Владимир Карнозов

Фарнборо 2002Уныло, вяло и тоскливо прошел авиасалон на аэродроме «Фарнборо» (70 км к югу от Лондона) 22-27 июля 2002 г. Атмосфера выставки была «продиктована» событиями 11 сентября 2001 г., которые самым негативным образом сказались на положении дел в гражданской авиации. Темпы производства самолетов и вертолетов во всем мире снижаются. Как ожидается, «низшая» точка будет пройдена в следующем году, после чего рост авиаперевозок может возобновиться.

Авиационно-космической промышленности Великобритании пока удается держаться «на плаву». В 2001 г. ее оборот составил 18,4 млрд. фунтов стерлингов. Это несколько ниже, чем в предыдущем, и практически равно уровню 1999 г. в реальных ценах (с поправками на инфляцию). Английский авиапром пребывает в застое, и это не могло не отразиться и на крупнейшей в стране авиационной выставке.

Хотя размеры выставочных площадей не сократились по сравнению с «Фарнборо-2000», стенды участников в целом стали «беднее». Программа летного показа много потеряла в зрелищности из-за отсутствия российских и французских истребителей.

В субботу,27 июля, когда на выставку пошла публика, на статической стоянке и в полете демонстрировались 111 летательных аппаратов, в том числе беспилотный высотный разведчик — «хищник» (Predator), три планера и девять «орлов» (учебно-тренировочных самолетов «Hawk» пилотажной группы Red Arrows — «Красные стрелы»).

К тому времени два самых интересных экспоната из числа выставлявшихся в «рабочие дни» — новейшие региональные самолеты Ан-140 и ERJ-170 — уже покинули пределы Соединенного Королевства. Не состоялся и анонсированный в прессе пролет над «Фарнборо» сверхзвукового англо-французского лайнера «Конкорд». Правда, его очертания были воспроизведены группой «Красных стрел».

Еще одним виртуальным участником выставки стал Ан-124-100 авиакомпании «Волга-Днепр». В субботу, 20 июля, самолет приземлился на аэродроме «Фарнборо» с грузом экспонатов. Разгрузившись, «Руслан» улетел до официального открытия выставки в понедельник, 22 июля. Пойманный в объективы фотоаппаратов, он «заочно» поучаствовал в «Фарнборо-2002»: его фотографии, размещенные в аэрокосмических журналах, распространенных среди посетителей выставки в больших количествах.

«Фотки» оказались весьма кстати. В ходе выставки председатель группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин подписал с представителями завода «Авиастар» и АНТК им. О.К.Антонова соглашение на постройку еще одного «Руслана» в улучшенном варианте Ан-124-100М. «Волга-Днепр» уже вложила $90 млн. в расширение и модернизацию своего парка этого уникального самолета, прочно занявшего свою нишу на международном рынке.

Других российских самолетов на «Фарнборо» не было. Причина известна — «юридический терроризм» швейцарской фирмы «Нога». Российская сторона обратилась к устроителям выставки с просьбой дать гарантии, что наши самолеты не будут арестованы по требованию «Ноги». Англичане гарантий не дали.

Самолеты советской и российской сборки на выставке все же были. На статической площадке демонстрировались истребитель МиГ-21 румынских ВВС и штурмовик Су-25КМ со звездами Давида на плоскостях. Эти машины — образцы «пиратской» модернизации российской техники израильской фирмой Elbit Systems. А в последние два дня выставки («public days») в программе летного показа выступили иностранные летчики на самолетах Як-11, Су-26 и Су-31. Як-11 попал в руки английских любителей авиационной экзотики из Египта, где в свое время использовался для подготовки летчиков. Две «сушки» (обе российской регистрации) принадлежат иностранным спортсменам высшего класса. Как и в прошлые годы, они «открутили» головокружительный каскад фигур высшего пилотажа.

Стенды отечественных фирм располагались в четырех основных павильонах и отдельном мини-павильоне АВПК «Сухой». В соответствии с распоряжением Правительства РФ, ФГУП «Рособоронэкспорт» выступало организатором оборонной части национальной экспозиции. Ему удалось собрать под своим знаменем более чем 20 предприятий и организаций отечественного ВПК. Их экспонаты расположились в правом крыле первого павильона. На едином стенде «Рособоронэкспорта» в виде моделей, постеров и рекламных материалов было представлено более 200 наименований авиационной военной техники и вооружений.

«Рособоронэкспорт» преследовал на «Фарнборо-2002» несколько целей. Среди них — демонстрация возможностей и показ достижений российского ВПК в сфере военного производства и науки, обращение внимания заинтересованных стран на программы модернизации техники советского производства, состоящей на вооружении иностранных государств, формирование положительного общественного мнения за рубежом о качестве российского оружия. Экспозиция была сфокусирована на страны Центральной и Восточной Европы, имеющие большие запасы вооружений и военной техники советского производства. В частности, предлагались различные варианты модернизации истребителей МиГ-21, МиГ-29 и Су-22, вертолетов Ми-8/17 и Ми-24.

Одним из перспективных видов сотрудничества России с европейскими странами является создание современной тренажерной инфраструктуры, на базе которой возможно проведение комплексного обучения специалистов всех видов ВС, в том числе пилотов. Ведутся переговоры по созданию совместного Восточно-европейского тренажерного центра (ВЕТЦ). С немецкой стороны в них участвует фирма STN ATLAS Electronic Gmbh, с российской — Комитет по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами (КВТС), ФГУП «Рособоронэкспорт» и ЗАО «Р.Е.Т.Кронштадт». В основе центра будут находиться тренажеры, созданные совместными усилиями российских и европейских фирм. На стенде «Рособоронэкспорта» был представлен тренажер модернизированного вертолета Ми-17 разработки «Кронштадта». Аналогичный центр может быть создан и для обучения летчиков истребителей МиГ-29 на основе тренажера самолета с системой визуализации фирмы ATLAS. Образец тренажера выставлялся на стенде РСК «МиГ».

