Владимир Карнозов

Як-130Закончил работу тендерный комитет ВВС России, рассмотревший предложения по учебным самолетам нового поколения, поступившие от трех ведущих российских разработчиков авиатехники. Он рекомендовал главнокомандующему ВВС России выбрать легкий поршневой Су-49 разработки ОКБ Сухого в качестве самолета начальной подготовки и отбора летчиков и реактивный Як-130 ОКБ им. А.С.Яковлева для повышенной и боевой подготовки. Соответствующее сообщение для СМИ сделал начальник учебных центров ВВС России, председатель тендерного комитета по новым учебным самолетам генерал Анатолий Максимов. Он также сказал, что главнокомандующий ВВС Владимир Михайлов одобрил рекомендации тендерного комитета. Максимов, который сам опробовал в полете первый летный прототип Як-130, пришел к выводу, что ОКБ им. А.С.Яковлева лучше справилось с заданием по выполнению требований ВВС к учебно-боевому самолету (УБС), чем другие разработчики.

Конкурсная работа над реактивными учебно-тренировочными самолетами (УТС) нового поколения началась по заданию ВВС России в 1993 г. Одним из требований было оснащение УТС перепрограммируемой цифровой системой управления полетом, позволяющей эмулировать характеристики различных типов летательных аппаратов. По причине недостаточного финансирования из военного бюджета работа над новыми проектами замедлилась. В этих условиях “Промэкспортом” был подписан контракт с итальянской фирмой Aeromacchi, по которому АО “ОКБ им. А.С.Яковлева” и Aeromacchi объединили усилия по созданию самолета-демонстратора Як-130Д. Сотрудничество двух известных авиастроительных фирм продолжалось 7 лет, позволив “Яковлеву” в активном темпе продолжать работы над технологиями УТС нового поколения на деньги иностранного инвестора.

Вооружение Як-130В рамках соглашения с Aeromacchi была построена первая летная машина, представляющая собой опытный самолет — демонстратор технологий. После успешного завершения совместной программы летных испытаний итальянская фирма заявила о создании собственного самолета M346 на основе аэродинамических решений, отработанных на Як-130Д. Со своей стороны “Яковлев” продолжил работу над УТС с учетом требований ВВС России.

К настоящему времени свыше 80% средств, вложенных в программу Як-130, пришли из собственных ресурсов “Яковлева”. Президент фирмы Олег Демченко сказал, что объем реализации продукции ОКБ им. А.С.Яковлева в 2001 г. составил 1,3 млрд руб. по сравнению с 980 млн в 2000 г. В 2001 г. “Яковлев” получил чистую прибыль в размере 617 млн руб., против 467 млн руб. в 2000 г. Победа в тендере ознаменовалась подписанием договора между ОКБ и Министерством обороны РФ о создании учебно-тренировочного комплекса (УТК) на базе УБС Як-130 с одновременным созданием технических средств обучения, тренажеров и компьютерных классов. Финансирование этой программы будет вестись как за счет средств Минобороны, так и за счет собственных средств “яковлевцев” в пропорции 15:85.

Характер боевых действий на Северном Кавказе, а также финансовые соображения заставили ВВС России пересмотреть свои требования к перспективным машинам. Вместо чисто учебного самолета, ВВС затребовали УБС – самолет, способный решать не только учебные, но и боевые задачи. Следует отметить, что и на внешнем рынке интерес к Як-130 проявлялся главным образом как многоцелевому самолету, способному в случае необходимости участвовать в боевых действиях.

Летом прошлого года СМИ был показан доработанный самолет Як-130Д с пилонами для размещения боевой нагрузки весом до 3000 кг. Он может нести неуправляемые бомбы калибром 250 и 500 кг, 57 и 80 мм неуправляемые ракетные снаряды (НУРСы), 23-мм пушку в контейнерном исполнении, ракеты “воздух-воздух” Р-60 и Р-73. При весе боевой нагрузки 1500 кг радиус действия самолета достигает 1000 км. Рассматривается возможность подвески Х-25 и других ракет “воздух-поверхность”. Наведение управляемого оружия на цель будет вестись при помощи соответствующей аппаратуры, размещенной в подвесных контейнерах. Изучается возможность применения на Як-130 контейнера с РЛС “Копье”, разработанного Корпорацией “Фазотрон-НИИР” для штурмовика Су-39.

