Игорь Григорьев Несмотря на устойчивый кризис, обрушившийся на авиаперевозчиков, выполняющих регулярные международные полеты, сегмент рынка экспресс- доставок не только не пострадал от последствий терактов в Америке, но и стабильно, второй год подряд, растет на 40%.

Ту-204Экспресс-перевозки – это особый вид услуг по срочной (обычно за 24 часа или даже за ночь) доставке мелких упаковок “от двери до двери”, введенный в практику американскими экспедиторами в начале 70-х годов. В связи с огромным спросом экспресс-доставки быстро превратились в самостоятельный вид бизнеса и за сравнительно короткий срок приобрели международный характер.

Благодаря современной технологической базе и нетрадиционным методам обработки срочных грузов, время их прохождения на огромные расстояния сократилось до нескольких часов, появилась возможность обеспечить сохранность отправок и индивидуальный контроль за ними во всех звеньях цепочки: “от стола до стола” для курьерских отправок и “от двери до двери” – для экспресс-грузов. Возникла, таким образом, новая отрасль, не только приносящая большие доходы специализированным компаниям, но и требующая от них огромных капиталовложений в обеспечение и развитие мировых сетей при относительно невысоком уровне ставок. Под влиянием перемен на мировом рынке транспортно- экспедиторских услуг стали расширяться традиционные функции воздушных перевозчиков, таможни, аэропортов.

Неудивительно, что ведущие позиции в этом виде деятельности захватили крупные транснациональные компании, среди которых следует назвать Federal Express (FedEx), DHL International, United Parcel Service (UPS) и TNT Express.

По прогнозам, сегмент рынка авиационных экспресс-перевозок ежегодно будет возрастать на 18%, а в 2015 г. службы экспресс-доставки займут до 40% рынка грузовых отправлений.

В конце 90-х срочную доставку грузов стали практиковать и ряд крупных авиакомпаний мира. Новая тенденция воспринималась как защитная мера с их стороны, направленная против экспансии таких авиаперевозчиков, специализирующихся на срочной доставке почтовых сообщений, как FedEx или UPS, которые постоянно увеличивали объемы перевозимых грузов. Поэтому компании, предоставляющие комплексные услуги, надеялись урвать долю рынка у экспресс-перевозчиков.

Серьезный спад в экономике и последствия всем известных терактов заметно повлияли на всю структуру грузовых авиаперевозок, вынуждая клиентов все чаще прибегать к услугам экспресс-перевозчиков. Однако введение все более жестких мер по обеспечению безопасности вынуждает компании, специализирующиеся на грузовых и почтовых перевозках, отказаться от транспортировки грузов на борту пассажирских самолетов. Другими словами, грузоотправители теперь предпочитают посылать грузы не в багажных отсеках авиалайнеров, а в специализированных грузовых самолетах или же в грузовых автомобилях на ближние и средние расстояния. Тем самым преимущество получают компании, имеющие специализированные грузовые самолеты для экспресс-доставок.

Понятно, что меры безопасности особенно ужесточились в США, подвергшихся авианалету террористов. Так, почтовая служба США (USPS) приняла несколько серьезных решений, оказавших заметное влияние на обеспечение безопасности при выполнении экспресс-перевозок.

Трагические события 11 сентября практически не отразились на мировом рынке экспресс-перевозок. Напротив, темпы роста остаются необычайно высокими – второй год подряд объем перевозок увеличивается более чем на 40%. Пришлось, впрочем, фирмам потратиться на дополнительное оборудование – рентгеновские установки, которые проверяют содержимое всех отправок. Понятно, что эта мера привела к существенному подорожанию услуг, за предоставление которых стали взимать security surcharge – так называемую надбавку за безопасность.

С 1989 г. на российском рынке работает компания TNT Express – один из мировых лидеров международной индустрии экспресс-доставки документов, грузов, а также логистики и международной почты. Эта компания теперь принадлежит TNT Post Group (TPG) – акционерной фирме, являющейся одной из самых крупных мировых интеграторов, со штаб-квартирой в Амстердаме.

Еженедельно TNT осуществляет экспресс-доставку 3,6 млн документов, посылок и грузов, используя собственную оперативную транспортную сеть, которая включает в себя более 878 оперативных и экспресс-центров. Компания действует более чем в 200 странах мира, имея самую большую авиа- и дорожную сеть в Европе.

Как рассказала менеджер по маркетингу и развитию бизнеса Мария Корбут, благодаря разветвленной сети агентов во всех регионах России, TNT имеет самый широкий охват российской территории, обслуживая более 4500 городов страны. Что касается вида услуг, то они различны – от 9:00 Express, гарантирующей доставку документов до 9 часов утра следующего дня в крупные города Европы, до Economy Express по доставке менее срочных отправлений в любую точку Европы в течение двух–шести дней. Недавно компания запустила новый проект “Подтверждение о доставке”. Необходимую информацию, постоянно или только в период прохождения груза по сети, клиент получает по электронной почте в течение всего дня в автоматическом режиме.