В дни «Фарнборо-2002» «Рособоронэкспорт» и британская компания Surrey Satellite Technology Ltd. (SSTL) подписали контракт о выводе на орбиту с помощью трех российских ракет-носителей «Космос-М» восьми английских спутников. Выведение состоится с космодрома «Плесецк» в 2002-2004 гг. РН «Космос-М», выпускаемая омским ПО «Полет», обеспечивает высокую точность выведения спутников на солнечно-синхронную орбиту и предлагает приемлемые цены. Ранее ракета уже вывела в космос два спутника, созданных SSTL.

Семь из восьми спутников сформируют группировку по слежению за катастрофами и стихийными бедствиями Disaster Monitoring Constellation (DMC). В этом проекте участвуют Великобритания, Китай, Алжир, Нигерия, Таиланд и Вьетнам. Восьмой спутник — экспериментальный TopSat с аппаратурой для обзора земной поверхности с разрешением 2-5 м. Его разработка финансируется из нескольких источников, в том числе из бюджета МО Великобритании.

Большой интерес на выставке вызвал уже упоминавшийся украинский 52-местный самолет региональных линий Ан-140. Машина, показанная на выставке, — первый серийный экземпляр самолета, выпущенный на заводе в Харькове (ХГААП). Он поступил на эксплуатацию в «Одесские авиалинии» в конце марта с.г. Уже в июне самолет перевез 1300 пассажиров на линиях, соединяющих Одессу, Киев и Москву. В течение 2002-20003 гг. планируется передать в авиакомпании еще десять таких самолетов.

В настоящее время специалисты АНТК им. О.К.Антонова работают над перспективным региональным самолетом Ан-148. В кооперации по производству новой машины участвуют со стороны России Улан-Удэнский авиационный завод (УУАЗ), Украины — харьковский завод ХГААП, запорожские ОАО «Мотор-Сич» и ЗМКБ «Прогресс». В базовом варианте Ан-148 способен перевозить 70 пассажиров на дальность 2800 км. Самолет с высоким расположением крыла будет иметь два двигателя Д-36-5АФ с тягой на взлете 6400 кг. Полет машины, сборка которой уже началась на опытном производстве АНТК, запланирован на конец следующего года.

Су-25 на Фарнборо 2002В ходе выставки руководителями фирм «Сухой» и «Боинг» обсуждался проект российского регионального самолета RRJ (Russian Regional Jet). Глава отделения «Гражданские самолеты Боинг» Алан Маллали лично заверил генерального директора АВПК «Сухой» Михаила Погосяна в том, что американская фирма будет участвовать в этом проекте. Он развеял слухи о возможном отказе «Боинга» от участия в некоторых перспективных программах сотрудничества с Россией из-за того, что «Аэрофлот» выбрал европейский A320 в качестве основного типа воздушного судна в обновленном парке авиакомпании.

На выставке было объявлено, что из четырех моделей моторов, предложенных для установки на RRJ, в «финал» тендера вышли PW800 фирм Pratt&Whitney Canada, MTU Aero Engines и «Авиадвигатель», и SM146 разработки SNECMA и НПО «Сатурн». Окончательный выбор предстоит сделать до конца года.

Свое видение перспективного регионального самолета («Проект 111») представила корпорация «Иркут», создаваемая вокруг Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО). Компьютерные изображения самолета были представлены на стенде корпорации.

А накануне «Фарнборо-2002» ИАПО обнародовало план второго этапа программы внешнего финансирования. Сама программа — не менее уникальна для предприятий российского ВПК, чем проект Су-30МКИ. Первый ее этап выполнили в течение 2001 г. и первой половины 2002 г. ИАПО успешно разместило на внутреннем рынке вексельные займы и облигации. Векселя ИАПО вошли в десятку наиболее ликвидных на российском рынке, а облигации — в десятку наиболее торгуемых. Цель второго этапа — снижение стоимости и увеличение сроков заимствования, поддержание ликвидности векселей. На третьем этапе программы будет проведена подготовка к выходу на внешний рынок, получение кредитных рейтингов и прохождение листинга на одной из российской бирж в секции акций. Затем планируется привлечение внешнего финансирования, выпуск Евробондов и подготовка к размещению GDR или ADR. Успешные действия ИАПО получили соответствующую оценку. Банк «Зенит» присвоил предприятию высокий кредитный рейтинг (B/1.77).

Менее чем за месяц до открытия салона из России в Индию были доставлены два многоцелевых истребителя Су-30МКИ, собранных на ИАПО. Индийские ВВС первыми в мире получают серийные сверхзвуковые истребители, двигатели которых имеют управляемый вектор тяги. Они оснащены РЛС Н011М «Барс» с фазированной антенной решеткой. Россия впервые поставляет на экспорт самолет с комплексом БРЭО, который создан в кооперации с индийскими, французскими и израильскими фирмами. К сожалению, эта замечательная машина не смогла принять участие в выставке.

Салон в «Фарнборо» сдает свои позиции: теряет привлекательность для посетителей и превращается из международного в «англо-американский». Фирмы-участники из других стран констатируют все более пренебрежительное к себе отношение со стороны организаторов.