Николай Таликов – Главный конструктор, начальник Опытного конструктурского бюро (ОКБ) Авиационного комплекса (АК) имени С.В.Ильюшина. После окончания Московского авиационо-технологического института 35 лет работает в прославленном коллективе. В качестве Главного конструктора осуществляет руководство и координацию работ по самолету Ил-114.

“АП”: Николай Дмитриевич, в этом году исполнилось 70 лет Вашему ОКБ. Расскажите, пожалуйста, об основных вехах его истории.

Н.Т.: Наше КБ начало свою работу 13 января 1933 г. – именно в этот день был издан приказ по Народному Комиссариату тяжелой промышленности об организации конструкторского бюро опытного самолетостроения во главе с Сергеем Владимировичем Ильюшиным, впоследствии Генеральным конструктором, трижды Героем Социалистического труда, который руководил нашим коллективом 37 лет. Первая бригада конструкторов состояла из 7 человек – так начиналась ставшая всемирно известной ильюшинская фирма. Уже в первый год руководству отечественного авиапрома был предъявлен проект скоростного дальнего бомбардировщика. Для реализации революционного по тем временам проекта (совмещения большой дальности и высокой скорости) предлагалась схема двухдвигательного моноплана с высоким уровнем аэродинамического и весового совершенства. Вообще я бы хотел отметить отличительную особенность всех проектов С.В. Ильюшина. В каждом последующем самолете предлагались новые принципиальные решения, часто не имевшие аналогов в мировой практике. Этих принципов мы придерживаемся и сегодня.

Первый полет опытного скоростного бомбардировщика ЦКБ-26 выполнил в июле 1935 г. Владимир Коккинаки, многолетний шеф-пилот нашего КБ. Самолет подтвердил высокие характеристики: именно на нем впервые в СССР на двухдвигательном самолете была выполнена “Петля Нестерова”. В последующие годы КБ динамично развивалось, его численность к середине 30-х годов составляла более сотни специалистов. Остановлюсь кратко на наиболее значимых разработках.

В 1936 г. принято решение о запуске в серийное производство самолета ЦКБ-30 (ДБ-3), в этом же году был установлен первый мировой рекорд на ильюшинских самолетах: ЦКБ-26 поднялся на высоту 11294 м с грузом 500 кг. Впоследствии рекорд был увеличен до 12816 м. С 1937 г. самолеты ДБ-3 выпускались на трех авиазаводах: в Москве, Воронеже, Комсомольске-на-Амуре – и являлись в предвоенные и первые военные годы основным бомбардировщиком ВВС Красной Армии. Всего было выпущено более 6700 машин этого типа (в том числе модификации самолета Ил-4).

В 1939 г. состоялся первый полет бронированного штурмовика ЦКБ-55, прототип знаменитого Ил-2. Известная во всем мире аббревиатура “Ил” появилась в 1942 г. – именно с этого времени все самолеты разработки нашего КБ получили это обозначение. Создание штурмовика Ил-2 – яркая страница в истории отечественной мировой авиации. Его роль в Великой Отечественной войне трудно переоценить. Всего было построено более 36 тыс. Ил-2, около одной трети всех выпущенных во время войны самолетов. На территории нашего КБ на постаменте стоит Ил-2 как символ высокого мастерства наших конструкторов и мужества отечественных авиаторов.

“АП”: Когда началось проектирование пассажирских и транспортных самолетов?

Ил-14М.Т.: Еще не закончилась война, а был уже разработан эскизный проект пассажирского самолета Ил-12 на 29 мест. Первый полет его состоялся в августе 1945 г. с дизельными двигателями, впоследствии на них устанавливались бензиновые двигатели воздушного охлаждения АШ-82ФН. С 1947 г. самолет эксплуатировался на воздушных линиях Аэрофлота, всего выпущено 663 машины.