Усилению позиций в Европе и расширению операций, безусловно, способствовал открытый в 1998 г. экспресс-центр в аэропорту Льежа, в котором мне довелось побывать.

Аэропорт, имеющий две ВПП, оживает в 23:00 по местному времени. То и дело, примерно через каждые три минуты, на скупо освещенное летное поле приземляются самолеты, “обряженные” в оранжевые фирменные жилеты. За рабочую ночь здесь успевают разгрузить и загрузить примерно 35 бортов – от 8 до 25 минут на самолет – и более 120 грузовиков, которые курсируют в треугольнике Амстердам-Париж-Франкфурт.

Авиаперевозки осуществляются подразделением компании TNT Airways, располагающим солидным парком из 43 самолетов, среди которых есть как собственные – ВАе-143QТ, А300-600F, так и машины, используемые на основе лизинга (В727-200F, “727-300F”, “757”). При доставке грузов за пределы Европы компания использует международную коммерческую сеть авиадоставки, стыкуя ее со своей авиационной службой. Ежедневно грузы отправляются из 350 аэропортов в 400 портов 212 стран мира. Пять самолетов выполняют полеты по внутренним маршрутам Франции и Италии.

С открытием льежского хаба TNT проложила воздушные трассы в Ганновер, Франкфурт, Болонью, Севилью, начала выполнять регулярные полеты в Стамбул, Порту, Тулузу, Марсель – в те пункты, для доставки отправлений в которые прежде использовались самолеты коммерческих компаний. И хотя прямые рейсы из Льежа в Россию компания пока не выполняет, заключен договор с KLM о регулярных рейсах из Санкт- Петербурга в Амстердам. Кстати говоря, это обычная практика TNT – при необходимости широко использовать самолеты таких международных перевозчиков, как British Airways, Lufthansa, Qantas и др. С марта прошлого года для своих экспресс-перевозок компания начала использовать зафрахтованный Ту-204-120С с двигателями Rolls-Royce RB211, который предоставила компания Sirocco Aerospace, обладающая эксклюзивными правами на маркетинг этой машины.

Второй самолет, произведенный на “Авиастаре” по программе Ибрагима Камеля, предусматривающей продвижение российского самолета на мировые рынки, поступил в июне. Задачи по эксплуатации самолетов TNT возложила на британскую авиакомпанию HeavyLift Cargo Airlines, имеющую многолетний опыт управления российскими самолетами в Западной Европе. Не исключено, что, обновляя свой парк,TNT отдаст предпочтение именно Ту-204. Гендиректор российского представительства компании Харро ван Грааффейланд выразил удовлетворение по поводу того, что теперь на европейских маршрутах летают самолеты российского производства, и будет вполне закономерно, если Ту-204, окрашенный в корпоративные цвета TNT, будет летать и в Россию. Возможно, именно этот самолет откроет прямой маршрут между Льежем и Москвой, о котором давно мечтает один из лидеров европейского рынка курьерских перевозок.

Казалось бы, сама специфика экспресс-перевозок предполагает использование в первую очередь воздушного транспорта. И действительно, многие компании, пришедшие в этот бизнес, со временем приходят к выводу о необходимости иметь собственную авиакомпанию, как это произошло и с UPS, и с TNT. Однако метаморфоза, произошедшая с входящей в тройку лидеров индустрии грузовых экспресс-перевозок американской FedEx, невольно заставила вносить в эту истину существенные коррективы.

Эта компания, еще в 1997 г. обладавшая огромным парком из 560 грузовых самолетов различных моделей и обеспечивающая ежесуточно свыше 2,5 млн отправлений в более чем 200 стран мира, два года назад угодила в крайне тяжелую финансовую ситуацию, когда казалось, что компания обречена на снижение доходности и, в конечном итоге, на разорение. Понемногу она распродала свой завидный авиапарк, и теперь у нее нет ни одного собственного самолета. При необходимости FedEx пользуется услугами коммерческих авиакомпаний. Это была вынужденная мера — все больше клиентов отказывались от дорогостоящих услуг FedEx, поскольку намного дешевле стало посылать отправления по электронной почте. Однако “королева доставки за ночь”, как уважительно именовали компанию, выжила лишь благодаря вовремя созданной службе наземной доставки, которая оказалась вполне приемлемой, а главное, более дешевой альтернативой авиадоставке.

Все это помогло FedEx не только устоять под натиском своего главного конкурента UPS, заграбаставшего 80% наземных доставок в США, но и отсечь у него часть рынка. Но UPS это ничуть не смутило, и, первоначально заявив о нежелании участвовать в ценовых войнах, она все же не удержалась и пообещала в этом году поднять цены на 3,9%. То же самое предприняли FedEx и другие конкуренты.

