетом, создаваемого на базе филиала ГКНПЦ в подмосковном Болшево.

«АП»: В заключение разрешите, Александр Алексеевич, поблагодарить Вас за внимание к нашему журналу, пожелать Вам крепкого здоровья и успехов в деле руководства и развития ГКНПЦ им. М.В. Хруничева.