В 1954 г. начался серийный выпуск пассажирского самолета Ил-14, ставшего одним из основных самолетов гражданской авиации в 50-60-х годах. Всего было построено более 800 машин, кроме того, около 300 Ил-14 были выпущены в Чехословакии и ГДР. Эти самолеты сыграли значительную роль в освоении Арктики и Антарктики.

Рассказывая об этом периоде, я бы выделил еще одно, очень важное событие. Начиная с Ил-12 уже более полувека самолеты марки “Ил” осуществляют перевозки высших должностных лиц нашей страны и других государств. Думаю, этот факт является высокой оценкой работы ильюшинского КБ по созданию надежной авиационной техники.

“АП”: С Ил-18 началась целая гамма самолетов с газотурбинными двигателями для военно-транспортной и гражданской авиации. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде.

Ил-18Н.Т.: Хотел бы отметить, что еще в конце 40-х годов в нашем ОКБ началась работа по созданию самолетов с ГТД для ВВС. Наиболее известные из них – фронтовой бомбардировщик Ил-28, который выпускался долгие годы, в том числе и по лицензии в Китае. В 1956 г. был утвержден проект пассажирского самолета Ил-18, а уже в июле 1957 г. состоялся его первый полет с двигателями НК-4 (впоследствии на них устанавливались четыре ТВД АИ-20). С 1958 г. началась коммерческая эксплуатация самолетов Ил-18, который долгие годы был одним из основных в Аэрофлоте. Выпускались различные модификации самолетов, в том числе Ил-18Д с двигателями АИ-20М и подпольными баками, что существенно увеличило его дальность и грузоподъемность (более 100 пассажиров). Всего было построено 564 машины, в том числе на экспорт в десятки стран мира. За создание Ил-18 С.В.Ильюшин был удостоен Золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе. Эти самолеты эксплуатируются и в настоящее время.

В 1960 г. принято решение о разработке дальнего магистрального пассажирского самолета Ил-62 на 165 мест с двигателями НК-8. С 1966 г. Ил-62 передан в эксплуатацию в Аэрофлот, а в 1967 г. выполнил международные рейсы в Прагу и Монреаль. Впоследствии в эксплуатацию поступили модифицированные самолеты Ил-62М с двигателями Д-30КУ. Всего выпущено более ста самолетов Ил-62 и Ил-62М, многие из которых эксплуатируются в настоящее время.

1970 г. занимает важное место в истории нашего ОКБ. В соответствии с личной просьбой С.В.Ильюшин был освобожден от руководства предприятием, и Генеральным конструктором был назначен его ближайший помощник и ученик Генрих Васильевич Новожилов, ныне академик, дважды Герой Социалистического труда. За прошедшие 33 года Г.В.Новожилов сохраняет и успешно развивает ильюшинские традиции по созданию новой авиационной техники.

В 1971 г. состоялся первый полет военно-транспортного самолета Ил-76 с двигателями Д-30КП. В дальнейшем коммерческая нагрузка этого самолета (Ил-76ТД) составила 50 т. Этот самолет успешно эксплуатируется военно-транспортной и гражданской авиацией, МЧС и другими ведомствами, значительная часть самолетов поставлена на экспорт.

В начале 70-х годов наше ОКБ приступило к проектированию первого отечественного широкофюзеляжного самолета на 350 пассажиров Ил-86 с двигателями НК-86, первый полет которого состоялся в декабре 1976 г. Это был последний опытный самолет марки “Ил”, взлетевший при жизни выдающегося авиаконструктора, основателя нашего КБ, Сергея Владимировича Ильюшина, который скончался в феврале 1977 г. В декабре 1980 г. состоялся первый регулярный рейс Ил-86 по маршруту Москва-Ташкент. В конструкции этого самолета предусмотрена многократное резервирование важнейших систем, что позволило ему обеспечить практически безаварийную эксплуатацию и по показателям надежности быть среди лучших самолетов мира. В настоящее время Ил-86 является одним из самых востребованных самолетов, в том числе для туристических и чартерных перевозок.