Благодаря 12%-ной операционной прибыли – это вчетверо больше, чем у отделения по авиадоставке – полученной подразделением FedEx Ground, чистая прибыль всей компании выросла на 45%, а в нынешнем финансовом году предполагается получить не менее 811 млн чистой прибыли. Впрочем, FedEx не отказывается, разумеется, от перевозок воздушным путем, сосредоточиваясь теперь на обслуживании корпоративных клиентов, особенно на выгодных международных маршрутах.

Что же касается UPS, то, получив дополнительные средства от открытого предложения акций, она тратит их на грузовые аэробусы, заказав разом 90 самолетов А300-600, из которых получено уже 24 машины, компьютеризацию и систему мобильной связи. При этом у компании очень высокие стандарты пунктуальности, которую она с успехом распространила и на авиадоставку. О том, что UPS неплохо адаптировалась в нынешнем очень сложном для ведения бизнеса периоде, свидетельствуют итоги третьего квартала 2002 г. Операционный доход составил $65 млн, тогда как за такой же период предыдущего года в этом сегменте рынка убытки превышали $4 млн. Объем экспорта превысил среднерыночный и составил 9,9%, а в Европе и Азии достиг 15%. В немалой степени этому способствовало открытие операционного центра на Филиппинах. Удачно сложились перевозки и на территории США – оборот возрос на 1,4%, хотя операционный доход снизился на 9,6%. Ежедневный объем доставки в Штатах снизился на 2,1%, составив 11,7 млн отправлений.

Для того чтобы более эффективно отреагировать на ожидаемый рост грузопотока, компания не пожалела $1 млрд для строительства нового операционного центра UPS Worldport в Луисвилле. Также начинается расширение крупнейшего европейского центра UPS в Кельне. В конце прошлого года компания подписала новое соглашение по авиаперевозкам в Гонконге, что позволит американскому перевозчику увеличить поток грузов в Азию и из Азии.

В декабре прошлого года один из признанных лидеров экспресс-доставки DHL International перешла в полную собственность компании Deutsche Post World Net. Теперь эта группа компаний под единым брэндом DHL International намерена консолидировать весь свой бизнес экспресс-доставки и логистики, приносящий доход более 21 млн евро.

Доля DHL International, основанной в 1969 г., в число основных акционеров которой прежде входили Lufthansa и Japan Airlines, на мировом рынке экспресс-авиадоставки составляет 37,5%. Компания быстро развивалась и вскоре ее авиакурьерская служба стала обслуживать жителей не только Америки, но и Европы, оперируя примерно 190 собственными и арендованными самолетами более чем в 220 странах. Ежегодно DHL обрабатывает 160 млн отправлений.

На российский рынок эта авиакомпания пришла еще 1984 г. – раньше своих конкурентов, которые позднее принялись теснить DHL, “откусывая от ее пирога” изрядные куски. Тем не менее, эта компания остается лидером на рынке экспресс-перевозок в России, имея здесь и в странах СНГ более 130 собственных и агентских офисов, обслуживающих около 800 населенных пунктов, включая более 500 российских городов.

Об экспансии DHL на мировом рынке наглядно свидетельствуют ее последние проекты. В аэропорту Цинциннати (США, штат Огайо) компания строит специализированный хаб по экспресс-доставке грузов и почты, который вступит в строй в середине нынешнего года. За ночь здесь будет обрабатываться до 1,13 млн т грузов – что почти вдвое больше, чем сейчас.

Для того чтобы попрочнее закрепиться в Азии, DHL приобрела 30% акций Air Hong Kong – дочернего предприятия одной из ведущих азиатских авиакомпаний Cathay Pacific. До 2004 г. партнеры намерены вложить в развитие своего СП $300 млн., а затем еще 100 млн. Не скрывая своих далекоидущих планов, DHL на эти средства собирается приобрести 8 новых грузовых самолетов и построить терминал для обработки грузов в аэропорту Чек Лап Кок. Партнеры рассчитывают, что вначале будут обслуживать 11 азиатских маршрутов, включая и Китай, тем более что прежде гонконгским авиаперевозчикам летать через китайскую территорию было запрещено. Если эти планы осуществятся, то DHL, укрепившись в этом регионе, сможет потеснить UPS и FedEx.

В декабре минувшего года парк DHL пополнился 18-м самолетом Boeing 757SF. Напомним, что самолет этой модели в июне 2002 г. по вине швейцарских авиадиспетчеров столкнулся с Ту-154 “Башкирских авиалиний” в небе над южной Германией. Этот самолет, окрашенный в новые красно-желтые цвета компании, обслуживает европейскую сеть DHL, состоящую из 54 станций. На подходе еще два “757SF”, которые увеличат авиапарк до 20 машин этой модели.