Высокие дозвуковая скорость полета (М=0,93) и тяговооруженность (0,81), широкий диапазон углов атаки (до 43°) и перегрузок (g +8…-3), а также большая скороподъемность у земли (73 м/сек), вкупе с возможностью базирования на коротких ВПП (длиной до 1000 м) позволяют считать Як-130 менее уязвимым для огня противника, чем любой из существующих УБС и легких штурмовиков.

Як-130ВВС России изучают возможность применения Як-130 для выполнения ударных задач в локальных конфликтах. Использование УБС для поражения наземных целей позволит уменьшить стоимость создания авиационной группировки самолетов четвертого и пятого поколений. Считается, что при решении некоторых задач относительно легкий и недорогой Як-130 будет действовать эффективнее, чем более тяжелые боевые самолеты.

“Яковлев” работает над семейством самолетов Як-130. В него входит одноместный легкий ударный самолет с РЛС в носовой части фюзеляжа, унифицированный с основным вариантом (УБС) на 90-95%. Рассматривается и палубный вариант самолета для тренировки морских летчиков, оснащенный посадочным гаком и усиленным шасси. Расчетные летно-технические характеристики (ЛТХ) подтверждены в ходе испытаний Як-130Д. В частности, был достигнут угол атаки 42°. Таким образом, ЛТХ самолета позволяют обучать летчиков технике пилотирования сверхзвуковых истребителей третьего и четвертого поколений, в том числе новейших “суперманевренных” истребителей Су-30МК и Су-35. Последнее обстоятельство послужило основой для подписания “Яковлевым” и АВПК “Сухой” соглашения о совместном продвижении “Яков” и “Су” на международном рынке. Им предусматривается формирование пакетных предложений для иностранных заказчиков. Предлагается комплексная система обучения летчиков боевых самолетов “Су” с использованием учебных самолетов “Як” (как существующих, так и перспективных, в том числе поршневых Як-52, Як-152, Як-54 и т.д.), тренажеров и компьютерных классов.

Экспортное и внутреннее исполнение серийных Як-130 будет отличаться составом бортового комплекса, вооружения и типом силовой установки. ВВС России предпочитают иметь самолеты с минимальным набором иностранных комплектующих. Для них создается специальный вариант Як-130 с двигателями АИ-222-2,5 разработки ЗМКБ “Прогресс”. Сборка этих моторов будет осуществляться ФНПЦ ММПП “Салют” в кооперации с АО “Мотор-Сич”. На экспорт же предлагается вариант с двигателями ДВ-2 сборки словацкой фирмы Povajhske Stroyane. Такие моторы прошли испытания на опытном самолете Як-130Д. ВВС Словакии рассматривают вопрос о закупке Як-130 с двигателями местной сборки.

Победив в тендере ВВС России, “Яковлев” активизирует работу на внешнем рынке. Маркетинговые исследования показывают, что потребность мирового рынка в самолетах класса Як-130 составляет от 800 до 1200 машин. Наряду с российским МиГ-АТ, чешским L-159 и итальянским M346, Як-130 участвует в индийском тендере на новый учебный самолет. Хотя Индия и объявила о выборе английского УТС “Хок” в качестве неотложной меры по восстановлению изрядно поредевшего в последнее время парка учебных машин, руководство “Яковлева” сохраняет оптимизм в отношении этого рынка. “Разговоры о том, что индусы покупают “Хоки” ведутся уже три-четыре года, а до сих пор ни одного самолета не поставлено”, — говорит заместитель генерального директора АО “ОКБ им. А.С.Яковлева” по внешнеэкономической деятельности Аркадий Гуртовой.

При наличии заказа поставки серийных Як-130 могут начаться в конце 2004 – начале 2005 г. На нижегородском заводе “Сокол” начата сборка серийных машин. Первую из них планируется поднять в воздух в третьем квартале 2003 г. Самолет получит “стеклянную” кабину с тремя ЖКИ (с размером экрана — 6 на 8 дюймов) и авионику разработки РПКБ (г. Раменское).